3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
на основе картографического метода
Основным требованием при формировании нового таможенного органа является определение целесообразности его расположения на основе анализа транспортных, информационных и грузовых потоков (рис. 2.)
- таможенные органы (региональные управления, таможни, таможенные посты);
- грузоотправители;
- грузополучатели;
- материальные и информационные потоки
Рис.2. Схема рационального расположения таможенных органов.
Региональное таможенное управление или таможенная лаборатория должны быть размещены таким образом, чтобы пути от таможен и таможенных постов были минимальны. В этом случае достигается наиболее эффективная работа с подразделениями.
Каждый экономический район, отраженный на карте, можно представить как точку на плоскости. Применив Декартову систему координат, можно определить расположение каждой таможни или таможенного поста с помощью системы координат – Х,У. (рис.3.)
Координаты точки (Х, У), в окрестностях которой рекомендуется организовывать работу таможенного подразделения, можно определить по формулам:
где: Zi – вес признака, например, количество ГТД, оформляемых на таможенном посту, объему или стоимость товара;
Хi, Yi – координаты таможенного поста в искусственно созданной системе координат;
n – количество таможенных постов, находящихся (рассеянных) на территории исследуемого экономического района.
Рис.3. Карта района обслуживания
Точка территории, обеспечивающая минимум транспортных затрат от таможенного поста к таможенному управлению или таможенной лаборатории, в общем случае может не совпадать с вычисленной, поскольку определяются Х и Y как центры тяжести. Однако она находится в окрестности найденного центра тяжести. При уточнении координат искомой точки следует оценить транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также учесть перспективный план развития экономического района.
Транспортные расходы определяют по формуле:
Т = 2 ∙ а ∙ d ∙ Цп ∙ V ,
где а – поправочный коэффициент, характеризующий прямолинейность пути транспортировки;
d – расстояние от таможенного поста до таможенного управления или таможенной лаборатории;
Цп – стоимость перевозки;
V – объем перевозимого материала.
Расстояние от таможенного поста до таможенного управления по известным координатам Х и Y определяется по формуле:
,
где , n – количество таможенных постов, находящихся в исследуемом экономическом районе.
Эффективность изменений в размещении объектов таможенной инфраструктуры выражается системой качественных и количественных показателей.
К качественным показателям относятся:
а) содействие таможенного дела росту экономического потенциала России, а также решению важных задач социально-экономического развития;
б) создание благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, без которых невозможно наращивание производства определенных видов продукции;
в) оказание помощи экономическому и социальному развитию ранее отсталых районов.
К количественным показателям относятся все капитальные и текущие затраты, возникающие в связи с размещением данного таможенного объекта в данном конкретном районе.
Экономическая эффективность создания и функционирования нового таможенного объекта определяется по формуле приведенных затрат:
З = С+Еп· К Еп = 1/ Тн
где С - текущие затраты, Еп – нормативный коэффициент эффективности; К- капитальные затраты; Тн – нормативный срок окупаемости.
Эффект от формирования новых или совершенствования действующих таможенных органов достигается путем:
- оптимального использования природных условий и ресурсов;
- наиболее полного использования прогрессивных форм организации таможенного дела в конкретных районах;
- создания единых для группы таможен и постов вспомогательных и обслуживающих производств;
- более рационального использования трудовых ресурсов.
К оглавлению
Контрольные вопросы
Как классифицируются факторы размещения таможенных органов?
Какие факторы размещения таможенных органов относятся к экономическим?
Какие факторы размещения таможенных органов относятся к организационным?
Определите экономические принципы, влияющие на размещение таможенных органов.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России