2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
Организационную структуру управления в таможенном деле можно определить как упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов таможенной системы, обеспечивающих функционирование и развитие таможенных органов как единого целого.
Слово «тип» в управлении обозначает форму чего-нибудь, обладающую определенными признаками; образец, которому соответствует исследуемая группа объектов, а также одну из высших систематизированных категорий, объединяющих родственные структуры объектов. В нашем случае таможенные органы делятся по следующим признакам:
Международный квалификационный признак;
Административно-территориальный признак;
Пространственно-организационный признак;
Характер транспортных средств и грузов;
Специфика таможенной деятельности;
Производственно-организационный признак;
Уровень подчинения;
Юридическая самостоятельность;
Характер производственной деятельности;
Объем выполняемых работ;
Характер пропуска товара.
Но хотелось бы немного подробнее охарактеризовать наиболее основные принципы.
Характер транспортных средств. В зависимости от характера транспортных средств и осуществляемых операций таможенные органы подразделяются на следующие типы:
- железнодорожные (таможенный пост ЖДПП Успенская Таганрогской таможни);
- автотранспортные (Санкт-Петербургская таможня);
- авиационные (Пулковская таможня, Внуковская таможня);
- морские (Балтийская таможня);
- речные.
Специфика таможенной деятельности и товаров. В последнее время в таможенной системе стали создаваться специализированные таможенные органы:
- оперативные таможни, занимающиеся борьбой с таможенными правонарушениями, контрабандой;
- энергетическая таможня, компетенция которой ограничивается правомочиями по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия) и продуктов их переработки (далее - товары), а также транспортных средств, используемых в целях их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в управленческой деятельности необходимо учитывать как экономическую эффективность (соотношение затрат и результатов работы), так и социальную, которая реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников таможенных органов (хорошая оплата труда, приятные условия работы и возможности для развития личности).
К оглавлению
Контрольные вопросы
Какие существуют уровни организационной структуры таможенных органов?
Характеристика подсистем, элементов, связей и отношений в таможенной системе.
Характеристика отраслевой и территориальной структуры таможенного дела.
Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет РТУ?
Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет таможня?
Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет таможенный пост?
Каковы признаки классификации видов деятельности в таможенном деле?
Каким образом проявляется общественное разделение труда в таможенном деле?
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России