logo
УП_экономика_таможенного_дела

Регулирования внешней торговли

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют:

    1. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 (с изменениями и дополнениями);

    2. Таможенный кодекс РФ;

    3. Система подзаконных нормативно-правовых актов по таможенно-тарифному регулированию, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральной таможенной службой.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» установлены цели и сфера использования таможенно-тарифных мер, определены основные понятия, используемые в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений РФ, закреплены общие принципы и правила применения таможенно-тарифных мер.

Эффективность использования таможенно-тарифного механизма во многом зависит от нормативного порядка и правил таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

В процессе применения таможенно-тарифного механизма решаются следующие основные задачи:

Основными элементами тарифного регулирования являются:

  1. Таможенный тариф РФ – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Таможенный тариф состоит из таких элементов, как таможенные пошлины (их ставки и виды), таможенная стоимость (и методы её определения), тарифные льготы, преференции и привилегии;

  2. Таможенные пошлины – обязательный взнос (платёж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;

  3. Ставки таможенных пошлин – указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с её таможенной территории (в зависимости от способа исчисления различают адвалорные, специфические, комбинированные ставки);

  4. Страна происхождения товаров – в зависимости от страны происхождения товаров ставки таможенных пошлин могут быть разделены на базовые, преференциальные и максимальные;

  5. Система группировки товаров – это распределение товаров по отдельным группам в соответствии с ТН ВЭД, разработанной на основе общемировой практики и классификации товаров (по общему правилу, изложенному в ст. 124 ТК РФ, классификация декларируемых товаров производится декларантом либо таможенным брокером);

  6. Таможенная стоимость товаров – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ;

  7. Тарифные льготы – это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от уплаты таможенной пошлины, снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров;

  8. Тарифные преференции – это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран;

  9. Тарифные привилегии – это преимущества, предоставляемые определённым физическим или должностным лицам при перемещении через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов.

Несмотря на всю убедительность в пользу свободной торговли, в действительности на ее пути стоит большое количество барьеров. Политика свободной торговли – непозволительная роскошь для государства. Ее проведение требует такой уровень стабильности экономики, устойчивости и рентабельности предприятий, который может оградить национального производителя, удержать его на плаву и помочь укрепить свои позиции. Экономика нашего государства еще не достигла стадии развития, позволяющей выступать на равных во внешнеторговых отношениях с иностранными партнерами. Поэтому наиболее предпочтительной в современных условиях представляется проводимая политика протекционизма, предполагающая установление высокого уровня таможенного обложения в первую очередь для товаров, ввозимых на территорию страны, а с целью пополнения доходной части федерального бюджета – установление ставок пошлин на вывозимые с таможенной территории РФ отдельные группы товаров.

Основной объем доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности составляют платежи, взимаемые при вывозе товаров с таможенной территории РФ.

Таможенная пошлина занимает центральное место в системе таможенных платежей и, как правило, при­меняется мировым сообществом в качестве инструмен­та государственного воздействия на внешнеэкономиче­скую деятельность и на обеспечение национальной безо­пасности.

Большинство государств мира используют его в качестве мощного фактора воздействия на националь­ную экономику. При этом таможенные пошлины высту­пают одновременно как экономический рычаг и право­вой институт. Таможенные пошлины занимают весомое место в формировании доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности.

Вплоть до 2005 г. таможенная пошлина одновремен­но принадлежала двум законодательно закрепленным системам обязательных платежей. Она, с одной сторо­ны, «возглавляла» систему таможенных платежей, с другой — относилась к числу федеральных налогов и сборов. Такое положение привело к серьезным пробле­мам в понимании правовой природы таможенной пошли­ны и обусловило дискуссию о ее финансово-правовой сущности.

Мировая торговля во все большей степени трансформируется та­ким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, и в торговле с развивающимися и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококва­лифицированный труд, на товары, произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда.

Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определен­ные требования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только в том случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений. Это обуславливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины.

Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т. е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь, созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин. Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обуславливалось их тесной связью с ценами. По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики.

Таможенные пошлины показывают основное направление, проводимое государством на данном этапе экономического развития, таможенной политики для обеспечения, в первую очередь, экономических и внешнеэкономических интересов страны и отражают положение и роль страны на мировых рынках отдельных товаров.

Таможенные пошлины по своей экономической природе являются ценовой категорией.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозяйственную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров13. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

В зависимости от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на таможенные пошлины и особые виды пошлин. Таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нор­мальных экономических условиях и отражаются в таможенном тари­фе. Особые пошлины применяются при нарушениях нор­мальных условий внешней торговли.

В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России, составляют ввозные пошлины. Ввозные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач:

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются на товары, произведённые на территории России и вывозимые за её пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

  1. Ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

  2. Сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки;

  3. Пополнение доходной части страны.

