logo
УП_экономика_таможенного_дела

2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах

Организационную структуру управления в таможенном деле мож­но определить как упорядоченную совокупность устойчиво взаимо­связанных элементов таможенной системы, обеспечивающих функци­онирование и развитие таможенных органов как единого целого.

Слово «тип» в управлении обозначает форму чего-нибудь, облада­ющую определенными признаками; образец, которому соответствует исследуемая группа объектов, а также одну из высших систематизиро­ванных категорий, объединяющих родственные структуры объектов. В нашем случае таможенные органы делятся по следующим признакам:

  1. Международный квалификационный признак;

  2. Административно-территориальный признак;

  3. Пространственно-организационный признак;

  4. Характер транспортных средств и грузов;

  5. Специфика таможенной деятельности;

  6. Производственно-организационный признак;

  7. Уровень подчинения;

  8. Юридическая самостоятельность;

  9. Характер производственной деятельности;

  10. Объем выполняемых работ;

  11. Характер пропуска товара.

Но хотелось бы немного подробнее охарактеризовать наиболее основные принципы.

Характер транспортных средств. В зависимости от характера транспортных средств и осуществляемых операций таможенные органы подразделяются на следующие типы:

- железнодорожные (таможенный пост ЖДПП Успенская Таганрогской та­можни);

- автотранспортные (Санкт-Петербургская таможня);

- авиационные (Пулковская таможня, Внуковская таможня);

- морские (Балтийская таможня);

- речные.

Специфика таможенной деятельности и товаров. В последнее время в таможенной системе стали создаваться специализированные таможен­ные органы:

- оперативные таможни, занимающиеся борьбой с таможенными правонарушениями, контрабан­дой;

- энергетическая таможня, компетенция которой ограничивается правомочиями по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия) и продуктов их переработки (далее - товары), а также транспортных средств, используемых в целях их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в управленческой деятельности необходимо учитывать как экономическую эффективность (соотношение затрат и результатов работы), так и социальную, которая реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников таможенных органов (хорошая оплата труда, приятные условия работы и возможности для развития личности).

К оглавлению

Контрольные вопросы

  1. Какие существуют уровни организационной структуры таможенных органов?

  2. Характеристика подсистем, элементов, связей и отношений в таможенной системе.

  3. Характеристика отраслевой и территориальной структуры таможенного дела.

  4. Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет РТУ?

  5. Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет таможня?

  6. Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет таможенный пост?

  7. Каковы признаки классификации видов деятельности в таможенном деле?

  8. Каким образом проявляется общественное разделение труда в таможенном деле?

К оглавлению