1.2. Определение таможенной стоимости товаров
При определении таможенной стоимости перемещаемых товаров зачастую возникают спорные вопросы. Отметим, что в целом практика применения судами законодательства РФ по таможенной стоимости товаров складывается противоречиво.
Согласно основному методу таможенной оценки — по цене сделки с ввозимыми товарами — таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ.
Декларант обязан заявить и подтвердить сведения о таможенной стоимости. Главная обязанность таможенного органа (в этой части) — проконтролировать правильность заявленной таможенной стоимости и избранного метода ее определения. Эта обязанность не предполагает возложения на таможенный орган бремени розыска и подбора всей совокупности сведений по каждому перемещаемому через таможенную границу РФ товару, особенно учитывая довольно жесткие требования, установленные к ценовой информации. Если таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, располагает соответствующей информацией, он должен использовать ее для определения таможенной стоимости конкретных оцениваемых товаров.
Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой адвалорной таможенной пошлины.
Методология таможенной оценки товара классифицировалась во многих документах ЮНКТАД и ГАТТ как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера). Все это привело к стремлению создать единую, общую для всех государств методологию оценки товаров для таможенных целей.
Одним из первых шагов в этом направлении явились положения, включенные в текст ГАТТ. Статья VII ГАТТ, однако, не содержала достаточно четких правил, регламентирующих таможенную стоимость товаров. В этой статье говорилось, что таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения. В начале 50-х годов XX века была разработана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров. Она была подписана в Брюсселе одновременно с конвенцией о создании Брюссельской товарной номенклатуры и получила название Брюссельская конвенция таможенной стоимости (БТС).
Эта конвенция определила Брюссельскую таможенную стоимость товара как нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации. БТС рассматривала таможенную стоимость как цену СИФ, в том месте, где товар пересекал таможенную границу страны назначения. БТС включала и еще одно важное условие: нормальная цена - это цена, складывающаяся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем.
Вопрос о выработке нового международного соглашения, регулирующего все стороны, относящиеся к методологии определения таможенной стоимости товаров, был включен в начале 70-х годов XX века в повестку дня многосторонних торговых переговоров Токио-раунд. «Соглашение о применении статьи VII ГАТТ» или как его часто называют - «Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ» - стало одним из важнейших итогов Токио-раунда. Это соглашение применялось всеми развитыми странами и многими развивающимися государствами в 1979-1994 годах. Положения этого Соглашения стали основой национального законодательства в этой области многих государств.
В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров положения Соглашения 1979 года были дополнены, уточнены и оно в новом виде вошло в пакет итоговых соглашений Уругвайского раунда.
Сейчас Соглашение о применении статьи VII ГАТТ-1994 стало одним из правовых основ ВТО.
Принцип таможенной оценки, положенный в основу соглашения о таможенной стоимости ГАТТ/ВТО, заключается в использовании так называемой «цены сделки».
1. Цена сделки, основной вид таможенной оценки - это цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за импортируемый товар. В эту цену могут включаться целый ряд дополнительных расходов покупателя (комиссионные и брокерские расходы, расходы на лицензированное вознаграждение, стоимость упаковки и контейнеров, оплата услуг, к которым прибегает экспортер при импорте товаров).
Таможенная стоимость идентичных товаров, уже прошедших таможенную очистку примерно в это же время (товары считаются идентичными, если они идентичны во всех отношениях, включая качество, физические характеристики и репутацию);
Таможенная стоимость аналогичных (подобных) товаров, также прошедших таможенную оценку примерно в это же время (товары считаются аналогичными, если они близко соответствуют оцениваемым товарам по материалу, компонентам, характеристикам, могут выполнять те же функции. В коммерческом плане - взаимозаменяемы);
Таможенная стоимость, определенная на основе единичной стоимости, по которой идентичные или аналогичные товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно или почти одновременно с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из аналогичной цены должны быть исключены: прибыль, таможенные сборы и пошлины, транспортные и иные расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке;
Расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки, с добавлением прибыли, общих расходов, которые обычно включаются в стоимость товаров в стране экспорта их производителем;
Если таможенная стоимость не может быть определена любым из названных методов, она может быть определена на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что гибким и разумным использованием любых из названных методов используемые критерии совместимы с положениями Соглашения и статьей VII ГАТТ.
При этом таможенная стоимость не может определяться на основе:
продажной цены товара, производимой в стране импорта;
цены товара на внутреннем рынке стране экспорта;
цены товара для экспорта в страну иную, чем страна импорта;
минимальных таможенных стоимостей;
произвольных или фиктивных стоимостей.
При этом Соглашение устанавливает одно общее условие: все названные выше методы должны использовать информацию, доступную в стране импорта.