Они используются крайне редко отдельными странами - обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров.

В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для:

  1. Регулирования (сдерживания) потоков определённых групп товаров через территорию страны;

  2. Пополнения государственной казны.

Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется.

По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные, как правило, низкие, обычно это пошлины на импорт потребительских товаров, не производимых в стране. Протекционистские пошлины взимаются в целях защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. На уровень этих пошлин существенное влияние оказывает соотношение внутренних цен на товар с ценами, которые установились на данный товар в других странах.

В отдельных случаях размер таможенных пошлин оказывается настолько большим, что носит запретительный характер.

По обстоятельствам применения пошлины дифференцируются в зависимости от страны происхождения ввозимого товара.

С точки зрения причин установления пошлин разного уровня или их происхождения выделяются пошлины автономные и договорные.

Автономные пошлины устанавливаются государством независимо от каких-либо международных или двусторонних договоров, они как правило, максимальные.

Заключая с другими странами договоры или соглашения о взаимных таможенных уступках, страна вводит по отношению к товарам из этих стран пошлины более низкого уровня – договорные.

Различают особые виды обложения товаров - антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины.

Антидемпинговые пошлины предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Под демпингом понимается ситуация, когда экспорт товаров и их реализация в стране-импорте осуществляется по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя. Разница между этими ценами характеризует величину демпинга, которой и является основой определения размера антидемпинговой пошлины

Антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационные пошлины вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии. Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Импорт в Россию таких субсидированные товаров по искусственно зависимым ценам может нанести ущерб российским производителям, существенно сдерживать развитие отечественного производства. В таких случаях для защиты отечественных производителей предусмотрено применение компенсационных пошлин. Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Компенсационная пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Специальные пошлины применяются:

Специальная пошлина взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению Правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации, предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуще­ствлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определен­ный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине14.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Опреде­ление понятия «существенный ущерб» содержится в Антидемпинго­вом кодексе ГАТТ-ВТО 1994 г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импор­том товаров и национальной отраслью промышленности.

Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпингового импорта и причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара тех экспортеров, которые приняли обязательства.

Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортированного товара.

По отдельным группам товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года, могут устанавливаться сезонные пошлины. Их применение позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определённое время года. Сезонные пошлины устанавливаются на срок не более шести месяцев.

Они могут как включаться в тариф, так и применяться за пределами тарифа. На период действия сезонных пошлин действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Сроки, установленные для уплаты таможенных пошлин, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

При предварительном декларировании ввозимых товаров (статья 130 ТК РФ) таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При подаче периодической таможенной декларации (статья 136 ТК РФ) таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей, доплата сумм таможенных платежей осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей осуществляется в порядке, установленном статьей 355 ТК РФ.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150 ТК РФ) таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом.

Таможенная пошлина уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, в валюте Российской Федерации на счёт Федерального казначейства, за исключением физических лиц, перемещающих товары в упрощенном льготном порядке, которые вправе уплачивать таможенную пошлину в кассу таможенного органа.

Лицом, ответственным за уплату таможенной пошлины, является декларанты или таможенный брокер, если декларирование товаров производится таможенным брокером.

Сумма причитающейся таможенной пошлины исчисляется и уплачивается в соответствии с условиями избранного таможенного режима, предусмотренного таможенным законодательством Российской Федерации.

Исходя из сущности таможенной пошлины и использования ее для регулирования внешнеторговой деятельности, определение таможен­ной пошлины целесообразно осуществлять в следующей последова­тельности:

Этап 1. Определяется необходимая дифференциация номенклату­ры продукции по кодам ТН ВЭД. В каждую группу включается про­дукция, имеющая примерно одинаковый уровень приоритетности, близ­кую по потребительским свойствам, технологиям производства и уров­ню затрат.

Этап 2. Определяются в разрезе принятой номенклатуры внутрен­ние цены, в максимальной степени отражающие национальную сто­имость товара.

Этап 3. Определяются в разрезе принятой номенклатуры мировые цены, которые могут быть приняты для сопоставления различий в ми­ровой и национальной стоимости товаров.

Этап 4. Рассчитывается исходная основа таможенной пошлины.

Этап 5. Исходная основа таможенной пошлины корректируется с учетом тарифообразующих факторов и рассчитываются проекты ставок таможенных пошлин.

Этап 6. Определяются последствия введения проектируемых ставок пошлин.

Этап 7. Таможенные пошлины корректируются с учетом анализа следствий их применения.

Этап 8. Родственные группы продукции, имеющие примерно одинаковый уровень таможенной пошлины, сводятся в укрупненные группы. Одновременно могут унифицироваться ставки таможенных пошлин по другим группам продукции с целью снижения возможностей неправильного декларирования видов товаров и занижения таможенных платежей15.

