logo
УП_экономика_таможенного_дела

2.7. Валютный контроль в таможенных органах

Валютный контроль затрагивает две стороны междуна­родных экономических отношений: торговую и финансовую. Подобная двойственность валютного контроля иллюстрируется распределением ролей среди международных институтов, ответ­ственных за развитие мирового рынка. Сфера внешнеэкономи­ческого регулирования находится в сфере внимания двух меж­дународных институтов: ГАТТ/ВТО и МВФ. Роль ГАТТ/ВТО состоит в снятии барьеров на пути международной торговли, а роль МВФ согласно первой статье его Устава от 1944 г. заключа­ется в ослаблении валютных ограничений и постепенном пере­ходе к полной конвертируемости.

Как нетрудно заметить, оба аспекта международных эконо­мических отношений — торговый и финансовый — взаимосвя­заны между собой. Направленность и уровень внешней торговли зависит от международных финансовых и платежных условий.

Без валютных огра­ничений невозможно справиться с одной из главных опасно­стей современного мира финансов — масштабным перемеще­нием спекулятивного капитала. Вне зависимости от того, силь­ным или слабым финансовым рынком обладает национальная экономика, внутренний рынок всегда подвержен рискам бег­ства капитала и спекулятивных атак. Под их влиянием финансо­вый рынок теряет стабильность, в результате чего ни одна тра­диционная валютная система не в состоянии противостоять спекулятивному движению капитала.

Трансграничное перемещение капи­тала, т.е. его экспорт и импорт - одна из сторон интернационализации хозяйственной жизни, которая заметно усилилась в послед­ней трети прошлого века, породив процессы, именуемые глобализацией.

Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции.

Валютная политика – это составная часть экономической политики государства в целом внешнеэкономической политики в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений.

Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений. Её направление и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Главными целями валютной политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса страны.

На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.

Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран, а именно партнёрство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнёров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств. Также валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. На основе валютной политики государство определяет своё отношение к валютному регулированию.

Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства – поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов.

Валютные отношения являются одной из наиболее сложных и важных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, международных экономических отношений, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывают влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений.

С помощью инструментов валютного регулирования Банк России создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивающие возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Валютный контроль является надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.

Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать и отслеживать то или иное явление. Специфика любого контроля как элемента управления заключается в том, чтобы контролировать только то, что уже объективно имеется, реально существует (или должно существовать).

Выбор форм и методов валютного контроля зависит от особенностей экономического развития различных стран.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

10 декабря 2003 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», направленный на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка.

Указанный Федеральный закон включил в себя все постперестроечные меры по либерализации валютного законодательства и заменил действовавший Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Закон РФ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон) изменил существовавшую систему валютного регулирования и валютного контроля, приблизил ее к международным стандартам. В соответствии с ним, вмешательство государства в валютные отношения сведено к минимуму и должно быть законным и оправданным.

В преамбуле Закона обозначены цели его принятия: "Обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, как фактора прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества".

Направленность норм Закона на переход от «разрешительного» принципа проведения валютных операций к «уведомительному» должна способствовать достижению целей либерализации валютного регулирования. Законом внесена ясность в понятийный аппарат. Кроме конкретизации и уточнения имевшихся и ранее понятий введены новые, а именно: специальный счет, внешние и внутренние ценные бумаги и др. Драгоценные металлы и драгоценные камни исключены из понятия валютных ценностей, которыми теперь являются лишь иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Раскрывается понятие валютного законодательства, которое включает сам Федеральный закон и принятые в соответствии с ним федеральные законы. При этом органы валютного регулирования, к которым Федеральный закон относит Центральный банк РФ и Правительство РФ, могут издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, но только в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Законом предусматривается разграничение валютных операций только в зависимости от состава их участников. Соответственно выделяют: операции между резидентами, между нерезидентами и между резидентами и нерезидентами. Введение такой классификации не случайно, она соответствует положениям Соглашения с МВФ и ряда других международных договоров в этой сфере.

Важно, что в Законе закреплены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в России (статья 3):

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Ключевым принципом является "исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов". На этой основе базируется система ограничений. По общему правилу валютные операции осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, исчерпывающий перечень которых закреплен в Законе. Перечень ограничений также является закрытым и содержит лишь:

- требование об использовании специального счета;

- требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции на определенный срок;

- требование об открытии счета в уполномоченном банке.

К операциям, которые можно совершать только посредством использования специальных счетов, относят такие, как привлечение кредитов и займов за рубежом; операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); операции кредитных организаций, за исключением банковских операций (статья 8).

Либерализация валютного законодательства непосредственно коснулась и простых граждан. Во-первых, снято требование об идентификации личности при купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. То есть, иными словами, при покупке или продаже валюты предъявление паспорта не требуется. Однако, "сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица" (ч.2 статьи 11).

Во-вторых, физические лица вправе без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории государств, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Членами вышеназванных организаций являются практически все наиболее развитые страны. При этом, однако, необходимо в течение месяца с момента открытия счета уведомить об этом российские налоговые органы (статья 12).

