Введение
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Таможенные органы можно определить как федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (статья 11, ч.11 ТК РФ).
Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы и иные платежи, взимание которых входит в компетенцию таможенных органов. В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности в Российской Федерации. Поэтому рассмотрение роли таможенных органов в решении экономических задач, является наиболее актуальной темой и одной из важнейших задач изучения предмета «Экономика таможенного дела».
Таможенная политика – это система экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов Российской Федерации.
Иными словами, таможенную политику можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Существует два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.
Протекционистская таможенная политика предусматривает установление высокого уровня таможенного налогообложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров.
Политика свободной торговли достигается путём установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще при их отсутствии.
В настоящее время задачи таможенной политики России во многом обусловлены перспективами её вхождения во Всемирную торговую организацию.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов, и Россия в этом плане – не исключение.
Целями таможенной политики являются:
Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;
Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
Стимулирование развития национальной экономики;
Иные цели, определяемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ.
Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования, таможенного законодательства и таможенного дела.
За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации " О таможенном тарифе ".
Создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.
Возросла роль Федеральной таможенной службы России как ведомства, активно участвующего в разработке государственной политики РФ в области таможенного дела. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, и поступления в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.
Главными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.
В общем механизме структурного регулирования российской экономики внешнеторговым инструментам отводится важное значение. Они призваны: способствовать ввозу продукции, необходимой для развития перспективных отраслей; ограничивать ввоз продукции, конкурирующей с перспективными отраслями на раннем этапе их развития; создавать условия для постепенной структурной перестройки неконкурентоспособных отраслей и т.д.
В связи с этим необходимо применять эффективную систему таможенно – тарифного регулирования. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер свидетельствует ряд аргументов: защитные пошлины и протекционистские меры позволят сохранить и усилить отрасли, выпускающие стратегические товары и материалы, прежде всего оборонные; усилить экономическую оборону страны; сохранить в условиях спада производства рабочие места; не допустить превращения страны в экономический придаток и т.д.
Институт таможенного дела в будущем полностью сохранится как национально – правовой и административный орган в пространстве властных структур. Основным содержанием деятельности станет информационное, экономико-правовое и административное обслуживание глобальных экономических потоков, как в порядке международной координации, так и рамках национального и регионального административного регулирования. Региональная политика в области таможенного дела носит специфический характер, но также действует в сфере внешнеэкономической деятельности и подчиняется некоторым общим закономерностям.
Трудовая деятельность людей классифицирована и распределена по отраслям, подотраслям, производствам и видам деятельности. Отрасли классифицированы и сгруппированы в две сферы — материального и нематериального производства. Объектом изучения экономики таможенного дела является одна из отраслей экономики - таможенное дело. Уровень технической оснащенности таможенных органов, общее состояние их материально – технической базы в значительной степени определяет объем внешнеторгового оборота, обеспечение полноты таможенных платежей, повышение оперативности и сокращение длительности таможенного оформления и контроля.
Сейчас таможенные органы располагают значительными материальными и техническими ресурсами, которые необходимы для обеспечения координации между структурными подразделениями, обслуживания участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц, создания бытовых, социальных, культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов. Но таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное, системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.
Данное учебное пособие позволяет получить целостное представление о экономических аспектах таможенной деятельности.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России