Условия возникновения обязательств по уплате пошлин определяются национальным законодатель­ством. В ст. 319 ТК РФ определены момент возникно­вения обязанности по уплате таможенных платежей, а также время прекращения такой обязанности.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин возникает:

  1. при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

  2. при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосред­ственно направленных на вывоз товаров с таможен­ной территории РФ.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории без обязательства об обратном ввозе, обязанность по уплате таможенных пошлин прекращается:

1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин;

2) со смертью физического лица - плательщика таможенных пошлин или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) с ликвидацией организации - плательщика таможенных платежей.

Таможенные пошлины не уплачиваются в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными законо­дательными актами:

1.Товары не облагаются таможенными пошлинами;

2. В отношении товаров предоставлено условное полное освобождение уплаты таможенных пошлин, налогов;

3. Общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

4. До выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

5. Товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а точнее - их таможенная стоимость и (или) количество.

В статье 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» приводят­ся виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие в себе адвалорные и специфические виды таможенного обложения.

Адвалорные ставки более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые от­личаются высокой подвижностью. Адвалорные ставки используются как в импортном тарифе, так и при обло­жении вывозными таможенными пошлинами.

Таможенные пошлины по специфическим ставкам взимаются от веса, объема, единицы товара. Таким обра­зом, размеры таможенных пошлин по специфическим ставкам не зависят от таможенной стоимости товаров.

В мировой таможенно-тарифной практике по от­дельным тарифным позициям указывается и адвалор­ная, и специфическая ставка пошлины. В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний взимаются или обе пошлины одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможен­ной пошлины.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом. То есть допускаются исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей та­рифных льгот, установленных в статье 34 Закона РФ «О таможенном тарифе», — снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.

В отношении ввозимых товаров ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают Режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании Закона.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают Режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона РФ «О таможенном тарифе».

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают Режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Регулирование экономических процессов административными методами посредством введения импортных или экспортных пошлин показывает свою эффективность лишь в ситуации спокойной рыночной конъюнктуры и при условии, что ограничения носят временный характер. Когда же на мировом рынке бушуют ураганы, некогда действенный административный механизм надо настроить на поддержку участников ВЭД или сменить на рыночные отношения. Все, что происходит на сегодняшний день на рынке, эксперты объясняют исключительно рыночными процессами, подчиняющимися обычной взаимозависимости спроса и предложения.

Правительство России повысило с 2009 года пошлины на все ввозимые в страну иномарки. Постановление Правительства РФ № 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанное премьер-министром Владимиром Путиным 5 декабря 2008 года, действует с 12 января 2009 года.

Повысились пошлины как на легковые, так и на грузовые автомобили. Кроме того, изменился с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных – теперь заградительными таможенными пошлинами облагаются транспортные средства всего лишь пяти лет от роду.

Ставки пошлин на новые автомобили повысились с 25 до 30% от декларируемой импортером стоимости. Таким образом, таможенный платёж при ввозе автомобиля увеличился на 20%. Аналогичный порядок действует и для транспортных средств возрастом от трех до пяти лет, с той разницей, что пошлину на их ввоз повысили с 25 до 35 %. В этом случае в доход государства придется внести дополнительно 40% от привычного платежа.

Новые ставки вводились сроком на 9 месяцев. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2009 № 807 срок действия ставок продлён ещё на 9 месяцев. На такой же девятимесячный срок с 14 ноября 2008 года постановлением Правительства от 10.10.2008 № 745 введены новые ставки таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных транспортных средств; постановлением от 30.07.2009 № 616 Правительство России утвердило эти ставки на постоянной основе.

То же самое касается и постановления Правительства РФ № 943, подписанного премьер-министром 10 декабря 2008 года, «О внесении изменений в п.11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».

Таким образом, автопром фактически стал первой отраслью, получившей поддержку по новому антикризисному плану российского правительства. Как заявили в Минпромторге, цель нововведений – защитить отечественных производителей. До кризиса продажи иномарок росли на 50-60% в год, импортируемые автомобили не мешали спросу на машины, собираемые в России, и жесткие меры не были необходимы. Сейчас, когда банки ужесточили требования к кредитам, а потенциальные покупатели решили отложить покупку автомобиля до лучших времен, рост замедлился.

Ещё одной защитной мерой стало повышение пошлины на бытовые кухонные вытяжки с нуля до 10 процентов. В течение нескольких лет три российских завода были вынуждены работать в абсурдной ситуации: импорт комплектующих облагался 25-30-процентной пошлиной, в то время как конкуренты – иностранные компании завозили готовые изделия по нулевой ставке.

К оглавлению