2.1. Виды планов
Планирование представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:
- объединяет усилия многих участников производственного процесса и подчиняет их деятельность определенной цели;
- является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием;
- позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами, то есть работать эффективно;
- выступает средством стабилизации, способом защиты от неопределенности внешней среды, от ее высокой изменчивости в рыночной экономике;
- позволяет наметить темп развития системы.
Задачи, решаемые таможенными органами, требуют неодинакового времени, различны по уровню компетенции, направлены на совершенствование технологий таможенного дела или их революционное изменение. Поэтому в своей деятельности они используют не один вид планов, а их систему. В зависимости от уровня планирования и от того, как сочетается замысел его достижения, различают:
- стратегические планы (разрабатывает ФТС России);
- тактические планы (разрабатывают РТУ);
- оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные посты);
- планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, сотрудники)
Стратегический план - это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы. В нем также формулируются проблемы, цели и задачи развития таможенных органов. При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития.
Стратегию развития таможенной службы в рамках государственной политики в области таможенного дела определяет ФТС Российской Федерации. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях.
Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.
Оперативные планы разрабатываются в таможнях и региональных управлениях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля.
В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть:
- долгосрочными (5 и более лет);
- среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года);
- текущими (до 1 года).
В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются:
- организационные планы;
- планы развития;
- планы-задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами.
Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.
В таможенной системе Российской Федерации применяют различные виды организационных планов.
На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают:
- план организационных мероприятий (на год, месяц), календарный план работы (на месяц, квартал);
- план работы коллегии ФТС или РТУ (на полугодие)
- план командировок для аппарата ФТС (на квартал)
- план проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности подведомственных таможенных органов на календарный год;
- план проведения научных исследований (ГНИВЦ);
- план обучения должностных лиц (годовой).
На уровне таможни (поста) разрабатывают:
- план организационных мероприятий;
- план комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности (на календарный год);
- план работы начальника отдела, личный план работы сотрудника или работника;
- план повышения квалификации кадров.
Планы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.
Основой для разработки планов развития таможенной службы являются:
- концептуальный подход Правительства Российской Федерации к решению вопросов социально-экономического развития;
- план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды;
- рекомендации Всемирной таможенной организации по совершенствованию таможенной службы.
Отдельные положения названных документов получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.
Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами экономической (фискальной) функции. Этими планами для таможенных органов устанавливаются контрольные показатели формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами.
Процесс планирования подчиняется определенной логике, требующей обязательности осуществления определенных плановых процедур:
- постановки цели и задач планирования;
- выбора подходов к формированию планов;
- выбора методов плановых расчетов;
- решения организационных вопросов планирования;
- определения объема и характера предплановых расчетов;
- выражения плановых мероприятий в конкретных показателях (натуральных или стоимостных).
Принципами выполнения плановой работы являются:
- участие максимального числа сотрудников и работников таможенного органа в разработке предложений к планам, в предплановой работе, что позволяет в максимальной степени учесть все нюансы деятельности отделов, рассмотреть большее число идей, способствует повышению квалификации кадров.
- гибкость планирования, предусматривающая возможность внесения уточнения в ранее принятые решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Принцип гибкости в основном реализуется на уровне тактического и оперативного планирования;
- непрерывность планирования, означающая, что планирование представляет собой постоянно возобновляющийся, повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы ориентируются на достижение перспективных заданий и одновременно служат основой для их разработки. При этом степень исполнения текущих заданий определяет те коррективы, которые должны быть внесены в долгосрочные задания;
- оптимальность (реальность) плановых расчетов. План может считаться оптимальным, если он реально выполним, требует минимальных затрат для достижения заданных количественных и качественных параметров развития, а его мероприятия скоординированы по горизонтали (между подразделениями одного уровня) и интегрированы в общий план развития таможенной службы;
- научность планирования, предполагающая использование современных методов планирования, правильный выбор системы показателей для анализа, прогноза и планирования, комплексный подход к планированию.
В системе таможенных органов действует централизованный подход к планированию. При таком подходе планы формируются вышестоящим органом для зоны обслуживания в целом и затем распределяются по подведомственным учреждениям.
В таможенном деле различают четыре уровня планирования:
1) правительственный - для ФТС России;
2) уровень ФТС России - для РТУ и таможен непосредственного подчинения;
3) уровень РТУ – для таможен;
4) уровень таможни - для таможенных постов.
ФТС России осуществляет разработку и реализацию программ развития таможенного дела в стране.
РТУ разрабатывают развернутые планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей. Большое значение имеет территориальный подход к планированию развития инфраструктуры таможенного дела.
При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для многих или для всех таможенных органов проблем, таких как создание необходимого количества пунктов пропуска всех видов для контроля за перемещением грузов и пассажиров через таможенную границу, повышение уровня их обустроенности, и др.
Комплексный программно-целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических, экологических и др.
Разрабатывается программа, которая включает следующие разделы:
введение;
содержание проблем;
цели и задачи программы;
финансирование программы;
оценка эффекта от реализации программы;
организация управления программой и контроль;
мероприятия программы;
технико-экономическое обоснование финансирования программы.
Программы обычно разрабатывают на 3-5 лет. Иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Составлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.
Выработанные ФТС России концептуальные подходы конкретизируются в различных программных и плановых документах. Расчет объемов средств, необходимых для финансирования мероприятий программ, осуществляют финансово-экономические отделы региональных таможенных управлений. Сводный расчет ассигнований делает Главное финансово-экономическое управление ФТС России. После утверждения Государственной Думой закона о бюджете Российской Федерации на очередной год происходит увязка мероприятий программы с лимитами бюджетных обязательств. Некоторые плановые показатели при этом могут корректироваться.
Предплановые разработки предполагают анализ ситуации в таможенном деле, формулирование проблем, разработку концепций развития или проектов будущего состояния объекта.
В планах развития таможенной службы отдельные мероприятия программ конкретизируются с помощью натуральных и стоимостных показателей, таких как:
сумма капитальных вложений на строительство объектов;
сумма финансовых ресурсов на приобретение транспорта, вооружения, ТСТК, средств связи, одежды и других материально-технических ресурсов;
количество пунктов пропуска и их пропускная способность;
количество служебно-производственных зданий, складов, которые необходимо построить, и их площадь;
потребность в дополнительной штатной численности персонала и текущие расходы на денежное содержание, подготовку и повышения квалификации кадров.
В таможенном деле как части государственного сектора экономики широко применяются разнообразные планы и процедура планирования.
План экономический - это описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы; план в управлении - документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами.
Планирование представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:
объединяет усилия многих участников производственного процесса и подчиняет их деятельность определенной цели;
является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием;
позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами, то есть работать эффективно;
выступает средством стабилизации, способом защиты от неопределенности внешней среды, от ее высокой изменчивости в рыночной экономике;
позволяет наметить темп развития системы.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России