2.4. Бюджетная смета таможенных органов
При выполнении возложенных на них функций таможенные органы несут расходы по оплате труда, закупают транспортные средства, оборудование, оплачивают коммунальные услуги, осуществляют ремонт служебно-производственных зданий, осуществляют другие затраты.
Для расчета потребности в денежных средствах и в целях их эффективного использования ФТС России и подведомственные ей таможенные органы и организации формируют бюджетную смету.
Бюджетная смета является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание бюджетных учреждений и осуществление мероприятий по их развитию.
Расходы таможенных органов финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому их содержание следует рассматривать с точки зрения принятой классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Функциональная, ведомственная и экономическая классификация расходов федерального бюджета, применяемая в текущем году, утверждается приказом Министерства финансов РФ.
РТУ, таможни и организации, подведомственные ФТС России, составляя заявку на финансирование из бюджета, планируют свои расходы по следующим целевым статьям функциональной классификации:
- 601 - «Обеспечение личного состава войск (сил)»;
- 602- «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск (сил)»;
- 607 - «Страховые гарантии военнослужащим»;
- 447 - «Пенсии, пособия, компенсации военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению».
Расходы по целевым статьям конкретизируются по видам затрат, которым также присвоены трехзначные коды. Конкретные расходы таможенных органов по видам финансовых операций отражает экономическая классификация. Предметным статьям и подстатьям расходов бюджетных учреждений присвоены шестизначные коды.
В соответствии с экономическим содержанием расходы таможенных органов подразделяются на категории (группы) - текущие (100 000) и капитальные (200 000). В составе текущих расходов планируются денежные средства:
- на оплату труда в соответствии с заключенными контрактами и трудовыми договорами;
- начисления на оплату труда;
- на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
- на трансферты населению;
- на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами.
Текущие расходы в течение года систематически повторяются.
Капитальные расходы отражают расчетную потребность таможенных органов на капитальные вложения в основные средства и приобретение нематериальных активов. Капитальные расходы являются следствием износа и списания объектов основных фондов или необходимости их расширенного воспроизводства при увеличении объемов таможенных услуг (работ).
Капитальные расходы носят периодический характер.
Текущие и капитальные расходы подразделяются на подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.
Рассмотрим содержание текущих расходов таможенного органа на обеспечение личного состава и их планирование.
100 000 - текущие расходы таможенного органа. Данная статья включает следующие подстатьи:
110 100 - оплата труда. На данную предметную статью относятся расходы по оплате труда физических лиц до удержания налогов с их доходов. Все суммы расходов по статье определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ и приказами ФТС России. Расчет денежных средств на выплату по должностным окладам и окладам специального звания и классного чина производится в таможнях в соответствии со штатным расписанием, списком присвоенных специальных званий и классных чинов и контрольным списком присвоения очередных специальных званий и классных чинов с указанием даты события. РТУ, определяя потребность в денежных средствах для оплаты труда в подведомственных органах, исходят из средних должностных окладов по каждой категории штатной численности.
110 200 - начисления на фонд оплаты труда, включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На данную предметную статью относят расходы по уплате единого социального налога в федеральный бюджет Пенсионного Фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования, бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Взносы начисляются по ставкам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, с сумм начисленной оплаты труда. В настоящее время социальный налог планируется по ставке 28 % - в Пенсионный фонд, по ставке 4 % - в Фонд социального страхования, по ставкам 3,4 % и 0,2 % - соответственно в бюджеты фонда и бюджеты территориальных фондов обязательного страхования (итого - 35,6%).
110 330 - приобретение предметов снабжения и расходных материалов. Для обеспечения личного состава таможенного органа планируют расходы по предметным подстатьям «Мягкий инвентарь и обмундирование» и «Продукты питания».
К расходам на мягкий инвентарь и обмундирование относят расходы на приобретение форменной, спортивной и специальной одежды и обуви в порядке, предусмотренном законодательством РФ; материала для пошива обмундирования и спецодежды и оплату стоимости пошива в ателье; на приобретение и изготовление матрацев, подушек, одеял, постельных принадлежностей и т.д.
110 400 - командировки и служебные разъезды. На данную предметную статью относятся расходы на служебные командировки; подъемные пособия и суточные при перемещении по службе.
Сумма перечисленных затрат при формировании проекта сметы расходов таможенного органа рассчитывается на основании плана служебных командировок и плана обучения должностных лиц на факультетах повышения квалификации, участия в целевых семинарах, совещаниях и конференциях, а также установленных норм расходов на питание, проживание при командировке в различные города России и зарубежные страны (устанавливаются Правительством РФ), норм компенсации расходов на найм жилых помещений при перемещении по службе (установлены Федеральным законом «О службе в таможенных органах»).