Российское законодательство по вопросам определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Общими принципами определения таможенной стоимости, принятыми в международной практике, являются:
Процедура определения таможенной стоимости должна основываться на справедливой, единообразной и беспристрастной системе, которая предотвращает использование произвольной и фиктивной стоимости;
Основой для определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени цена сделки с оцениваемыми товарами;
Таможенная стоимость должна базироваться на данных, совместимых с коммерческой практикой;
Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой без различий в отношении участников сделки;
Процедура определения таможенной стоимости не должна использоваться для борьбы с демпингом.
Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений Закона РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.) и Таможенного Кодекса Российской Федерации (2003 г.).
Вопросам таможенной стоимости товара в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящены два раздела:
- третий раздел «Таможенная стоимость товаров» устанавливает основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, методы определения таможенной стоимости товаров и последовательность их применения;
- четвертый раздел «Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» посвящен характеристике и условиям заявления таможенной стоимости товара по шести методам, закрепленным статьёй 12 предыдущего раздела.
Статья 322 Таможенного кодекса РФ определяет функциональное назначение таможенной стоимости товаров; статья 323 Таможенного кодекса РФ устанавливает порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров, закрепляет права и обязанности декларанта по заявлению таможенной стоимости товара, а также права таможенного органа при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьёй 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию РФ товара является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:
по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
по стоимости сделки с идентичными товарами;
по стоимости сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
резервного метода.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При определении таможенной стоимости по стоимости сделки к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, должны быть дополнительно начислены, если они не были ранее включены, следующие компоненты:
а) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
б) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия на таможенную территорию РФ;
в)расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров;
г) расходы, понесенные покупателем:
на выплату вознаграждений агенту (посреднику) - комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми товарами;
расходы на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
д) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров:
- сырья, материалов и комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
- инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и необходимых для производства оцениваемых товаров;
е) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
ж) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.
Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением:
ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
г) участники сделки являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда их взаимосвязь не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимосвязанными лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
Один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки. Участники сделки являются совладельцами предприятия; участники сделки связаны трудовыми отношениями: один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;
Участники сделки являются деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением их совместной деятельности;
Оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
Участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
Один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
Участники сделки состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
При этом тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не является основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
Метод по стоимости сделки с идентичными товарами. При использовании метода оценки по стоимости сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается стоимость сделки с идентичными товарами, принятая таможенным органом первым методом (по стоимости сделки).
При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: физические характеристики; качество и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.
Стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
а) проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
б) вывезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;
в) ввезены примерно в том же количестве и (или) на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином).
В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность.
Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных в статье 19 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений, независимо от того, приводит она к увеличению или к уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами.
В случае если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Метод по стоимости сделки с однородными товарами. При использовании метода оценки по стоимости сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается стоимость сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при условии, что их стоимость была принята таможенным органом первым методом.
При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях с ввозимыми, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения, производитель.
При использовании метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами применяются положения статей 5, 21-22 Закона РФ «О таможенном тарифе».
При использовании методов таможенной оценки:
а) товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
Метод на основе вычитания стоимости. Определение таможенной стоимости по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории Российской Федерации, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы;
в) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров.
При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении положений подпунктов 1 - 3 пункта 2 статьи 22 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, или идентичные с оцениваемыми, или однородные с оцениваемыми товары продаются в Российской Федерации в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.
Метод сложения. При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
а) расходов по изготовлению или приобретению материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы Российской Федерации, и иных затрат;
в) суммы прибыли, коммерческих и управленческих расходов, которые обычно учитываются при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, в стране экспорта при поставке товаров в Российскую Федерацию.
При применении метода сложения допускается использование данных изготовителя о стоимости материалов и издержках, понесенных в связи с производством идентичного товара, при условии, что оцениваемые и идентичные товары произведены одним лицом.
Не допускается повторный учет одних и тех же показателей.
Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости. Проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Резервный метод. В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения методов определения таможенной стоимости, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации.
При применении резервного метода таможенный орган Российской Федерации предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);
2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
3) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
4) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 23 Закона РФ «О таможенном тарифе»;
5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысших из двух альтернативных стоимостей;
6) произвольные или фиктивные стоимости;
7) минимальные таможенные стоимости.
При определении таможенной стоимости по методу 6 допускается гибкость при применении методов 2-5, установленных Законом. В частности, допускается следующее:
1) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;
2) при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных ст.ст. 20-21 Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;
3) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость идентичных или однородных товаров, определенная методами 2-3 таможенной оценки;
4) при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение установленного пунктом 3 статьи 22 Закона срока.
В соответствии со статьёй 323 Таможенного Кодекса таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Таможенная стоимость товаров заявляется двумя способами. Первый способ – с использованием специальных бланков Декларации таможенной стоимости -ДТС-1, ДТС-2 (для ввозимых товаров), бланков ДТС-3, ДТС -4 (для вывозимых товаров) и второй - без их применения.
