logo
УП_экономика_таможенного_дела

2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения

Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения определен законодательством о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами (ВТС). Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими ВТС являются:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»;

  3. Указ Президента РФ от 18.01.2007 № 54 «О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»;

  4. Приказ Минобороны России от 23.11.2007 № 485 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству государственной функции по принятию решения о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее продукции военного назначения»;

  5. Приказ ФСВТС России от 06.09.2006 № 53 «Об оформлении заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения и о порядке представления документов для получения лицензий»;

  6. Приказ ФТС России от 23.01.2007 № 79 «О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения».

Военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

Продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

  1. Укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;

  2. Поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;

  3. Развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

  4. Получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

  5. Обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военную специальную технику и имущество.

Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.

Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента Российской Федерации.

Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.

Организациями, осуществляющими внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются:

  1. Государственные посредники - специализированные организации, созданные по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Распоряжение указанными акциями (продажа и иные способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона;

  2. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", созданная Российской Федерацией на основании федерального закона;

  3. Российские организации – разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется Президентом Российской Федерации с учетом возможностей реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества.

Решения о вывозе продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров Российской Федерации, а также на основании обращений иностранных заказчиков.

Проекты решений о поставках на экспорт продукции военного назначения должны пройти процедуру рассмотрения и согласования в Министерстве юстиции Российской Федерации в части, касающейся выполнения мероприятий правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации.

Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 № 1062.

Согласно ему ввоз в Российскую Федерацию, в том числе временный ввоз (далее - ввоз), и вывоз из Российской Федерации, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку (далее - вывоз), продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Лицензии оформляются на бланках на специальной, защищенной от подделки бумаге. Неотъемлемой частью лицензий являются прилагаемые к ним перечни продукции военного назначения. Лицензии оформляются на основании заявления на получение лицензии и подписываются директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству или уполномоченным им лицом.

В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при ее таможенном оформлении применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Министерство обороны Российской Федерации по запросам федеральных органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности обязано безвозмездно в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления запроса, выдать запрашивающим организациям (лицам) заключение об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу и (или) вывозу, к продукции военного назначения. Форма такого заключения и порядок его оформления определяются Министерством обороны Российской Федерации (см. Приказ Минобороны России от 29.12.2005 № 550 «Об утверждении порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения»).

Порядок транзита вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации установлен Положением о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 306.

Транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации осуществляется при наличии разрешения Федеральной таможенной службы. Разрешение выдается после согласования с:

Вооружение, военная техника и военное имущество при транзите через территорию Российской Федерации подлежат пограничному, таможенному, а при необходимости - и другим видам контроля и оформлению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации запрещается.

Транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации производится при наличии разрешения компетентного органа (ФТС России), согласованного с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. При этом срок согласования разрешения не может превышать 15 дней.

Порядок выдачи разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества (далее – Разрешения) определен приказом ФТС России от 28.04.2009 № 748 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по выдаче и аннулированию разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества».

Разрешение выдается участнику транзита – российскому или иностранному юридическому лицу (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик или их уполномоченный представитель), осуществляющему в пределах своей компетенции действия в отношении вооружения.

Участник транзита обязан представить Разрешение таможенным постам, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые будет осуществляться транзит вооружения.

Таможенные посты, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые будет осуществляться транзит вооружения, обеспечивают контроль за наличием Разрешения при таможенном транзите вооружения.

Таможни, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые будет осуществляться транзит вооружения, обеспечивают:

Национальная система экспортного контроля. Проблема нераспространения оружия массового поражения (ОМП) является одной из важнейших задач мирового сообщества. Реализация общемирового процесса разоружения и конструктивное экономическое сотрудничество в значительной степени сдерживаются стремлением ряда стран Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии к обладанию оружием массового поражения. Растет опасность его использования международными террористическими группами. Примером этого является распространение по почте в США сибирской язвы, повлекшее за собой человеческие жертвы. Применение ОМП может повлечь не только значительный экономический ущерб, но и глобальную катастрофу, угрожающую исчезновением огромной части населения мира.

Мировое сообщество столкнулось с проблемой, как свести к минимуму угрозу распространения оружия массового поражения и при этом не поставить дополнительные барьеры на пути развития международного сотрудничества в области экспорта-импорта высокотехнологичных и наукоемких товаров и технологий двойного применения. Экспортный контроль является важнейшим инструментом политики национальной безопасности любой страны.