В плане указываются сроки обучения или командировки, число дней и человек, место назначения.
110 500 - транспортные услуги. В эту статью в части обеспечения личного состава входят расходы на оплату проезда сотрудников и членов их семей к месту проведения отпуска в соответствии с законодательством РФ. Планируется сумма расходов на основе анализа подобных затрат в предшествующие годы и уточняется ежемесячно исходя из числа сотрудников и членов их семей, предполагающих поездки во время отпуска, места отпуска и стоимости проезда.
130 300 - трансферты населению. Данная статья включает следующие подстатьи:
130 310 - выплата пенсий и пособий.
130 320 - стипендии. Выплачиваются студентам Российской Таможенной Академии и ее филиалов.
130 330 - прочие трансферты населению. Включает расходы на выплату единовременного пособия при перезаключении трудового договора на новый срок работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений; расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, предоставление льгот донору; компенсацию за использование автомобилей для служебных поездок.
130 340 - компенсации на лечение. На данную подстатью относятся расходы на выплату денежной компенсации на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых сотрудникам таможенных органов в размерах, установленных Федеральным законом «О таможенной службе» (6 минимальных размеров оплаты труда при предоставлении сотруднику очередного отпуска).
В отличие от расходов на обеспечение личного состава, которые носят характер индивидуального текущего потребления, расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение таможенных органов носят характер коллективного потребления и могут быть как текущими, так и капитальными затратами.
Целевая статья - 602 «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск (сил)». Таможенные органы включают в эту статью расходы по ряду предметных подстатей экономической классификации.
110 340 - оплата горюче-смазочных материалов. На статью относятся расходы на приобретение бензина, керосина, мазута, включая их доставку и складирование; аренду емкостей для хранения горючего и средств заправки; оплату тары, поступающей с горючим.
110 500 - транспортные услуги. По этой подстатье планируют транспортные расходы на железнодорожные, воздушные, автомобильные перевозки в положенных случаях личного состава, служебных животных и специальных грузов, продовольствия, вещдовольствия, имущества связи, а также услуг, оказанных транспортными организациями при грузовых перевозках.
110 700 - оплата коммунальных услуг. На эту предметную статью относятся затраты по содержанию помещений; отоплению, электро- и водоснабжению; аренде помещений, гаражей, служебных оперативных сооружений, мест для прокладки кабелей связи, оплате работ по текущему ремонту лифтового оборудования, кондиционеров, отопительной и водопроводной систем, собственных систем электроснабжения, водонасосных станций.
Расчет потребности в денежных средствах производится на основании договоров на оказание коммунальных услуг с коммунальными службами по тарифам. Эта статья расходов в силу ряда объективных причин в процессе реализации плана подвергается значительным изменениям, чем обусловливаются последующие корректировки.
110 600 — оплата услуг связи. На эту статью таможенные органы относят свои расходы за предоставленные им в пользование телефонные и телеграфные каналы связи, расходы по оплате радиосвязи, сотовой связи, телефаксов, пересылку почтовых отправлений, приобретение почтовых конвертов и марок, абонентскую плату за радиоточки и другие расходы, связанные с оплатой услуг связи.
Сумма затрат планируется с учетом расходов прошлых периодов, изменений в организации и техническом обеспечении связи, установленных тарифов на услуги связи.
111 000 - прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг. По этой статье таможенные органы планируют расходы на НИОКР, текущий ремонт оборудования и административных и служебных помещений, вневедомственную охрану, типографские и редакционно-издательские услуги, уплату налогов за пользование автомобильными дорогами, с владельцев автомобильных средств, издержки по делам о нарушении таможенных правил в случае прекращения производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, комплектование библиотечных фондов, ветеринарное обслуживание животных, оплату проведения экспертиз и сертифицирования товаров; оплату уничтожения обращенных в федеральную собственность товаров, не пригодных к употреблению; оплату специальной проверки и технического освидетельствования объектов связи; расходы на мероприятия по защите информации и другие расходы специального назначения.
200 000 - капитальные расходы таможенных органов.
240 100 - приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования. При составлении сметы расходов по этой статье таможенные органы планируют затраты на приобретение вертолетов и авиационного оборудования, специальных речных и морских судов, автомобилей, средств связи и коммуникации, копировально-множительной техники, сигнальных устройств, служебного оружия, средств вычислительной и специальной техники, программного обеспечения и компьютерных справочных систем, оборудования таможенных лабораторий, технических средств таможенного контроля и другого специального оборудования, инструментов и инвентаря, предусмотренного табелем технического оснащения.
Предусмотрены также расходы на приобретение предметов длительного пользования непроизводственного назначения.
Расходы на приобретение предметов длительного пользования рассчитываются исходя из потребности в них и финансовых возможностей таможенного органа.
