logo
УП_экономика_таможенного_дела

1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов

Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.

Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы труда, используемые в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. К ним относятся: земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы.

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от спроса на таможенные услуги и работы, от используемых технологий таможенного производства, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:

Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения (ГУТО), которое является структурным подразделением ФТС Российской Федерации.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственно финансовой политики.

Нормы — это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.

Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.

Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива, электроэнергии, комплектующих и других материалов.

Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.

Нормы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, рабочих местах, оборудовании, инструментах и других элементах основных средств. Средства труда или основные средства — это ресурсы длительного пользования. Нормы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место. Материальные нормы носят в таможенных органах наименование «нормы положенности».

Нормы образуют целостную систему и составляют нормативную базу

планирования.

В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения

функций тылового обеспечения входят:

ГУТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы. Разработана методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.

Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле:

Пi = Nтп – Hнг + C

где Пi — потребность в i-м виде технических средств, ед.;

Nтп— норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.;

Ннг — наличие на начало года;

С — подлежит списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.

Региональные таможенные управления (отделения сводного планирования материально-технического обеспечения) составляют планы обеспечения таможен материальными ресурсами с учетом их заявок.

Нормируемая потребность таможенных органов в материально-технических ресурсах отражается в региональных и Сводном (для ФТС России) табелях положенности.

Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы. (Приложение 2.)

Материально-техническое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.

Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов и утвержденных табелей положенности определяет сводную потребность в централизованно и децентрализовано приобретаемой продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения.

Сводный табель положенности включает несколько разделов:

ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков. Планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.

Потребности таможенной службы в материальных ресурсах — это государственные нужды. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации для исполнения международных обязательств Российской Федерации.19

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Размещение заказов осуществляется различными путями. (Приложение 3.)

ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Выбор специализированной организации осуществляется на конкурсной основе.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик (ФТС России или уполномоченный орган) вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. ФТС России может установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать пять процентов начальной цены контракта.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников размещения заказов. На основании результатов сравнения каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается №1. Этот участник признается победителем конкурса.

Следующим видом размещения государственных заказов является аукцион.

Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым.

ФТС России или уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок, и в случаях, если цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

ФТС России или уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности своих представительств на территории иностранных государств у иностранных поставщиков независимо от цены государственного контракта.

Таможенные органы могут размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком лишь в некоторых случаях. (Приложение 4.)

Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Каждому таможенному органу высылается уведомление о выделенных ему фондах. Фонды действуют в течение периода, на который они выделены.

В централизованном порядке распределяется продукция, имеющая первостепенное значение в выполнении правоохранительных и экономических функций. Фондодержатель (ФТС России) — владелец и распорядитель фондов, в его обязанности входит определение потребности в ресурсах и доведение фондов до непосредственных потребителей. Обеспечение таможенных органов централизованно приобретаемой продукцией осуществляется по установленной ФТС России схеме. Она предусматривает «прикрепление» таможенных органов к определенным тыловым таможням и постам, оговаривает вид продукции и способ ее доставки. Поставка технических средств таможенного контроля, средств связи, оргтехники и вычислительной техники осуществляется в соответствии с условиями договоров силами предприятий поставщиков, либо силами тыловых служб региона со склада тыловой таможни или поста в конкретные таможенные органы региона. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.

Децентрализованно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.

Министерство экономики РФ в 2000 г. разработало Методические рекомендации по использованию балльного метода оценки конкретных заявок поставщиков (в них оговорены также условия привлечения экспертов), а также Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов.

Каждому критерию (показателю) присваивают коэффициент весомости, отражающий относительную значимость критерия (показателя). Коэффициенты формируются экспертным путем. При установлении коэффициентов весомости необходимо, чтобы сумма коэффициентов весомости всех критериев (показателей) была равна единице:

å бета j =1,

где n — число рассматриваемых критериев (показателей).

Победителем признается поставщик, получивший наибольшую балльную оценку заявки и квалификации. (Приложение 5.)

Величина цены с учетом сроков осуществления платежей рассчитывается по формуле:

(Цз*Q*К)

Ц = Ц – 365*100,

где Цз — цена в соответствии с заявкой;

Q — годовая ставка рефинансирования Центробанка России на момент подведения итогов конкурса, в процентах;

К — количество дней задержки оплаты.

При проведении закупок товаров и услуг для таможенных органов с использованием конкурентных методов целесообразно периодически оценивать их эффективность.

Для оценки эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд рекомендованы два

показателя:

Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного вида товара может быть абсолютным и относительным. Оно определяется по следующим формулам

Сокращение абсолютное (тыс. рублей)

С’= Сп — Ск —3

где: Сп — стоимость предложения, выставленного заказчиком на конкурс;

Ск — стоимость заключенного контракта;

З — затраты заказчика на организацию и проведение конкурса.

Сокращение относительное (%)

С ’

С” = Cп * 100

Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде (квартал, с начала года) рассчитывается по следующим формулам:

Сокращение абсолютное (тыс. рублей)

С’ = Cобщ – Снк – З

где Собщ. — общая стоимость всех предложений, выставленных заказчиком на

конкурсы;

Ск — общая стоимость заключенных контрактов;

Снк — общая стоимость предложений заказчика, которые не привели к заключению контрактов;

3 — затраты заказчика на организацию и проведение конкурсов.

Сокращение относительное (%):

С ’

С” = Cп - Cнк * 100

Сравнительная эффективность проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд определяется в трех вариантах на основе сопоставления цены товара, закупленного на конкурсе (контрактной цены), со следующими ценами, которые должны быть сопоставимы по условиям поставки:

Сравнительная эффективность, рассчитанная по первому варианту относительно средней цены товара, предложенной поставщиками, отражает результативность конкурса в пределах его участников. При этом во всех случаях она должна быть положительной, то есть контрактная цена товара не может превышать среднюю цену.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по второму варианту относительно среднерыночной цены, применяется в случаях, когда продукция носит массовый характер и имеется в свободной продаже.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по третьему варианту относительно предыдущего конкурса, характеризует динамику работы заказчика по проведению конкурсов. При этом контрактная цена товара предыдущего конкурса принимается с учетом инфляции относительно контрактной цены товара по результатам проведенного конкурса, эффективность которого рассчитывается.

Сравнительная эффективность проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного товара рассчитывается по следующим формулам:

Абсолютная эффективность (тыс. рублей)

Э’= ( Цс - Цк) * К,

где Цс — цена товара, с которой сравнивается контрактная цена (1-й вариант -

— среднерыночная цена товара; 3-й вариант — контрактная цена товара на предыдущем конкурсе);

Цк — контрактная цена товара по результатам проведенного конкурса;

К — количество товара, закупленного на конкурсе.

Относительная эффективность (%) может быть определена по следующей формуле:

Цс – Ц

Э” = Цк * 100.

В качестве средней цены товара, предложенной поставщикам, принимается средневзвешеная величина цен, предложенных всеми поставщиками - участниками конкурса. В случае равенства предлагаемых ими объемов поставок вместо средневзвешенной применяется среднеарифметическая величина цены.

Общая сравнительная эффективность проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде (квартале, с начала года) определяется путем суммирования сравнительных эффективностей всех конкурсов, проведенных в этом периоде.

Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10-15 % экономии средств заказчика, но только при правильном использовании конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, значение имеют объем закупки, число поставщиков, квалификация самого организатора конкурса.

К оглавлению