2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
Определение таможенной стоимости, в строгом научном понимании, отсутствует как в таможенном праве Республики Беларусь, так и в международном праве.
В Соглашении по применению ст. VII ГАТТ предложено определение таможенной стоимости товара как стоимости товара для целей обложения таможенными пошлинами в процентах от его стоимости.
Таможенный кодекс Республики Беларусь и закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» предлагают несколько отличное определение таможенной стоимости.
Статья 5 Закона гласит, что это стоимость товара, которая определяется в соответствии с указанным Законом и используется в следующих целях:
1) для обложения товара пошлиной;
2) внешнеэкономической и таможенной статистики;
3) применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, таможенную стоимость можно определить как стоимость товара, определяемую в соответствии с установленными правилами и используемую в качестве основы для обложения товара таможенными платежами, исчисляемыми по адвалорному принципу.
Законодательство Республики Беларусь, в отличие от международной системы таможенной оценки товаров, предлагает определять таможенную стоимость как для импортируемых, так и для экспортируемых товаров. Причины такого подхода очевидны. Во-первых, товары, вывозимые из Республики Беларусь, подлежат обложению таможенными пошлинами, а во-вторых, определяя таможенную стоимость всех товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, государство получает возможность использования единых методов ведения статистики внешней торговли.
Для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь используется следующие методы:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) на основе вычитания стоимости;
5) на основе сложения стоимости;
6) резервный метод.
При этом основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, то есть по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввезенный товар. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяются последовательно каждый из вышеперечисленных. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой последовательности.
Рассмотрим каждый метод более подробно.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь.
При этом цена как фактически уплаченная, так и подлежащая уплате, означает сумму всех платежей покупателя продавцу за товар, то есть как прямых, так и косвенных платежей третьему лицу в пользу продавца, платежей в денежной форме, равно как и расчетов в форме предоставления услуг или натурально-вещественных выплат.
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты (если они не были ранее в нее включены):
1. Расходы по доставке товара от места отправления из страны вывоза до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь. При этом под расходами на доставку понимается:
– стоимость транспортировки;
– расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товара, включая расходы по складированию;
– страховая сумма.
Если доставка товара осуществляется безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя, то в таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная исходя из действующих на момент транспортировки груза тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта. При отсутствии данных о единых тарифах на перевозку указанным видом транспорта для расчетов транспортных расходов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
При ввозе товаров нескольких наименований расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке, транспортировке распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу, а расходы по страхованию товаров – пропорционально их стоимости.
Под местом ввоза следует понимать:
-
для авиаперевозок – аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Республики Беларусь, в котором воздушное судно, перевозящее товары, совершает посадку и где производится разгрузка товаров;
-
для речных перевозок – первый порт разгрузки или порт перевалки на территории Республики Беларусь, если факт перегрузки товара подтвержден таможенным органом этого порта;
-
для перевозок другими видами транспорта – место нахождения пункта пропуска на таможенной границе Республики Беларусь на пути следования товара;
-
для товара, доставляемого по почте, – пункт международного почтового обмена.
2. Следующий обязательный компонент таможенной стоимости - расходы, понесенные покупателем:
-
комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара. Агенты, работающие от имени покупателя, называются агентами по закупке. Агенты, работающие от имени продавца, – агентами по продаже. Соответственно, их вознаграждение является комиссионными за закупку или продажу. Закон устанавливает, что в таможенную стоимость включаются комиссионные вознаграждения по продаже товара, то есть расходы, которые произведены продавцом для того, чтобы найти покупателя и продать ему товар;
-
стоимость контейнеров и иной многооборотной тары, которые в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
-
расходы, связанные с упаковкой ввозимого товара, включающие стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке этого товара.
3. Соответствующая часть стоимости следующих товаров, работ и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем продавцу бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей оцениваемого товара (включая предоставление покупателем оборудования в аренду продавцу, выполнение продавцом заказа по чертежам или лекалам покупателя) также должны быть включены в таможенную стоимость.
К таким товарам, работам и услугам относятся:
-
сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
-
инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве оцениваемых товаров;
-
топливо, смазочные и иные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (различных продуктов, используемых в производстве, но которые могут быть не идентифицированы во ввозимом товаре либо конечном продукте);
-
инженерная проработка, опытно-конструкторская работа, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи, выполненные за пределами таможенной территории Республики Беларусь и необходимые для производства оцениваемых товаров.
4. Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров. В качестве таких платежей рассматривается вознаграждение, выплачиваемое за пользование следующими правами:
-
на изготовление ввозимого товара (в том числе образцов или моделей промышленной продукции, образцов вкусовых качеств, ноу-хау);
-
продажу на экспорт ввозимого товара, в том числе торговых марок (товарных знаков) промышленных образцов;
-
использование или перепродажу ввозимого товара (в том числе патентов, авторских прав на литературные, художественные или научные произведения, включая кинематографическую продукцию, технологии производства, представляющие единое целое с импортируемым товаром).
