2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
Лицензирование экспорта и импорта товаров является мерой оперативного регулирования внешнеторговых связей государством. Эта мера применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, а также по отдельным странам или группам стран в тех случаях, когда это обусловлено экономическими и политическими условиями государства.
Лицензирование экспорта и импорта позволяет рационально использовать иностранную валюту для закупки товаров за рубежом или ограничивать экспорт товаров, необходимых для внутреннего рынка. Лицензирование применяется и для получения встречных уступок у партнера или в качестве ответного шага на дискриминационные действия со стороны отдельных стран или групп стран.
На территории России действует единый порядок лицензирования экспорта и импорта, который устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».
В соответствии с этим положением под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операции, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Лицензирование осуществляется в следующих случаях:
– введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
– реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
– выполнение РФ международных обязательств.
Лицензия – официальный документ, разрешающий осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного времени.
Перечень товаров, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу таможенного союза утверждается Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества.
Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми законодательством РФ. В настоящее время действует приказ Минпромторга России от 27.02.2009 № 84 «Об утверждении формы лицензии и заявления о предоставлении лицензии».
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.
Виды лицензий:
разовая лицензия – документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;
генеральная лицензия – выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;
исключительная лицензия – документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.
Министерство промышленности и торговли РФ через свои территориальные органы (лицензирующие органы) выдает участникам внешнеторговой деятельности вышеперечисленные виды лицензий.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 дней со дня регистрации представленных документов.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее мотивированное обоснование отказа, направляется заявителю.
В случае изменения организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя – юридического лица либо изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя – индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии заявитель (лицензиат) обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензирующий орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления и документов, подтверждающих такие изменения или утрату лицензии.
Внесение изменений в выданную лицензию не допускается.
Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:
- неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;
- сообщение недостоверных сведений;
- исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).
Решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании принимается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в следующих случаях:
- представление лицензиатом соответствующего заявления;
- нарушение лицензиатом условий лицензии.
Лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России