logo
УП_экономика_таможенного_дела

2.1. Виды планов

Планирование представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:

- объединяет усилия многих участников производственного процесса и подчиняет их деятельность определенной цели;

- является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием;

- позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами, то есть работать эффективно;

- выступает средством стабилизации, способом защиты от неопределенности внешней среды, от ее высокой изменчивости в рыночной экономике;

- позволяет наметить темп развития системы.

Задачи, решаемые таможенными органами, требуют неодинакового времени, различны по уровню компетенции, направлены на совершенствование технологий таможенного дела или их революционное изменение. Поэтому в своей деятельности они используют не один вид планов, а их систему. В зависимости от уровня планирования и от того, как сочетается замысел его достижения, различают:

- стратегические планы (разрабатывает ФТС России);

- тактические планы (разрабатывают РТУ);

- оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные посты);

- планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, сотрудники)

Стратегический план - это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы. В нем также формулируются проблемы, цели и задачи развития таможенных органов. При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития.

Стратегию развития таможенной службы в рамках государственной политики в области таможенного дела определяет ФТС Российской Федерации. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях.

Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.

Оперативные планы разрабатываются в таможнях и региональных управлениях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля.

В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть:

- долгосрочными (5 и более лет);

- среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года);

- текущими (до 1 года).

В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются:

- организационные планы;

- планы развития;

- планы-задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.

В таможенной системе Российской Федерации применяют различные виды организационных планов.

На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают:

- план организационных мероприятий (на год, месяц), календарный план работы (на месяц, квартал);

- план работы коллегии ФТС или РТУ (на полугодие)

- план командировок для аппарата ФТС (на квартал)

- план проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности подведомственных таможенных органов на календарный год;

- план проведения научных исследований (ГНИВЦ);

- план обучения должностных лиц (годовой).

На уровне таможни (поста) разрабатывают:

- план организационных мероприятий;

- план комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности (на календарный год);

- план работы начальника отдела, личный план работы сотрудника или работника;

- план повышения квалификации кадров.

Планы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.

Основой для разработки планов развития таможенной службы являются:

- концептуальный подход Правительства Российской Федерации к решению вопросов социально-экономического развития;

- план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды;

- рекомендации Всемирной таможенной организации по совершенствованию таможенной службы.

Отдельные положения названных документов получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами экономической (фискальной) функции. Этими планами для таможенных органов устанавливаются контрольные показатели формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами.

Процесс планирования подчиняется определенной логике, требующей обязательности осуществления определенных плановых процедур:

- постановки цели и задач планирования;

- выбора подходов к формированию планов;

- выбора методов плановых расчетов;

- решения организационных вопросов планирования;

- определения объема и характера предплановых расчетов;

- выражения плановых мероприятий в конкретных показателях (натуральных или стоимостных).

Принципами выполнения плановой работы являются:

- участие максимального числа сотрудников и работников таможенного органа в разработке предложений к планам, в предплановой работе, что позволяет в максимальной степени учесть все нюансы деятельности отделов, рассмотреть большее число идей, способствует повышению квалификации кадров.

- гибкость планирования, предусматривающая возможность внесения уточнения в ранее принятые решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Принцип гибкости в основном реализуется на уровне тактического и оперативного планирования;

- непрерывность планирования, означающая, что планирование представляет собой постоянно возобновляющийся, повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы ориентируются на достижение перспективных заданий и одновременно служат основой для их разработки. При этом степень исполнения текущих заданий определяет те коррективы, которые должны быть внесены в долгосрочные задания;

- оптимальность (реальность) плановых расчетов. План может считаться оптимальным, если он реально выполним, требует минимальных затрат для достижения заданных количественных и качественных параметров развития, а его мероприятия скоординированы по горизонтали (между подразделениями одного уровня) и интегрированы в общий план развития таможенной службы;

- научность планирования, предполагающая использование современных методов планирования, правильный выбор системы показателей для анализа, прогноза и планирования, комплексный подход к планированию.

В системе таможенных органов действует централизованный подход к планированию. При таком подходе планы формируются вышестоящим органом для зоны обслуживания в целом и затем распределяются по подведомственным учреждениям.

В таможенном деле различают четыре уровня планирования:

1) правительственный - для ФТС России;

2) уровень ФТС России - для РТУ и таможен непосредственного подчинения;

3) уровень РТУ – для таможен;

4) уровень таможни - для таможенных постов.

ФТС России осуществляет разработку и реализацию программ развития таможенного дела в стране.

РТУ разрабатывают развернутые планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей. Большое значение имеет территориальный подход к планированию развития инфраструктуры таможенного дела.

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для многих или для всех таможенных органов проблем, таких как создание необходимого количества пунктов пропуска всех видов для контроля за перемещением грузов и пассажиров через таможенную границу, повышение уровня их обустроенности, и др.

Комплексный программно-целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических, экологических и др.

Разрабатывается программа, которая включает следующие разделы:

Программы обычно разрабатывают на 3-5 лет. Иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Составлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Выработанные ФТС России концептуальные подходы конкретизируются в различных программных и плановых документах. Расчет объемов средств, необходимых для финансирования мероприятий программ, осуществляют финансово-экономические отделы региональных таможенных управлений. Сводный расчет ассигнований делает Главное финансово-экономическое управление ФТС России. После утверждения Государственной Думой закона о бюджете Российской Федерации на очередной год происходит увязка мероприятий программы с лимитами бюджетных обязательств. Некоторые плановые показатели при этом могут корректироваться.

Предплановые разработки предполагают анализ ситуации в таможенном деле, формулирование проблем, разработку концепций развития или проектов будущего состояния объекта.

В планах развития таможенной службы отдельные мероприятия программ конкретизируются с помощью натуральных и стоимостных показателей, таких как:

В таможенном деле как части государственного сектора экономики широко применяются разнообразные планы и процедура планирования.

План экономический - это описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы; план в управлении - документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами.

Планирование представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:

К оглавлению