1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.
Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.
Выделяют две формы НТП –эволюционную и революционную20.
Эволюционная форма НТП – это накопление новых научных результатов с использованием известных и устоявшихся научных теорий, разработка новых устройств и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.
Революционная форма НТП — это переход к качественно новым типам устройств и технологий, основанным на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивающим скачок в росте экономической эффективности.
Первым направлением внедрения достижений НТП в таможенное дело России в начале 90-х гг. было создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС России (ЕАИС). Для ее функционирования необходимо было:
- создать методическую базу получения и представления статистической информации о валютном контроле таможенными органами;
- разработать информационную технологию сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;
- создать инфраструктуру региональных центров обработки таможенной информации;
- обеспечить передачу статистических данных между таможнями и ГНИВЦ ФТС России;
- создать комплекс компьютерных программ для обработки и ведения
всех видов таможенной статистики;
- приобрести средства вычислительной техники и систем передачи данных;
- создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.
Другой пример использования достижений НТП - это создание в 1993 г. оперативной дежурной службы как структурного подразделения Управления таможенной охраны ФТС России. Благодаря этой службе руководство ФТС России ежедневно получает сводку по оперативной обстановке в регионах, а также осуществляет взаимодействие с дежурными службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно-служебную деятельность региональных таможенных органов. Обобщение и анализ оперативных данных помогают руководству в принятии обоснованных решений, существенно повышают эффективность оперативно-поисковых мероприятий. В результате растет объем товаров и транспортных средств, задержанных при перемещении помимо таможенного контроля.
Второе направление НТП связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с промышленностью России по производству этих средств и их закупку за рубежом выделялись значительные средства. В 1996-1998 гг. были разработаны приемы применения ТСТК при выполнении процедур досмотра, создана ремонтно-техническая база, определены нормы обеспечения таможен материально-техническими ресурсами, введен порядок их заблаговременного планирования. Была организована ведомственная система связи для передачи данных от региональных таможенных органов в ФТС России. В региональных таможенных управлениях была создана информационно-техническая служба, которую возглавил один из заместителей начальника Управления. В состав службы вошли: отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, отдел связи, отдел технических систем таможенного контроля и технических систем охраны, отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и др.
В настоящее время общий фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ФТС России насчитывает свыше 150 программных продуктов, 2/3 которых созданы для верхнего уровня управления в целях централизованного внедрения в таможенном деле. Остальные программы предназначены для автоматизации деятельности РТУ, таможен, таможенных постов.
Третье направление НТП решает проблемы повышения квалификации кадров. Организована дифференцированная подготовка различных категорий личного состава таможенных органов в Российской таможенной академии и ее филиалах, на факультетах повышения квалификации.
Работа по внедрению НТП в таможенном деле направлена на реализацию Концепции информационно-технической политики ФТС России и Концепции сотрудничества таможенных служб СНГ в области технического оснащения. Идеи концепций реализуются при разработке целевых программ по созданию, производству и внедрению технических средств и нормативно-технической документации в таможенные органы.
Основными направлениями НТП в современных условиях являются21:
автоматизация таможенных процедур;
создание информационно-технической среды и максимальное развитие информационных технологий;
расширение научно-исследовательских функций экспортно-криминалистических служб и спектра исследовательских технологий;
создание современных технических средств таможенного контроля.
Работа в этих направлениях требует решения сложных научных и технических задач, таких как:
внедрение в практику таможенных органов комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;
разработка особого порядка декларирования товаров и транспортных средств, позволяющего использовать передовые информационные технологии;
создание третьей очереди ЕАИС с едиными базами данных о физических и юридических лицах, совершивших таможенные правонарушения на территории России (причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов и наркотических средств, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, штрафов и пеней, о результатах проверок хозяйственной деятельности участников ВЭД, учета товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и т.д.);
создание унифицированного комплекса программных средств для реализации технологий сквозного таможенного контроля, валютного контроля и контроля бартерных внешнеторговых операций;
внедрения единой системы ведомственной электронной почты и электронного документооборота;
модернизация и дооснащение парка технических средств, в том числе досмотровой, вычислительной, охранной техники, телекоммуникационного оборудования;
оснащение средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, телекоммуникаций и автоматизированной системы контроля доставки товаров, закрытой телефонной и документационной связи отделов собственной безопасности, техническими средствами для повседневной деятельности метрологических служб;
создание программных средств для ограниченного доступа и защиты информации по товарам, относимым к государственной тайне;
создание ведомственной телекоммуникационной сети на основе цифровых технологий при обмене информацией между таможенными органами всех уровней;
создание первой очереди Таможенной единой автоматизированной информационной системы государств - участников СНГ (ТЕАИС СНГ).
Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры таможенного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы автотранспорта до нескольких минут. Внедрение современных средств связи и технологий таможенного контроля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и технологий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.
Эффективность внедрения достижений НТП можно рассматривать в экономическом и социальном аспекте. В экономическом аспекте более совершенные техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, интегрируют информационные ресурсы таможенных органов в ЕАИС ФТС России. Обеспечивается информационная безопасность таможенных органов, секретность оперативно-розыскных мероприятий, исключается несанкционированный доступ к информации. Социальный аспект эффективности НТП - это повышение комфорта и улучшение условий труда, повышение имиджа сотрудника таможенной службы и престижа этой профессии.
В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет государства, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов22.
Совершенствование технического оснащения, финансирование разработки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являются предметом планирования и составной частью программ развития таможенной службы.
Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 гг. предусматривала в первую очередь внедрение перспективных таможенных технологий в целях повышения качества работы таможенной службы.
В 2001 г. в ФТС России создана первая очередь автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью, благодаря которой примерно 80 % сведений о действиях всех таможенных постов страны (примерно 4-5 тысяч грузовых деклараций в день) обрабатывается и анализируется в Москве в течение 2 суток.
В начале процесса компьютеризации таможенной системы ставка делалась на создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) таможенных инспекторов. Однако ограничиваться этим нельзя, так как не оправдываются понесенные затраты и не наступают качественные перемены в управлении. Новое качество таможенная деятельность приобретает в результате широкого использования автоматизированных систем управления (АСУ). Внедрена система видеосвязи ФТС России с региональными таможенными управлениями.
В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет государства, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России