logo
УП_экономика_таможенного_дела

2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах

Развитие системы таможенных органов России тесно свя­зано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределе­ния между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптималь­ной организационной структуры управления таможенными ор­ганами.

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерар­хической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

Вертикальные отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная суборди­нация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотноше­ния) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих ли­нейных руководителей.

В функциональном же подчинении (вертикальные функцио­нальные взаимоотношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у началь­ника Управления государственной службы и кадров ФТС России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомен­дательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

Горизонтальные отношения могут быть двух катего­рий. Во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудни­ками одного отдела, находящимися в подчинении у одного на­чальника. Во-вторых, параллельные — отношения между со­трудниками разных отделов, занимающими одинаковое положе­ние в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы го­ризонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел та­можни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).

Диагональные отношения — это отношения, возникаю­щие между звеньями управления, находящимися на различ­ных уровнях системы управления, не состоящими в отношени­ях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней.

К оглавлению