1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на строительство объектов, необходимых для осуществления таможенного производства, а также создания бытовых, социальных, культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов.
Капитальное строительство производится в соответствии с единой хозяйственной политикой ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры, необходимостью совершенствования материально-технической базы таможенных органов. Подготовкой предложений и разработкой перспективных программ капитального строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, а также приобретением имущества и оснащением таможенных органов занимается Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России. Оно осуществляет функции государственного заказчика в вопросах капитального строительства, реконструкции и расширения объектов таможенной инфраструктуры18.
Для реализации поставленных задач в сфере капитального строительства ГУТО наделено рядом полномочий, при реализации которых оно:
- обеспечивает подготовку и утверждение заданий на проектирование таможенных объектов;
- организует в установленном порядке разработку, рассмотрение, согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальное строительство и капитальный ремонт таможенных объектов, контролирует требуемый уровень проектных решений;
- осуществляет государственную отраслевую экспертизу предпроектной документации и технико-экономических обоснований (проектов) строительства;
- планирует финансирование капитального строительства за счет средств федерального бюджета, контролирует эффективность использования выделенных средств, подготавливает предложения об оптимизации затрат на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры;
- осуществляет сбор заявок и расчет потребности в техническом оснащении объектов таможенной инфраструктуры;
- осуществляет планирование необходимых средств на финансирование программ приобретения и строительства жилья для таможенных органов;
- проводит конкурсные торги в целях обеспечения объектов таможенной инфраструктуры.
Для осуществления собственной деятельности ГУТО направляет в таможенные органы рекомендации по вопросам норм капитального строительства, материально-технического обеспечения, обобщает заявки на финансирование таких мероприятий, а также собирает информацию о подрядчиках и возможных исполнителях таких работ. Строительным работам предшествуют инженерные изыскания и проектирование объекта строительства. Количество и характер объектов для строительства оговариваются в типовых проектах.
Проектирование ведется по заказам-заданиям РТУ. Проектная организация, выполняющая основную (технологическую) часть проекта, является генеральным проектировщиком.
Проектную документацию в зависимости от ее сложности разрабатывают в одну или две стадии: в одну стадию – для типовых и технически несложных объектов; в две стадии – для крупных и сложных зданий и сооружений.
Рабочий проект состоит из общих и детализированных чертежей. В общих чертежах показывают точное расположение частей зданий, конструкций, оборудования, их маркировку и габаритные размеры, а в детализированных чертежах приводят размеры всех конструкций.
Разработанную проектно-сметную документацию заказчик (РТУ) передает (ГУТО ФТС РФ) на заключение. После соответствующей экспертизы и корректировки проектно-сметная документация утверждается и включается в план строительства.
Проект организации строительства (ПОС) является основой для планирования капитальных вложений, определения сроков строительства. Состав и объем ПОС определяется Строительными нормами и правилами (СНиП) с учетом сложности объекта строительства. По этому признаку объекты строительства подразделяют на особо сложные, средней сложности и несложные объекты. Вариант решения выбирают на основе технико-экономического обоснования по следующим основным показателям: себестоимости, продолжительности и трудоемкости строительно-монтажных работ, а также стоимости основных производственных фондов и оборотных средств строительно-монтажных организаций.
Очередность и сроки возведения объектов указываются в календарном плане ПОС. Календарный план, как правило, разрабатывается в форме линейного графика.
Основным документом, определяющим деятельность ГУТО, является сводный план капитального строительства ФТС России. Этот документ включает в себя:
- план проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет объектов таможенной инфраструктуры ФТС России сводный и по РТУ;
- план капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры ФТС России сводный и по РТУ;
- план долевого участия ФТС России в строительстве;
- план капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры
ФТС России сводный и по РТУ.
Основными показателями сводного плана капитального строительства являются: 1) объем финансирования; 2) мощность объекта; 3) год начала проектирования; 4) год окончания строительства.
При осуществлении деятельности, связанной с капитальным строительством, реконструкцией и ремонтом, таможенные органы должны анализировать эффективность капитальных вложений. Анализ эффективности инвестиций (вложений) предполагает:
- проведение конкретных технико-экономических обоснований;
- анализ объема капитальных вложений;
- анализ динамики использования бюджетных ассигнований;
- анализ доли участия ФТС России в строительстве;
- анализ расходов на текущее обслуживание объектов капитальных
вложений;
- оценка экономического эффекта от данных инвестиционных вложений.
Объекты таможенной инфраструктуры не являются объектами производственного назначения, не участвуют в процессе создания стоимости, но для анализа эффективности использования бюджетных средств, а также анализа эффективности работы таможенного органа в целом следует производить оценку срока окупаемости и оценку экономического эффекта от эксплуатации конкретных объектов. Основными критериями оценки срока окупаемости и экономического эффекта могут выступать следующие показатели: объемы товарных потоков (грузов), перемещаемых через данный таможенный орган; количество участников внешнеэкономической деятельности и др.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России