logo
УП_экономика_таможенного_дела

1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле

Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.

Выделяют две формы НТП –эволюционную и революционную20.

Эволюционная форма НТП – это накопление новых научных результатов с использованием известных и устоявшихся научных теорий, разработка новых устройств и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.

Революционная форма НТП — это переход к качественно новым типам устройств и технологий, основанным на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивающим скачок в росте экономической эффективности.

Первым направлением внедрения достижений НТП в таможенное дело России в начале 90-х гг. было создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС России (ЕАИС). Для ее функционирования необходимо было:

- создать методическую базу получения и представления статистической информации о валютном контроле таможенными органами;

- разработать информационную технологию сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;

- создать инфраструктуру региональных центров обработки таможенной информации;

- обеспечить передачу статистических данных между таможнями и ГНИВЦ ФТС России;

- создать комплекс компьютерных программ для обработки и ведения

всех видов таможенной статистики;

- приобрести средства вычислительной техники и систем передачи данных;

- создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.

Другой пример использования достижений НТП - это создание в 1993 г. оперативной дежурной службы как структурного подразделения Управления таможенной охраны ФТС России. Благодаря этой службе руководство ФТС России ежедневно получает сводку по оперативной обстановке в регионах, а также осуществляет взаимодействие с дежурными службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно-служебную деятельность региональных таможенных органов. Обобщение и анализ оперативных данных помогают руководству в принятии обоснованных решений, существенно повышают эффективность оперативно-поисковых мероприятий. В результате растет объем товаров и транспортных средств, задержанных при перемещении помимо таможенного контроля.

Второе направление НТП связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с промышленностью России по производству этих средств и их закупку за рубежом выделялись значительные средства. В 1996-1998 гг. были разработаны приемы применения ТСТК при выполнении процедур досмотра, создана ремонтно-техническая база, определены нормы обеспечения таможен материально-техническими ресурсами, введен порядок их заблаговременного планирования. Была организована ведомственная система связи для передачи данных от региональных таможенных органов в ФТС России. В региональных таможенных управлениях была создана информационно-техническая служба, которую возглавил один из заместителей начальника Управления. В состав службы вошли: отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, отдел связи, отдел технических систем таможенного контроля и технических систем охраны, отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и др.

В настоящее время общий фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ФТС России насчитывает свыше 150 программных продуктов, 2/3 которых созданы для верхнего уровня управления в целях централизованного внедрения в таможенном деле. Остальные программы предназначены для автоматизации деятельности РТУ, таможен, таможенных постов.

Третье направление НТП решает проблемы повышения квалификации кадров. Организована дифференцированная подготовка различных категорий личного состава таможенных органов в Российской таможенной академии и ее филиалах, на факультетах повышения квалификации.

Работа по внедрению НТП в таможенном деле направлена на реализацию Концепции информационно-технической политики ФТС России и Концепции сотрудничества таможенных служб СНГ в области технического оснащения. Идеи концепций реализуются при разработке целевых программ по созданию, производству и внедрению технических средств и нормативно-технической документации в таможенные органы.

Основными направлениями НТП в современных условиях являются21:

Работа в этих направлениях требует решения сложных научных и технических задач, таких как:

Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современ­ной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры тамо­женного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы авто­транспорта до нескольких минут. Внедрение современных средств связи и технологий таможенного кон­троля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и техно­логий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.

Эффективность внедрения достижений НТП можно рассматри­вать в экономическом и социальном аспекте. В экономическом аспекте более совершенные техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, интегрируют информационные ресурсы таможенных органов в ЕАИС ФТС России. Обеспечи­вается информационная безопасность таможенных органов, секретность опе­ративно-розыскных мероприятий, исключается несанкционированный дос­туп к информации. Социальный аспект эффективности НТП - это повышение комфор­та и улучшение условий труда, повышение имиджа сотрудника таможенной службы и престижа этой профессии.

В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможен­ного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет госу­дарства, повышении результативности правоохранительной и информацион­но-аналитической деятельности таможенных органов22.

Совершенствование технического оснащения, финансирование разработ­ки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являют­ся предметом планирования и составной частью программ развития тамо­женной службы.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федера­ции на 2001-2003 гг. предусматривала в первую очередь внедрение перспек­тивных таможенных технологий в целях повышения качества работы та­моженной службы.

В 2001 г. в ФТС России создана первая очередь автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью, благодаря которой примерно 80 % сведений о действиях всех таможенных постов стра­ны (примерно 4-5 тысяч грузовых деклараций в день) обрабатывается и анализируется в Москве в течение 2 суток.

В начале процесса компьютеризации таможенной системы ставка де­лалась на создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) таможенных инспекторов. Однако ограничиваться этим нельзя, так как не оправдыва­ются понесенные затраты и не наступают качественные перемены в уп­равлении. Новое качество таможенная деятельность приобретает в результате широкого использования автоматизированных систем управления (АСУ). Внедрена система видеосвязи ФТС России с реги­ональными таможенными управлениями.

В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможен­ного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет госу­дарства, повышении результативности правоохранительной и информацион­но-аналитической деятельности таможенных органов.

К оглавлению