logo search
УП_экономика_таможенного_дела

2.3. Планирование таможенных платежей

Таможенные органы несут ответственность за формирование федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, в полном объеме. Роль этих доходов в национальных бюджетах разных стран не одинакова и является одним из индикаторов всего хозяйственного механизма. Для развивающихся стран характерны, в частности, такие осо­бенности, как макроэкономическая нестабильность, высокая долговая на­грузка, зависимость от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля в бюджетных доходах таможенных пошлин. В США они дают около 1 % доходной части бюджета, а основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика. Для входящих в ВТО развитых стран Европы доля таможенных платежей составляет 12-22 % доходов бюджета.

Роль таможенных органов в пополнении доходной части федерального бюджета России характеризуют данные (табл. 1).

Таблица 1

Исполнение федерального бюджета России (млрд. руб.)

Доходы

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Доходы бюджета, всего

5 120,98

6 276,74

7 764,55

9 258,06

7 336,01

В т.ч.: налоги, администрируемые Федеральной налоговой службой

2 663,88

2 999,92

3 739,73

4 072,80

3 012,17

Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой

2 102,24

2 864,03

3 247,08

4 684,32

3 519,80

Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом

57,50

69,83

81,95

79,15

34,83

Доходы, администрируемые другими федеральными органами

297,36

342,96

695,79

421,79

769,21


К доходам бюджета России от внешнеэкономической деятельности относят пошлины на ввозимые и вывозимые товары, налог на добавленную стоимость, акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также таможенные сборы и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы.

Основную часть неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности составляют сборы за таможенное оформление, платежи с физических лиц, другие таможенные сборы, штрафы и прочие платежи, взимаемые таможенными органами в соответствии с законодательством при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Плановые задания для таможенных органов по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами устанавливает Правительство РФ и утверждает Государственная Дума РФ, принимая закон о федеральном бюджете.

Задание ФТС России по доходам от ВЭД устанавливаются на основе сложных прогнозных расчетов величины валового внутреннего продукта и его использования на накопление и потребление, объема и структуры внешнеторгового оборота, конъюнктуры мирового рынка, цен на основные товары российского экспорта и импорта. Правительство также ориентируется на политику в области косвенных налогов, таможенного тарифа, курс рубля по отношению к другим валютам, развитие международного экономического сотрудничества, уровень налогообложения граждан и организаций.

Расчеты, основанные на перечисленных факторах, позволяют спрогнозировать доходы федерального бюджета по источникам финансовых ресурсов и установить плановые задания министерствам и ведомствам, ответственным за их выполнение.

ФТС России распределяет полученное от Правительства плановое задание по доходам от ВЭД между РТУ и таможнями центрального подчинения. В свою очередь РТУ доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам таможенных платежей и таможенным сборам в целом на год и по кварталам.

В Российской Федерации имеет место высокая степень концентрации в планировании и уплате таможенных платежей. Более 56 % таможенных платежей собирается в 2 таможнях (Центральная энергетическая и Центральная акцизная), а всего их в России более 100.

В территориальном планировании необходимо учитывать направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде, ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, колебания объемов таможенных платежей по месяцам года.

В планировании таможенных платежей имеют значение такие важные факторы, как используемые таможенные режимы, уровень таможенных платежей по группам ввозимых и вывозимых товаров, имеющейся задолженности по уплате таможенных платежей.

Расчетные задания таможенному органу по доходам от ВЭД могут быть установлены на основе следующих подходов. Во-первых, путем выделения групп товаров по ТН ВЭД, дающих наиболее значительные суммы поступлений таможенных платежей, учета используемых таможенных режимов и перспектив изменения таможенного и налогового законодательства и внешнеторгового оборота по этим группам. Во-вторых, путем выделения наиболее крупных плательщиков в регионе деятельности и рассмотрения перспектив их внешнеэкономической деятельности. В-третьих, на базе построения экономико-математических моделей с включением в качестве аргументов основных факторов, определяющих сумму платежей в регионе деятельности.