Механизм экспортного контроля опирается на установление особых требований к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями. Экспортный контроль может осуществляться на различных законодательно-правовых уровнях: международном, национальном.

В настоящее время в мире существуют международные режимы экспортного контроля по следующим направлениям: ядерное оружие (Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков – ГЯП), химическое и биологическое оружие (Австралийская группа – АГ, Конвенция о запрещении химического оружия), ракетное оружие (Режим контроля за ракетной технологией – РКРТ), обычные вооружения.

Национальный уровень. Российское законодательство в области экспортного контроля. Национальный уровень – это законодательно-правовые основы контроля государства за экспортом товаров в рамках системы экспортного контроля, услуг и интеллектуальной собственности для исполнения взятых на себя международных обязательств.

Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ двух указов:

1. Указ Президента РФ от 27.03.1992 № 312 установил контроль экспорта ядерных материалов, оборудования и технологий из РФ, привел национальное законодательство в соответствие с требованиями ГЯП. Условием экспорта стало обязательная постановка всех ядерных объектов в неядерной стране-импортере под гарантии МАГАТЭ.

2. Указ Президента РФ от 11.04.1992 № 388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» потребовал: «...В целях защиты государственных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия создать в РФ систему экспортного контроля».

Руководство Российской Федерации последовательно совершенствует национальное законодательство в этой области. Действующая нормативно-правовая база РФ в области экспортного контроля включает в себя:

  1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;

  2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

  3. Принимаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами РФ подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства, нормативные правовые акты, издаваемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом № 183-ФЗ от 18.07.1999 г., другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Оружие массового поражения (ОМП) – ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.

Средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,

имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные лица – юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

Основными целями экспортного контроля в РФ являются:

  1. Защита интересов Российской Федерации;

  2. Реализация требований международных договоров РФ в области нераспространения ОМП, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного назначения и товаров двойного назначения;

  3. Проведение РФ государственной политики в области экспортного контроля.

В работе национальной системы экспортного контроля задействованы такие министерства и ведомства как Министерство иностранных дел РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Министерство обороны РФ, Федеральная таможенная служба, правоохранительные федеральные ведомства, специальные службы, а также отраслевые министерства и ведомства.

Президент Российской Федерации как глава исполнительной власти РФ возглавляет и руководит системой экспортного контроля РФ. Правительство Российской Федерации реализует государственную политику в области экспортного контроля. Комиссия по экспортному контролю РФ действует в целях обеспечения и реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. В результате структурной перестройки федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента от 20.05.2004 № 649 функции экспортного контроля, а также лицензирования экспорта и импорта товаров и услуг двойного назначения возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). В части экспортного контроля РФ она является правопреемницей бывшего Департамента экспортного контроля Министерства экономического развития и торговли РФ. Положением о ФСТЭК, утвержденным Указом Президента РФ от 06.08.2004 № 1085 определено, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области экспортного контроля. ФСТЭК России подчиняется Министерству обороны РФ.

Министерство обороны (МО). Так как ФСТЭК России подчиняется Министерству обороны, в настоящее время оно является одним из основных ведомств, образующих структуру экспортного контроля.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) в соответствии с Положением «О Федеральной таможенной службе», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела. В сфере экспортного контроля ФТС России обеспечивает решение важной государственной задачи по соблюдению разрешительного порядка перемещения через таможенную границу РФ контролируемых товаров, информации, работ, результатов интеллектуальной деятельности и других предметов экспорта, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и недопущению их несанкционированного вывоза за рубеж.

К функциям ФТС России в области экспортного контроля относятся:

В систему экспортного контроля РФ входит также ряд отраслевых ведомств и федеральных служб.

Контрольные списки разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания РФ, различных промышленных и научных организаций. Они утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Соответствующие указы Президента РФ вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

На товары и технологии, содержащиеся в таких списках, действия системы экспортного контроля распространяются в обязательном порядке. В настоящее время действуют следующие контрольные списки:

ИС – список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль (Указ Президента РФ от 14.02.1996 г. № 202);

ЯО – список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется (Указ Президента РФ от 14.01.2003 г. № 36);

РО – список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента РФ от 08.08.2001 г. № 1005);

ДН – список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ от 05 мая 2004 г. № 580);

– «Ч» – «чувствительные» товары и технологии;

– «ВЧ» – «весьма чувствительные» товары и технологии;

– «НБ» – товары и технологии, контролируемые по соображениям национальной безопасности;

ХО – список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента РФ от 28.08.2001 г. № 1082);

БО – список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю (Указ Президента РФ от 08.08.2001 г. № 1004).

