logo
УП_экономика_таможенного_дела

3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа

на основе картографического метода

Основным требованием при формировании нового таможенного органа является определение целесообразности его расположения на основе анализа транспортных, информационных и грузовых потоков (рис. 2.)

- таможенные органы (региональные управления, таможни, таможенные посты);

- грузоотправители;

- грузополучатели;

- материальные и информационные потоки

Рис.2. Схема рационального расположения таможенных органов.

Региональное таможенное управление или таможенная лаборатория должны быть размещены таким образом, чтобы пути от таможен и таможенных постов были минимальны. В этом случае достигается наиболее эффективная работа с подразделениями.

Каждый экономический район, отраженный на карте, можно представить как точку на плоскости. Применив Декартову систему координат, можно определить расположение каждой таможни или таможенного поста с помощью системы координат – Х,У. (рис.3.)

Координаты точки (Х, У), в окрестностях которой рекомендуется организовывать работу таможенного подразделения, можно определить по формулам:

где: Zi – вес признака, например, количество ГТД, оформляемых на таможенном посту, объему или стоимость товара;

Хi, Yi – координаты таможенного поста в искусственно созданной системе координат;

n – количество таможенных постов, находящихся (рассеянных) на территории исследуемого экономического района.

Рис.3. Карта района обслуживания

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортных затрат от таможенного поста к таможенному управлению или таможенной лаборатории, в общем случае может не совпадать с вычисленной, поскольку определяются Х и Y как центры тяжести. Однако она находится в окрестности найденного центра тяжести. При уточнении координат искомой точки следует оценить транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также учесть перспективный план развития экономического района.

Транспортные расходы определяют по формуле:

Т = 2 ∙ а ∙ d ∙ Цп ∙ V ,

где а – поправочный коэффициент, характеризующий прямолинейность пути транспортировки;

d – расстояние от таможенного поста до таможенного управления или таможенной лаборатории;

Цп – стоимость перевозки;

V – объем перевозимого материала.

Расстояние от таможенного поста до таможенного управления по известным координатам Х и Y определяется по формуле:

,

где , n – количество таможенных постов, находящихся в исследуемом экономическом районе.

Эффективность изменений в размещении объектов таможенной инфраструктуры выражается системой качественных и количественных показателей.

К качественным показателям относятся:

а) содействие таможенного дела росту экономического потенциала России, а также решению важных задач социально-экономического развития;

б) создание благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, без которых невозможно наращивание производства определенных видов продукции;

в) оказание помощи экономическому и социальному развитию ранее отсталых районов.

К количественным показателям относятся все капитальные и текущие затраты, возникающие в связи с размещением данного таможенного объекта в данном конкретном районе.

Экономическая эффективность создания и функционирования нового таможенного объекта определяется по формуле приведенных затрат:

З = С+Еп· К Еп = 1/ Тн

где С - текущие затраты, Еп – нормативный коэффициент эффективности; К- капитальные затраты; Тн – нормативный срок окупаемости.

Эффект от формирования новых или совершенствования действующих таможенных органов достигается путем:

- оптимального использования природных условий и ресурсов;

- наиболее полного использования прогрессивных форм организации таможенного дела в конкретных районах;

- создания единых для группы таможен и постов вспомогательных и обслуживающих производств;

- более рационального использования трудовых ресурсов.

К оглавлению

Контрольные вопросы

  1. Как классифицируются факторы размещения таможенных органов?

  2. Какие факторы размещения таможенных органов относятся к экономическим?

  3. Какие факторы размещения таможенных органов относятся к организационным?

  4. Определите экономические принципы, влияющие на размещение таможенных органов.

К оглавлению