240 200 - капитальное строительство. На данную предметную статью таможенные органы относят расходы по оплате договоров на строительные работы и монтаж оборудования, включаемого в сметы строек; расширение, реконструкцию зданий и сооружений; техническое перевооружение объектов правоохранительной деятельности; подготовку и планировку территорий строительства; проектно-изыскательные работы; экспертизы обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований.
Перечисленные затраты относятся к объектам, занятым непосредственно в таможенном деле.
По другим подстатьям планируют расходы на строительство и реконструкцию учреждений высшего специального образования, зданий, приобретение и монтаж оборудования, предусмотренного сметами этих строек, а также на оплату договоров на строительство или приобретение жилых помещений для сотрудников таможенной службы, общежитий для учащихся.
Для включения суммы затрат на капитальное строительство в расходы таможенных органов составляется специальная смета.
240 300 - капитальный ремонт. Данная статья включает несколько подстатей, где раздельно планируют затраты таможенного органа по оплате договоров подряда на капитальный ремонт объектов правоохранительной деятельности, объектов непроизводственного назначения и жилого фонда, в том числе общежитий.
При заключении договора подряда на капитальный ремонт специальных объектов правоохранительной деятельности составляется смета расходов, в которую включаются затраты на капитальный ремонт зданий, сооружений и производственного оборудования.
В смету расходов подрядчика на капитальный ремонт входят затраты на строительные материалы, запасные части, оплату труда (включая социальный налог), транспортные расходы, другие налоги, включаемые в себестоимость выполняемых работ, прибыль подрядчика, налог на добавленную стоимость.
260 000 - приобретение земли, нематериальных активов и других активов. На предметную подстатью «Приобретение нематериальных активов» организации ФТС России могут относить расходы по оплате прав, возникающих из патентов на изобретения, из авторских прав и на создание научных разработок, на программы для ЭВМ, базы данных.
Основной метод составления сметы расходов таможенного органа -нормативный. Он предполагает использование централизованно утвержденных норм расходования всех видов ресурсов. Применяется также опытно-статистический метод, например, при планировании расходов на оплату коммунальных услуг расходов на командировки и служебные разъезды.
Разработка сметы расходов ведется по принципу «снизу - вверх»; от таможенных постов и таможен к РТУ, от РТУ - к ФТС России.
Таможенные посты, находящиеся в подчинении таможни, к установленному сроку предоставляют в ее финансово-экономическое отделение заявки по всем видам ресурсов, необходимых для нормального функционирования.
Структура расходов таможен и таможенных постов неодинакова. Это обусловлено различиями в структуре управления, составе кадров по выслуге лет, территории зоны обслуживания; уровнем технического оснащения, категорией таможенного органа, уровнем региональных цен на коммунальные услуги, услуги связи, транспортные тарифы, топливо и другие товары.
Расходы таможни формируются под воздействием реально складывающихся условий функционирования. В процессе работы таможенных органов под воздействием внешних причин и других факторов (например, изменение штатной численности) появляется потребность в проведении корректировки сметы расходов. Корректировка может осуществляться как при разработке проекта плана, так и в процессе реализации уже утвержденного плана.
Для лучшего обоснования потребности в денежных средствах все расходы таможенных органов группируются по основным направлениям затрат.
К первой группе относятся статьи, за счет средств которых осуществляется приобретение запасных частей и комплектующих к специальной технике и транспортным средствам, ТСТК, приобретение хозяйственного и производственного инвентаря.
Расходы второй группы являются следствием экономических отношений с организациями сферы услуг, в которых таможенные органы должны выступать как платежеспособные субъекты.
По расходам третьей группы можно судить об уровне благосостояния сотрудников и работников таможенной службы, сравнивать расходы в отраслевом и региональном разрезах.
Сформированный финансово-экономическим подразделением проект сметы расходов таможни с расчетами потребности в финансовых ресурсах передается в РТУ, которое:
- осуществляет планирование расходов на содержание и развитие аппарата управления, организует планирование расходов на содержание и развитие нижестоящих таможенных органов;
- рассматривает смету расходов по статьям на содержание и развитие нижестоящих таможенных органов и представляет на утверждение в ФТС России сводную смету расходов по укрупненным статьям на содержание и развитие управления;
В ФТС России формируется и обосновывается заявка всей таможенной системы страны на необходимые объемы бюджетных ассигнований. В нее кроме обобщенных расходов региональных управлений включаются расходы аппарата ФТС России, управлений, таможен, медицинских и других организаций, непосредственно подчиненных ФТС России. На этапе обоснования обязательно параллельно проводятся расчеты поступлений в федеральный бюджет России финансовых средств от деятельности таможенных органов в планируемом периоде.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России