Либерализация проявляется и в том, что резидент - физическое лицо может вывезти из страны до 10 тыс. долл. США (или эквивалентную сумму в другой валюте) без разрешений. Сумма иностранной валюты свыше 3 тыс. долл. США подлежит обязательному декларированию на таможне. Отметим, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется без ограничений (статья 15).

Нормы Закона сделали валютное регулирование в России более прозрачным, что должно было укрепить внешнеэкономические связи, привлечь иностранные инвестиции и оздоровить экономику страны в целом.

В соответствии со статьей 22 Закона валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Основными направлениями валютного контроля в России являются: (а) оп­ределение соответствия проводимых валютных операций действующему законо­дательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; (б) про­верка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед госу­дарством; (в) проверка обоснованности платежей в иностранной ва­люте; (г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они на­ходятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля. Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществ­ления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валют­ной выручки в Россию, укрепление в целом финансовой дисциплины.

Технологическая схема валютного контроля основана на возможностях упол­номоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций, производить анализ и сопоставление двух информационных баз.

Механизм валютного кон­троля за экспортными операциями включает сопоставление передаваемых тамо­женными органами данных о стоимости экспортируемого товара и дате его пере­мещения через российскую границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и даты поступления экспортной выручки. Для этого используется специальный документ валютного контроля — паспорт сделки. Основой механизма валютного контроля является обязанность экспортера обеспечить зачисление всей валютной выручки от экспортера на свои транзитные валютные счета в уполномоченных банках России в сроки, установленные законодательством.

Таможенные органы принимают экспортируемые товары к оформлению только в случае предъявления паспорта сделки. Кроме этого, в рамках процеду­ры валютного контроля в ФТС рассматривают внешнеторговый контракт, ори­гинал грузовой таможенной декларации (ГТД) и лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капита­ла, а также зачисления валютных средств на счета в иностранных банках).

После того, когда в пол­ном объеме был задействован механизм валютного контроля за поступлением ва­лютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали импортные операции. Чаще всего для этих целей использовалось заключе­ние фиктивного контракта (российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая фактически предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам.

Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импорт­ными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспорт­ными операциями, и заключается в оформлении соответствующих документов и их последующей пересылке между банками и таможенными органами. Основ­ным документом контроля также является паспорт сделки.

Осуществление эффективного валютного контроля невозможно без тесного взаимодействия между органами и агентами валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации в соответствии с законодательством являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным Законом устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, осуществляют в пределах своей компетенции органы валютного контроля и агенты валютного контроля. В соответствии со статьей 403 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Важным условием осуществления таможенными органами валютного контроля внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности. Требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

В соответствии со статьей 19 данного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу РФ остаются в сфере деятельности таможенных органов.

Статьей 15 Закона предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

Физические лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме вывозимые иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена статьей 15.25. Кодекса об административных правонарушениях российской Федерации (КоАП РФ).

Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. Перечень таких лиц установлен Приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. N 198, вступившим в силу 19 апреля 2005 г.

При выявлении иных нарушений валютного законодательства, совершенных на территории Российской Федерации, информация о них передаётся в орган уполномоченный рассматривать административные дела, возбужденные по статье 15.25 КоАП РФ – Территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Материалы о нарушениях валютного законодательства, совершенных за пределами территории Российской Федерации, либо об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений передаются в Федеральную налоговую службу.

На основании вышеизложенного, должностные лица таможенных органов возбуждают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в случаях обнаружения при осуществлении контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, достаточных данных, указывающих на нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенных на территории Российской Федерации.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций.

Согласно диспозиции части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем часть 1 статьи 15.25 КоАП России может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.

В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, при отсутствии у него документов, подтверждающих ввоз или перевод в Российскую Федерацию валюты, вывозимой из Российской Федерации сверх установленной нормы, так же квалифицируется по части 1 статьи 15.25 КоАП России как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации, поскольку в Закон внесены прямые нормы, установившие ограничения на вывоз физическими лицами наличных денежных средств из Российской Федерации, и случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной статьей 16.4 КоАП России.

Частью 2 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации не позднее одного месяца со дня открытия таких счетов (вкладов). Информация об установленных нарушениях порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и правил проведения валютных операций по указанным счетам (вкладам), а также об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений в оперативном порядке направляется в налоговые органы в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.

Частью 3 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.

Из Закона исключены положения, касающиеся обязательной продажи валютной выручки, в связи, с чем часть 3 статьи 15.25 КоАП России в настоящее время не применяется.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Пунктом 2 статьи 19 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.

В Законе о валютном регулировании отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой демереджа, неустоек (штрафов, пени), переуступкой требования, зачетом встречных требований. Исключение составляет зачет встречных требований в следующих случаях:

- по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским соглашениям;

- между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским соглашениям;

- по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Если условиями внешнеторгового контракта предусмотрено, что продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то не зачисление на счет данного резидента сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов не будет являться нарушением валютного законодательства.

Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств.

Кроме того, не могут признаваться административным правонарушением, предусмотренным частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств, а также случаи, связанные с уменьшением фактической фактурной стоимости товара.

На размер окончательной фактурной стоимости товара может влиять изменение количества и качества поставленного покупателю товара относительно количества товара, заявленного в ГТД, и качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД фактурная стоимость товара, если риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона.

Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если после вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона, товар оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным, его качество ухудшилось вследствие действия непреодолимой силы либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При подтверждении данных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством в этом государстве непоступление выручки от экспорта товара может быть признано обоснованным.

Пунктом 1 статьи 19 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

Согласно пункту 1 статьи 486 Гражданского кодекса России (ГК РФ), если договором не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом. Если договором предусмотрена оплата товара после его передачи покупателю (продажа товара в кредит - ст. 488 ГК РФ), но срок оплаты договором не определен, в соответствии со статьей 314 ГК РФ обязательство по оплате товара должно быть исполнено в разумный срок после возникновения данного обязательства. Продажа товара в кредит является видом коммерческого кредитования, следовательно, на продажу товаров в кредит распространяются правила о займе в соответствии с пунктом 2 статьи 823 ГК РФ.

В связи с этим при определении разумного срока оплаты товара, проданного в кредит, исходя из положений п. 1 ст. 810 ГК РФ следует считать его равным 30 дням с момента возникновения обязательства по оплате товара. Аналогичный подход применим и к договорам на импорт товаров, если договором не определен срок поставки товара после его оплаты.

Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Невывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в частности ст. 458 ГК РФ.

Для возбуждения дела по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ необходимо и достаточно установить следующие факты и обстоятельства:

- товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового контракта резидентом нерезиденту;

- денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены в предусмотренные внешнеторговым контрактом сроки.

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, путем заключения дополнения к внешнеторговому контракту может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым контрактом, денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований части 1 статьи 19 Закона о валютном регулировании не является.

Частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Денежные средства должны быть возвращены в Российскую Федерацию в сумме фактически уплаченных нерезидентам денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и комиссий.

Для возбуждения дела по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ необходимо установить следующие факты и обстоятельства:

- денежные средства перечислены нерезиденту и не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами для их возврата, а в случае отсутствия таковых в контракте - для ввоза (получения) товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами.

Вместе с тем, если товары ввезены (переданы) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым контрактом, но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует.

Если товары были ввезены позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Вина импортера-резидента в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, являются только резиденты - лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица.

Деяния, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, совершаются на следующий день после истечения срока исполнения обязанности, установленной ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании. С этого же дня исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности.

Части 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривают наложение административного штрафа в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, не возвращенных в Российскую Федерацию соответственно.

Зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в Российскую Федерацию после возбуждения дела об административном правонарушении не приводит к прекращению производства по делу.

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение порядка использования специального счета и (или) резервирования, единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются резиденты и нерезиденты - должностные лица, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Им изданы Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 1 июня 2004 г. N 258-П. Указанные документы предусматривают представление форм учета и отчетности по валютным операциям только уполномоченным банкам.

Вместе с тем таможенные органы могут и выявляют нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия паспорта сделки, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна либо несколько граф которого заполнены с нарушением требований, установленных в Приложении 4 к Инструкции N 117-И.

Организация проверок по соблюдению валютного законодательства РФ является неотъемлемой составляющей системы валютного контроля и основывается на инициативе подразделений валютного контроля таможен, частично - на информации полученной из вышестоящих таможенных органов о предполагаемых фактах непоступления и нарушения порядка зачисления валютной выручки.

Анализируя систему валютного контроля в Российской Федерации можно говорить о широком спектре тактических подходов при организации валютного контроля, которым может воспользоваться государство.

В процессе формирования новой системы организации валютного контроля в ее основу положены принципы и нормы, используемые в международных торгово-экономических отношениях. С отменой административных ограничений экспортно-импортных и валютных операций центр тяжести в их регулировании должен быть постепенно перенесен на экономические инструменты: таможенные тарифы, налоги, валютный курс.

Главное место среди них должна занимать система таможенного контроля, закрепленная в Таможенном кодексе РФ, поскольку поступления в федеральный бюджет за счет таможенных пошлин, налогов и акцизов по внешнеторговым операциям обеспечивают свыше трети его доходной части.

Рассматривая вопрос об изменении модели формирования валютного контроля в недалеком будущем, важно учитывать факторы внутреннего и внешнего характера, а также возможное реформирование в XXI веке мировой валютной системы в целом. Игнорировать это нельзя, ибо Россия - член мирового сообщества и постепенно интегрирует свой валютный рынок в мировой. Вместе с тем, ни одна мировая или региональная валютные системы не в состоянии нормально функционировать при отсутствии международного экономического и валютно-финансового сотрудничества государств.

К оглавлению

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под понятием "нетарифные меры таможенного регулирования"?

  2. Как классифицируются нетарифные меры таможенного регулирования?

  3. В чем заключается экономический механизм квоты?

  4. Что означает лицензирование в сфере внешней торговли?

  5. Что относится к специальным защитным мерам?

  6. Как классифицируются запреты и ограничения, не носящие экономического характера?

  7. Какими нормативными документами регламентируется порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения?

  8. Что понимается под понятием «технический регламент»?

  9. Что понимается под понятием «подтверждение соответствия»?

  10. Какими нормативными документами регламентируется порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю?

К оглавлению