Лицензионные платежи должны добавляться к цене сделки в том случае, если эти платежи касаются оцениваемого (ввозимого) товара и являются условиями заключенной между продавцом и покупателем сделки купли-продажи.
5. Величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Республики Беларусь.
В таможенную стоимость товара, исчисленную в соответствии с методом определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не включаются исчисленные отдельно и подтвержденные документально следующие расходы покупателя:
-
платежи за перемещение товара по таможенной территории Республики Беларусь;
-
расходы по переработке, ремонту, техническому обслуживанию, хранению и иным подобным операциям, которые производятся с товаром в Республики Беларусь после его перемещения через таможенную границу;
-
взимаемые в соответствии с действующим законодательством любые пошлины, сборы, налоги, связанные с размещением ввозимого товара на таможенной территории Республики Беларусь.
Метод определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами может применяться при условиях:
1) представления декларантом документов, подтверждающих факт внешнеторговой сделки купли-продажи в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;
2) отсутствия в отношении прав покупателя по распоряжению приобретенным им товаром каких-либо ограничений, за исключением:
– установленных законодательством Республики Беларусь (таких, как требование лицензии на любую перепродажу или использование товара, по маркировке или упаковке товара, на проведение его тестирования или инспектирования);
– связанных с географическим регионом, в пределах которого купленный товар может быть объектом новых сделок купли-продажи;
– существенно не влияющих на цену товара;
3) что продажа товара или его цена не должны быть поставлены в зависимость от каких-либо условий или встречных обязательств сторон внешнеторговой сделки, расходы по исполнению которой не могут быть исчислены при определении таможенной стоимости товара;
4) что никакая часть прибыли от последующих продажи, передачи другим лицам или использования декларантом товара, приобретенного им в собственность по внешнеторговой сделке, не должна поступать прямо или косвенно в распоряжение лица, выступившего в такой сделке в роли продавца, за исключением случая, когда такая часть прибыли может быть документально подтверждена и отдельно исчислена, что позволяет включить ее в таможенную стоимость;
5) что стороны внешнеторговой сделки купли-продажи не являются взаимозависимыми лицами либо взаимозависимость покупателя с продавцом не повлияла на цену сделки.
При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
– один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
– участники сделки являются совладельцами предприятия;
– участники сделки связаны трудовыми отношениями;
– один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5 % уставного капитала;
– оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
– участники сделки совместно контролируют непосредственно или косвенно третье лицо;
– один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
– участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Метод определения таможенной стоимости товара по цене сделки с идентичными и однородными товарами. Суть метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы для ее расчета цены сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по первому методу и принята таможенными органами.
При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
– физические характеристики;
– качество и репутация на рынке;
– страна происхождения;
– производитель.
Идентичными не считаются товары, которые после ввоза в Республику Беларусь подверглись инженерно-конструкторской проработке, дизайн которых был изменен в республике полностью или частично за счет покупателя. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют вышеназванным требованиям.
В качестве таких незначительных различий рассматриваются (признаются) такие, как:
– размер;
– этикетки;
– цвет (если он не является существенным ценообразующим фактором).
Для того чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.
Если окажется, что стоимость товара не может быть определена по методу 2, то следует переходить к альтернативной базе оценки – цене сделки с однородными товарами, то есть использовать метод 3.
При этом под однородными товарами понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товара должны быть обязательно учтены следующие признаки:
– качество, наличие товарного знака и репутация товаров на рынке;
– страна происхождения;
– производитель.
Товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены после ввоза в Республику Беларусь.
Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, анализируются следующие их параметры:
1) физические характеристики:
– размер и форма;
– уровень технических и других характеристик;
– метод изготовления;
2) материалы, из которых изготовлены товары:
– стеклянное окно или окно из пластика;
– драгоценные металлы или черные металлы;
– ткань или бумага и т. д.;
3) функции и сфера применения (способны ли сравниваемые товары выполнять одни и те же функции?);
4) коммерческая взаимозаменяемость, то есть примет ли покупатель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик).
При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.
Методы 2 и 3 базируются на одних и тех же принципах и логике применения: в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется цена идентичных или однородных товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, что таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, закон «О Таможенном тарифе» устанавливает, что цена сделки с идентичными или однородными товарами применяется в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
– проданы для ввоза на территорию Республики Беларусь;
– ввезены одновременно или ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
– ввезены на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемые товары.
В тех случаях, когда выявлены различия в условиях осуществления сделок с ввозимыми товарами при одинаковых коммерческих условиях (то есть на одном коммерческом уровне), одном и том же количестве товара, что и по оцениваемым (ввозимым) товарам, с учетом выявленных различий в этих характеристиках, цена сделки с идентичными или однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.
