2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств (далее – внутриведомственный финансовый контроль).
Внутриведомственный финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют Контрольно-ревизионное управление ФТС России и контрольно-ревизионные отделы РТУ в соответствии с действующим законодательством.
Документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД) таможенных органов, представительств таможенной службы за рубежом и организаций, находящихся в ведении ФТС России, проводятся ежегодно по утверждённым годовым планам.
Для повышения эффективности и качества ревизии могут привлекаться должностные лица заинтересованных отделов и подразделений.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, законности действий руководителя, главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого субъекта контрольных мероприятий.
Цель ревизии или проверки (далее – ревизия) – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом контрольных мероприятий хозяйственных и финансовых операций: их обоснованность, наличие движения имущества, денежных средств и обязательств в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, для определения эффективности целевого использования бюджетных средств.
Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
На проведение каждой ревизии издается приказ ФТС России или РТУ.
Ревизия проводится за период деятельности проверяемого субъекта контрольных мероприятий, следующим за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия.
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии согласно типовому заданию, которое утверждает руководитель ФТС России или начальник таможенного органа, назначившего ревизию.
Составлению программы ревизии и её проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчётные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащего ревизии проверяемого субъекта контрольных мероприятий.
В ходе ревизии ФХД осуществляется:
- проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчётных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведённых операций;
- организация в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сличения имеющихся в проверяемом субъекте контрольных мероприятий записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
- проверка фактического соответствия совершённых операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- поверка достоверности отражения произведённых операций в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности, в том числе соблюдение установленного порядка ведения учёта, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учёта с данными первичных документов, сопоставления показателей отчётности с данными бухгалтерского учёта, арифметическая проверка первичных документов;
- оценка обоснованности, целесообразности и законности принятых решений по планированию и расходованию бюджетных средств на хозяйственные цели, капитальный и текущий ремонт зданий, содержание автотранспортных средств, технических средств, средств связи и т.д.;
- анализ причин образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, правильности отражения задолженности на балансовых счетах, обоснованности и законности списания задолженности;
- проверка организации и правильности порядка ведения бюджетного учёта начисления таможенных и иных платежей;
- проверка в необходимых случаях состояния внутриведомственного контроля.
Для решения поставленной задачи в ходе ревизии и проверки операции финансово-хозяйственной деятельности участники ревизионной группы должны применять наиболее эффективные методы и приёмы контрольно-ревизионный работы.
Результаты ревизии обобщаются и оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (при необходимости членами ревизионной группы), начальником и главным бухгалтером ревизуемого субъекта контрольных мероприятий. Акт ревизии составляется в двух экземплярах, а при необходимости передачи материалов правоохранительным органам – в трех. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается начальнику ревизуемого субъекта контрольных мероприятий под роспись с указанием даты получения.
Кроме внутриведомственного, финансовый контроль в таможенных органах на основании статей 267 и 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляют органы Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России