Идентификация контролируемых товаров и услуг. Идентификация предполагает установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.

Идентификация контролируемых товаров и технологий является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. Он, в свою очередь, вправе поручить проведение идентификации экспертной организации, получившей в установленном порядке право на осуществление данного вида деятельности. С такой экспертной организацией заключается договор, после чего ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Система лицензирования включает правовую базу, институты и другие формы, служащие для разрешения или отказа в экспорте конкретного товара. Внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их передачу иностранным лицам, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий на экспорт, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю либо разрешений на временный вывоз (в дальнейшем – разрешений), предоставляемых участникам ВЭД по решению Комиссии по экспортному контролю РФ.

Разовая лицензия предоставляется участнику ВЭД на одну сделку (один контракт), один вид товара (один код ТН ВЭД), на срок до одного года.

Генеральная лицензия предоставляется на определенное количество товара, один вид товара (один код ТН ВЭД), на поставку в определенные страны и на срок до трех лет.

Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии участнику ВЭД принимается на основании результатов государственной экспертизы, проводимой ФСТЭК совместно с МО РФ, МИД РФ, федеральным агентством, к которому по принадлежности относится российский участник ВЭД, и при необходимости – с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Генеральные лицензии выдаются на вывоз из РФ контролируемых товаров в государства – участники соответствующих международных контрольных режимов на основании решений Правительства РФ. Получателями генеральных лицензий могут быть юридические лица, создавшие внутрифирменную программу экспортного контроля и получившие свидетельство о государственной аккредитации. Контролируемые товары и технологии в форме технических данных при их вывозе из РФ, кроме вывоза путем передачи по электронным каналам связи, подлежат обязательному таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, установленном законодательством РФ.

Оформление лицензии не требуется в случаях:

– вывоза из РФ контролируемых товаров, ранее экспортированных российским участником внешнеэкономической деятельности и специально ввезенных в страну с целью ремонта или замены на идентичные товары в соответствии с гарантийными обязательствами по договору (контракту, соглашению). При этом в ходе выполнения гарантийных обязательств допускается опережающий вывоз кондиционных товаров на замену дефектных;

– вывоза из РФ контролируемых товаров, ранее импортированных российским участником внешнеэкономической деятельности, с целью ремонта или замены на аналогичные товары в соответствии с гарантийными обязательствами по договору (контракту, соглашению);

– вывоза из РФ иностранных контролируемых товаров, ранее ввезенных в РФ в соответствии с таможенным режимом временного ввоза, при условии возврата указанных товаров их собственнику (владельцу) в государство, из которого они были ввезены в РФ;

– вывоза из РФ контролируемых товаров, предназначенных для технического обслуживания или ремонта морских и воздушных судов, государством регистрации которых является РФ.

В национальной системе экспортного контроля таможня рассматривается в качестве последнего рубежа при осуществлении вывоза товара, на котором может быть остановлен незаконный экспорт, представляющий угрозу распространения ОМП и средств доставки. На местах вопросы экспортного контроля находятся в компетенции отделов товарной номенклатуры и торговых ограничений таможенного органа, который указан в лицензии (таможня оригинала лицензии). Порядок оперативного контроля экспорта контролируемых товаров в целом совпадает с контролем обычных лицензируемых товаров. Таможенные органы являются последним барьером, на котором экспортная операция еще может контролироваться на территории государства. Таможня является практически единственным пунктом, где помимо проверки документов, может проверяться, соответствует ли перемещаемая продукция заявленной в лицензии. Таким образом, таможенные органы играют важнейшую роль в обеспечении контроля за соблюдением системы экспортного контроля.

С политической точки зрения упорядочение контроля за экспортом товаров двойного применения способствует восстановлению доверия к нашим финансовым институтам и Правительству. Наличие системы жесткого экспортного контроля позволяет государству достойно защищать интересы России на международных рынках.

К оглавлению