1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
Для выполнения своих производственных функций в таможенных органах применяют средства труда и предметы труда. Характер участия средств и предметов труда в производственной деятельности, в образовании стоимости таможенных услуг неодинаков. Предметы труда (материалы, топливо и т.д.) целиком и без остатка потребляются в течение одного производственного цикла. Средства труда многократно участвуют в производственных процессах, утрачивая при этом свои свойства не сразу, а постепенно. Из этих различий вытекает неодинаковый характер возмещения потребляемых средств и предметов труда. Первые должны быть полностью возмещены в своей натуральной форме через ряд производственных циклов, а вторые - после каждого цикла.
Средства и предметы труда играют различную роль и в образовании стоимости услуг. Предметы труда целиком потребляются в течение одного производственного цикла, поэтому их стоимость полностью и без остатка переносится на стоимость таможенных услуг. Средства труда, функционирующие на протяжении нескольких производственных циклов, переносят свою стоимость на стоимость таможенных услуг по частям.
Денежная оценка средств труда, применяемых в таможенном деле, представляет собой производственные основные фонды (далее – ПОФ) этой отрасли.
Производственные основные фонды отражаются на балансе таможенного органа. Однако не все закрепленные за таможенными органами ПОФ принимают участие в собственно таможенном производстве. На балансе таможенного органа могут находиться строительные, ремонтные и транспортные организации и другие организации. Производственные фонды этих подразделений в соответствии с действующей методикой учитываются отдельно.
Все средства труда, зачисляемые на баланс таможенного органа, отражаются в нем по полной первоначальной стоимости, которая представляет собой совокупность затрат на их приобретение или создание в данных конкретных условиях. Первоначальная стоимость зданий и сооружений соответствует стоимости их строительства, в которую включаются затраты на строительные и монтажные работы. Первоначальная стоимость оборудования складывается из затрат на приобретение, транспортировку и монтаж.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Затраты по капитальному ремонту на увеличение стоимости основных средств не относятся и списываются как расходы по смете расходов на содержание учреждения. При вводе в эксплуатацию и постановке на учет основных средств в таможенных учреждениях стоимость затрат на приобретение основных средств, включающая стоимость строительных и монтажных работ, списывается на расходы по смете расходов на содержание учреждения.
Каждый год в строй вступают новые объекты таможенных организаций или вводится и эксплуатацию новое оборудование.
Устаревшие здания и оборудование выводятся из эксплуатации. По этой причине текущая ежегодная стоимость основных фондов выражается в ценах разных лет, то есть в смешанных ценах.
Чтобы устранить этот недостаток, периодически производят переоценку стоимости фондов. Их оценивают по восстановительной стоимости, то есть по затратам, необходимым для воспроизводства средств труда в данный конкретный момент.
Применяется также остаточная стоимость фондов за вычетом износа, то есть за вычетом той части стоимости средств труда, которая перенесена на стоимость таможенных услуг в процессе эксплуатации фондов17.
Указанные виды денежной оценки производственного аппарата позволяют анализировать эффективность их использования и планировать движение основных фондов.
Для своевременного и качественного решения задач таможенной службы необходимо планомерно обновлять и воспроизводить основные фонды. С этой целью ФТС РФ развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций. При этом согласованно решаются три главные задачи:
а) возмещение выбывающих средств труда;
б) увеличение количества средств труда с целью роста фондовооруженности труда и повышения его производительности и качества;
в) улучшение технологической структуры производственного аппарата и его техническое совершенствование с целью повышения эффективности таможенного дела.
Для решения этих задач применяется баланс основных фондов по полной первоначальной стоимости:
Фн+Фв-Фл=Фк
где: Фн- стоимость основных фондов на начало периода;
Фв- стоимость вводимых фондов;
Фл - стоимость ликвидируемых фондов;
Фк - стоимость основных фондов на конец периода.
Сведения о количестве вводимых фондов принимаются в соответствии с планами капитального строительства.
Коэффициент обновления основных фондов рассчитывается по формуле:
Кобн=Фв/Фк
Коэффициент выбытия основных фондов определяется как:
Квы6=Фл/Фн
В анализе и планировании применяется также показатель, фондовооруженности работающих:
W=Фс/Ч,
где W - фондовооруженность работающих, тыс. руб./чел.;
Фс - среднегодовая стоимость ПОФ;
Ч - среднегодовая численность персонала основной деятельности.
Приобретение основных средств производится за счет выделяемых бюджетных ассигнований из федерального бюджета по смете расходов на содержание таможенных органов в соответствии с программой оснащения таможенных органов и планом приобретения для решения конкретных задач, поставленных перед таможенной системой.
На основные средства таможенных органов амортизационные отчисления не производятся, амортизационные фонды на полное восстановление и капитальный ремонт не создаются, а начисляется износ по нормам амортизации на полное восстановление.
К оглавлению
- Введение
- Раздел I. Экономические основы таможенного дела. Организация таможенного дела
- Глава 1. Характеристика и определение объекта и предмета экономики таможенного дела
- Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела
- 2.1. Таможенные органы Российской Федерации в системе государственных органов
- 2.2.Таможенные органы как функциональная система и система управления
- 2.3. Виды взаимодействий между звеньями и уровнями управления в таможенных органах
- 2.4. Организационные структуры управления в таможенных органах
- Глава 3. Размещение таможенных органов
- 3.1. Принципы и факторы размещения таможенных органов
- При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
- 3.2. Определение оптимального размещения таможенного органа
- Глава 4. Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 4.1. Формы организации таможенного дела
- 4.2. Кооперирование в таможенном деле
- 4.3. Специализация, виды, показатели
- Раздел II. ЭКономический механизм таможенного регулирования
- Глава 1. Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 1.1. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер
- Регулирования внешней торговли
- 1.2. Определение таможенной стоимости товаров
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров в Российской Федерации
- Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.
- 2.2. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации продукции военного назначения
- 2.3. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю
- 2.5. Порядок перемещения через таможенную границу рф товаров, подлежащих фитосанитарному контролю
- 2.6. Таможенное оформление товаров, подлежащих государственному
- 2.7. Валютный контроль в таможенных органах
- Раздел III. Развитие таможенного дела
- Глава 1. Основные фонды, капитальное строительство и материально-техническое обеспечение в таможенном деле
- 1.1. Понятие, состав и структура основных средств
- 1.2. Экономическая сущность и виды оценки основных фондов. Воспроизводство основных фондов
- 1.3. Износ и амортизация основных средств
- 1.4. Капитальное строительство в таможенном деле
- 1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
- 1.6. Научно-технический прогресс в таможенном деле
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Планирование в таможенном деле
- 2.1. Виды планов
- 2.2. Методы планирования в таможенном деле
- 2.3. Планирование таможенных платежей
- К оглавлению
- 2.4. Бюджетная смета таможенных органов
- 2.5. Бюджетные обязательства. Распределение финансовых ресурсов
- 2.6. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета
- 2.6.1. Состав бюджетной росписи (росписи), порядок её составления,
- 2.6.2. Ведение бюджетной росписи (росписи) и изменение лимитов
- 2.7. Контроль экономической деятельности в таможенных органах
- 2.7.1. Инспекторская проверка деятельности таможенного органа
- 2.7.2. Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Эффективность использования мощностей таможенного дела
- Соответствие целей фтс России целям социально-экономического развития Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Каковы статегические цели фтс России?
- Заключение
- Литература
- Приложения
- Основные показатели деятельности фтс России