Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
Правовую основу нетарифного регулирования составляют:
1. Федеральный Закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
2. Федеральный Закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных антидемпиноговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
3. Таможенный кодекс Российской Федерации;
4. Таможенный кодекс таможенного союза (вступает в силу с 01.07.2010);
5. Система подзаконных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, Комиссией таможенного союза, Федеральной таможенной службой.
Правовые основы применения нетарифных мер в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Федеральный закон). Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов России.
Статья 12 Федерального закона предусматривает, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:
Таможенно-тарифного регулирования;
Нетарифного регулирования;
Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
Мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Иные методы государственного регулирования не допускаются.
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифное регулирование внешней торговли может осуществляться только в следующих случаях:
- при введении количественных ограничений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в исключительных случаях;
- при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
- при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Введение количественных ограничений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в исключительных случаях.
Статья 21 Федерального закона устанавливает, что импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных положениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Вместе с тем Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать:
1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка России. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:
а) сокращения производства или продажи аналогичного товара российского происхождения;
б) сокращения производства или продажи товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в России не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снятие с рынка временного излишка аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
г) снятие с рынка временного излишка товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
д) ограничение производства продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в России аналогичного товара является относительно незначительным.
В случае если Федеральным законом допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В случае если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.
При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.
Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.
Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе не дискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.
Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.
В соответствии с Федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Порядок введения и применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров установлен Федеральным законом № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 года «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Антидемпинговые меры, компенсационные меры и так называемые специальные защитные меры носят чрезвычайный характер и направлены на защиту от недобросовестной конкуренции.
Антидемпинговые меры. Демпинг – распространенный метод конкурентной борьбы за рынки. Он определяется в современной международной практике как метод продажи на экспорт, когда «товары одной страны поступают в торговлю другой страны по цене ниже нормальной стоимости товаров на внутреннем рынке страны экспорта».
Антидемпинговое законодательство большинства стран осуждает демпинг, но, тем не менее, не запрещает его. Демпинг рассматривается как экспорт, против которого разрешается применение антидемпинговых мер.
Международная практика использует три основных критерия для ответа на вопрос – является ли цена товара, предлагаемого для экспорта, демпинговой или нет:
сопоставление цены товара конкретной экспортной сделки с внутренней ценой на такой же или аналогичный товар в стране экспорта;
сопоставление экспортной цены с другой экспортной продажей в какую-либо иную (третью) страну экспорта;
сопоставление экспортной цены со стоимостью производства в стране происхождения экспортного товара.
Эти критерии довольно жестко ограничивают возможность произвольного ответа на вопрос, является ли конкретная экспортная операция демпинговым экспортом и может ли против этой операции использоваться антидемпинговая пошлина.
Антидемпинговые пошлины можно определить как дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны - экспортера и причиняют тем самым материальный ущерб национальному производству в стране импорта.
Антидемпинговые пошлины взимаются сверх обычных импортных пошлин и носят протекционистский характер.
Компенсационные пошлины устанавливается в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или транспортировке которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии иностранного государства, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, к снижению цен на них при экспорте.
Специальные защитные меры. Специальные защитные меры – это меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения специальной пошлины или импортной квоты.
Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таком количестве, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.
Обычно специальные, компенсационные и антидемпинговые пошлины (или особые виды пошлин) применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны.
Для принятия решения о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между импортом товаров и причиненным ущербом, нанесенным отечественным производителям или созданием угрозы причинения ущерба отечественным производителям. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Статьей 32 Федерального закона определено, что, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:
1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
4) применяются для защиты культурных ценностей;
5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
7) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
9) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам России нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:
а) применения таможенного законодательства Российской Федерации;
б) представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;
в) охраны окружающей среды;
г) обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;
д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;
е) защиты интеллектуальной собственности;
ж) предоставления исключительного права.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, условно можно подразделить на следующие группы:
- запреты на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных категорий товаров;
- разрешительный порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров;
- специальные требования к соответствию товаров техническим регламентам и национальным стандартам, а также ветеринарным, фитосанитарным и санитарным, экологическим нормам и правилам;
- требования к маркировке товаров, их упаковке, заполнению инструкции на языке страны-получателя и т.п.
Запрещение ввоза (вывоза) отдельных товаров. Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ. Товары, запрещенные, в соответствии с законодательством, к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.
Вывоз таких товаров производится перевозчиком. Если нет возможности немедленно вывезти запрещенные товары, они помещаются на склады временного хранения или зоны таможенного контроля за счет лиц, ответственных за совершение таможенных операций для выпуска товаров. Предельный срок хранения таких товаров составляет 3 суток.
Запрет товаров на ввоз в РФ устанавливается законодательными актами соответствующих государственных органов. Расходы, возникшие у перевозчиков или заинтересованных лиц в связи с соблюдением запретов на ввоз на таможенную территорию или вывоз с таможенной территории России товаров, таможенными органами не возмещаются.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.
Таким образом, основываясь на положениях законодательства РФ о внешнеэкономической деятельности, к запретам и ограничениям внешней торговли товарами следует отнести:
– введение количественных ограничений экспорта и импорта отдельных категорий товаров;
– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных категорий товаров;
– введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров;
– применение разрешительного порядка ввоза, вывоза отдельных видов товаров;
– специальные требования к соответствию товаров техническим регламентам и национальным стандартам, а также ветеринарным, фитосанитарным, санитарным, экологическим нормам и правилам;
– прочие меры (требования к маркировке товаров, упаковке, заполнению инструкции на языке страны-получателя и т.п.).
Кроме того, главой 8 Федерального закона, а именно статьями 37, 38 и 39, установлены особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
К особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью относятся:
ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования (для поддержания курса национальной валюты).
25 января 2008 года подписано Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».
Статьей 9 Соглашения регламентировано применение мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории.
Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза, учрежденной Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее - Комиссия).
Полномочия Сторон по принятию решений о применении мер нетарифного регулирования, предусмотренных Соглашением, могут быть переданы Комиссии полностью или частично решением глав государств Сторон до создания единой таможенной территории государств Сторон.
В этом случае решения Комиссии о применении мер нетарифного регулирования выполняются Сторонами в отношении ввоза товаров на таможенные территории своих государств и (или) вывоза их с этих территорий.
В исключительных случаях Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев, после передачи Комиссии полномочий или после создания единой таможенной территории.
Сторона, вводящая меры нетарифного регулирования вносит на рассмотрение Комиссии вопрос о применении аналогичных мер другими Сторонами, а также информирует эти Стороны о введении и применении таких мер.
В случае введения Стороной мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны другие Стороны, не применяющие указанные меры, не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения, выданных уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства этой Стороны.
Порядок применения на единой таможенной территории мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов и особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, включая случаи их применения в одностороннем порядке, а также порядок применения иных запретов и ограничений внешней торговли, определяются отдельными соглашениями.
Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.
Перечень товаров, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу таможенного союза утверждается Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества. Решением № 19 от 27.11.2009 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России