ДТС не заполняется:
- в случае ввоза товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- если при соблюдении требований законодательства Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из заявляемой величины таможенной стоимости;
- при заявлении таможенных режимов, в соответствии с которыми в отношении ввозимых товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
- при ввозе товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, налогами.
Декларация таможенной стоимости (ДТС) является неотъемлемой частью соответствующей грузовой таможенной декларации.
ДТС представляется в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, при декларировании товаров.
После принятия таможенным органом решения по ДТС:
- первый экземпляр ДТС остается в таможенном органе;
- второй экземпляр - передается декларанту.
ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев, установленных законодательством.
При применении метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1) заполняется ДТС-1, в иных случаях заполняется ДТС-2.
Основными принципами осуществления контроля таможенной стоимости (ТС) таможенными органами России является:
Соблюдение законности должностными лицами таможенных органов при принятии решений по таможенной стоимости;
Обеспечение соблюдения законодательства РФ, в т.ч. по таможенной стоимости;
Объективность и точность оценки товаров;
Предсказуемость действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля ТС;
Неотвратимость наказаний при выявлении административных нарушений в процессе оформления и контроля ТС.
В соответствии со статьёй 323 Таможенного кодекса контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ФТС России.
В целях контроля таможенной стоимости применяются, как правило, следующие формы таможенного контроля:
а) проверка документов и сведений (ст. 367 Таможенного кодекса Российской Федерации);
б) таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 Кодекса);
в) таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст.372 Кодекса);
г) устный опрос (ст. 368 Кодекса);
д) получение пояснений (ст. 369 Кодекса);
е) таможенная ревизия (ст. 376 Кодекса).
При контроле заявленной декларантом таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:
1. Контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. проверяет, соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
2. Контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, т.е. включение в таможенную стоимость всех предусмотренных Законом компонентов, а в случае заявления вычетов из стоимости сделки – их обоснованность и количественную определенность;
3. Контроль наличия документального подтверждения всех заявленных сведений;
4. Оперативную оценку достоверности заявленной таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (далее – СУР).
По результатам проведенного контроля таможенной стоимости должностное лицо принимает решение:
а) о возможности принятия заявленной таможенной стоимости;
б) о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений (ст. 369 ТК РФ) по условиям продажи товаров, которые могла повлиять на стоимость сделки;
в) о необходимости пересчета (корректировке) таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости.
Если должностным лицом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей, либо обнаружены арифметические (технические) ошибки при осуществлении расчета таможенной стоимости, повлиявшие на величину таможенных платежей, декларанту направляется требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных платежей. Данные действия осуществляются путем заполнения бланка корректировки таможенной стоимости (КТС-1 и КТС-2).
При необходимости уточнения сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров выпуск таких товаров осуществляется при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля. В данном случае также заполняется бланк КТС-1 и (или) КТС-2.
Положение о корректировке таможенной стоимости товаров определяет порядок осуществления корректировки таможенной стоимости товаров, декларируемых таможенным органам с использованием грузовой таможенной декларации, а также порядок заполнения письменной формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей на бланках КТС-1 (основной лист) и КТС-2 (добавочный лист) при корректировке таможенной стоимости и при выпуске товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости.
Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (KТС) является неотъемлемой частью соответствующей грузовой таможенной декларации.
КТС-1 и КТС-2 состоят из трех сброшюрованных листов самокопирующейся бумаги, которые распределяются аналогично листам грузовой таможенной декларации (ГТД) и имеют специальные элементы защиты.
КТС-1 используется для уточнения сведений в отношении одного товара.
При уточнении сведений в отношении нескольких товаров, декларируемых в одной ГТД, используются добавочные листы КТС-2, каждый из которых дает возможность указывать сведения еще по двум товарам.
При определении цены сделки таможенной стоимости важным моментом является зависимость цены от условий поставки товаров. Для правильной интерпретации условий конкретных видов сделок Международной торговой палатой были введены правила интерпретации коммерческих терминов «ИНКОТЕРМС», которые содержат свод коммерческих терминов, наиболее часто встречающихся в международной торговой практике.
К оглавлению
Контрольные вопросы
Каковы экономические цели таможенного регулирования?
Перечислите основные функции таможенного регулирования?
Что предполагает рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ?
Что предполагает создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ?
Что понимается под понятием "таможенный тариф"?
Что понимается под понятием "таможенная пошлина"?
Как классифицируются таможенные пошлины?
Дайте понятие и характеристику оптимального таможенного тарифа.
Какими методами определяется таможенная стоимость товара?
Что подразумевается под процедурой корректировки таможенной стоимости?
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России