2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
Международная конвенция «О согласовании условий проведения контроля грузов на границах» (Женева, 21 октября 1982 года) в отношении товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю при перемещении через таможенную границу, установила следующие положения:
Договаривающиеся Стороны стремятся по возможности сократить физический контроль перевозимых быстро погибающих растений и скоропортящихся продуктов растительного происхождения.
В случае, когда грузы необходимо задержать до получения результатов фитосанитарного контроля, компетентные контрольные службы Договаривающихся Сторон принимают меры к тому, чтобы хранение грузов осуществлялось при минимуме таможенных формальностей и в условиях, обеспечивающих их надежный карантин и сохранность.
В рамках действующих конвенций, за исключением тех случаев, когда такие меры необходимы для защиты растений в их странах, Договаривающиеся Стороны по мере возможности освобождают транзитные грузы от фитосанитарного контроля.
Фитосанитарные службы осуществляют сотрудничество с соответствующими службами других Договаривающихся Сторон в целях ускорения прохождения растений и растительных продуктов, подлежащих фитосанитарному контролю в частности путем обмена полезной информацией.
В случаях, когда партия растений или продуктов растительного происхождения задерживается при фитосанитарном контроле, компетентная служба принимает меры к тому, чтобы в кратчайший срок уведомить соответствующую службу страны - экспортера, указывая причины этого задержания и меры, принятые в отношении грузов.
Основы правового регулирования в сфере обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом РФ № 99-ФЗ от 15 июля 2000 г. «О карантине растений».
Федеральным законом введены следующие основные понятия в отношении карантина растений:
карантинные объекты - вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации;
подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов;
подкарантинные объекты - земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов;
карантинные фитосанитарные меры (фитосанитарные меры) - меры по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней вредных организмов;
государственный карантинный фитосанитарный контроль - мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона запрещается ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений.
Ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается только в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых организуются в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.
Ввозимая на территорию Российской Федерации подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вторичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.
Государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Фитосанитарный контроль проводится с целью предотвращения перемещения товаров, зараженных карантинными и (или) другими опасными вредителями, болезнями растений и сорняками, в отношении которых не могут быть приняты эффективные меры по обеззараживанию, очистке или промышленной переработке.
Фитосанитарному карантинному контролю подлежат все импортные растительные грузы, ввозимые любым видом транспорта и всеми видами отправлений:
- продовольственное, фуражное и техническое зерно, копра, солод, шроты, жмых, волокно хлопчатника, льна и др. прядильно-волокнистых культур, лекарственно-растительное сырье;
- обрушенный рис, орехи, арахис, мука, крупа, кофе-зерно, какао-бобы, сушеные плоды и овощи, табак - сырец, пряности и специи;
- семена культурных и диких растений;
- живые растения и их части (черенки, клубни, луковицы, корневища, корни и пр.);
- почва и растения с почвой (рассада, саженцы, цветы в горшках и т.п.);
- свежие плоды, ягоды, овощи;
- живые насекомые, клещи, нематоды и другие вредные организмы;
- культуры живых грибков, бактерий, вирусов - возбудителей болезней растений;
- коллекции насекомых, семян и гербарии различных растений.
Конкретный перечень товаров, подлежащих пограничному государственному карантинному фитосанитарному контролю при перемещении через таможенную границу РФ, утверждается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза России (до таможенных органов доведена письмом ФТС России от 10 июля 2009 г. № 14-82/31991 «О направлении перечня подкарантинной продукции»).
Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 г. № 163 утвержден Порядок организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз). Порядок устанавливает правила рассмотрения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявок на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче и выдачи фитосанитарных сертификатов на вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции и карантинных сертификатов на ввезенную на территорию Российской Федерации подкарантинную продукцию, при перевозках по территории Российской Федерации и на подкарантинную продукцию.
Фитосанитарный сертификат и карантинный сертификат оформляются на бланках, подлежащих строгому учету и имеющих необходимые степени защиты.
Оформление и выдачу фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов осуществляет Россельхознадзор непосредственно или территориальный орган Россельхознадзора (далее - территориальное управление Россельхознадзора), из региона деятельности которого осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции.
Фитосанитарный сертификат выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией Государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны-члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней. Карантинный сертификат на отечественную и ввезенную импортную подкарантинную продукцию выдается на срок - 15 дней с даты его выдачи.
Приказом Минсельхоза РФ от 13 февраля 2007 г. N 84 утвержден порядок организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору импортных карантинных разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Импортные карантинные разрешения оформляется на заявленную подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) (далее - подкарантинная продукция), ввозимую на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области карантина растений и законодательством Российской Федерации.
Импортные карантинные разрешения оформляется на бланке, подлежащем строгому учету и имеющим необходимые степени защиты.
Оформление и выдачу импортных карантинных разрешений осуществляет Россельхознадзор непосредственно или территориальный орган Россельхознадзора, в регионе деятельности которого осуществляется таможенное оформление подкарантинной продукции.
Импортные карантинные разрешения оформляется на ввоз подкарантинной продукции через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, находящиеся в регионе деятельности одного территориального управления Россельхознадзора. Срок действия импортных карантинных разрешений - двенадцать месяцев с даты их выдачи.
В случае введения в установленном порядке временных фитосанитарных мер по ограничению на ввоз подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации из заявленной страны-экспортера действие выданного импортного карантинного разрешения приостанавливается. Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора, выдавшее импортное карантинное разрешение, информирует заявителя о приостановлении его действия. Срок действия ранее выданного импортного карантинного разрешения продлевается на период действия временных ограничений, но не более чем на двенадцать месяцев с даты их выдачи.
Важнейшим условием ввоза подкарантинной продукции является наличие международного фитосанитарного сертификата и импортного карантинного разрешения. Указанные документы предъявляются только органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ и не являются основанием для завершения таможенного оформления.
Документами, подтверждающими осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля, является:
- карантинный сертификат, выдаваемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;
- фитосанитарный сертификат, выдаваемый при вывозе товаров с территории Российской Федерации.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России