При нахождении варианта продажи, отличающегося по какому-либо из отмеченных трех условий, следует сделать соответствующую корректировку базовой (исходной) цены сделки с идентичными или однородными товарами:
– только по количественным факторам;
– только по факторам, затрагивающим коммерческие условия продажи (то есть коммерческий уровень продаж);
– как по факторам, затрагивающим коммерческие условия, так и по количественным факторам.
Полученная с учетом корректировок по указанным факторам цена сделки с идентичными или однородными ввезенными товарами должна использоваться в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров.
Однако необходимо учитывать, что корректировка на коммерческие условия продажи и на количество может быть произведена лишь в тех случаях, когда однозначно установлено, что цена товара действительно зависит от этих факторов. Например, в тех случаях, когда продавец продает товары по одной и той же цене независимо от класса покупателей или количества продаваемого товара, то есть цена сравниваемых товаров не изменяется в зависимости от указанных факторов, корректировка цены сделки производиться не должна.
В связи с вышесказанным все данные по таким корректировкам должны быть достоверны: подтверждены документально, количественно определены и у таможенных органов должна иметься возможность их проверки.
При проведении оценки по цене сделки с идентичными или однородными товарами необходимо обеспечить правильный учет всех дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (расходы по доставке товара от места отправления из страны вывоза до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, расходы, понесенные покупателем, соответствующая часть стоимости следующих товаров, работ и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем продавцу бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров и т. д.).
В том случае, если существуют различия в цене товара, вызванные коммерческим уровнем или условиями транспортировки и закупки товара и т. д., объемом продаж, и проведение корректировки имеет смысл, однако отсутствуют возможности документального подтверждения исходных данных, необходимых для корректировки, то определение таможенной стоимости по методам 2 и 3 не допускается и следует переходить к другим альтернативным методам оценки.
Пример 1
Стальные листы одинакового химического состава, отделки и размера ввезены для различных целей.
Хотя один из импортеров предполагает использовать листы для ремонта автомобильных кузовов, а второй для изготовления печей, товары следует признать идентичными.
Пример 2
Резиновые патрубки одного размера ввезены от различных производителей, являющихся резидентами одной страны. Каждый производитель использует свою торговую марку, однако и те и другие патрубки – одного и того же качества, соответствуют одному и тому же стандарту, имеют одинаковую репутацию на рынке и используются в производственном процессе автомобильным заводом страны импорта.
Так как патрубки произведены различными производителями, являются носителями различных торговых марок, они не являются идентичными согласно приведенному выше определению.
Не будучи одинаковыми во всех отношениях, патрубки имеют сходные характеристики и составляющие материалы, которые позволяют им выполнять одинаковые функции. Так как товары изготовлены по одному стандарту, одного качества, имеют сходную репутацию и носят эквивалентные торговые марки, они могут быть признаны однородными.
Пример 3
Импортированы чернила для печати на бумаге и чернила для печати на бумаге и текстильных материалах.
Для того чтобы быть однородными, товары должны быть в том числе и коммерчески взаимозаменяемыми. Чернила качества, достаточного только для печати на бумаге, не являются однородными с чернилами качества, достаточного для печати на бумаге и текстильных материалах, хотя последние после импорта могут быть использованы и исключительно для печати на бумаге.
Пример 4
Рассмотрим ситуацию, характерную для работы таможенных органов Республики Беларусь в августе – сентябре, когда в страну в наибольшем количестве ввозятся овощи и фрукты из стран ближнего зарубежья.
Предприятие – резидент Республики Беларусь Б заключает бартерный контракт с предприятием – резидентом Республики Молдова М, в соответствии с которым М поставляет в Республику Беларусь томаты свежие, а в ответ получает трактора модели МТЗ-820. Учетная цена тракторов составляет 10 000 долларов США, а томатов – 0,10 доллара США, то есть согласно контракту, за 100 тонн помидоров Б рассчитывается одним трактором.
Вопрос: Как должна быть определена таможенная стоимость томатов, заявляемых предприятием Б в таможенном режиме выпуска для свободного обращения?
Ответ: Согласно ст. 18 закона Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется путем последовательного применения шести методов оценки. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь товара, определяемой путем применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. Однако при выполнении сторонами бартерного контракта отсутствует реальное движение денежных средств, следовательно, цена сделки отсутствует, то есть метод по цене сделки неприменим.
Вторым является метод по цене сделки с идентичными товарами. Для его использования в распоряжении таможенного органа, осуществляющего контроль за заявленной предприятием Б таможенной стоимостью томатов, должна иметься информация о ввозе томатов того же сорта, того же качества, происходящих с территории Республики Молдова и выращенных тем же производителем. Однако такая ситуация встречается нечасто. В большинстве случаев в распоряжении таможенного органа имеется информация о таможенной стоимости томатов, происходящих из Молдовы, но иного сорта, либо от иного производителя.
В нашем случае за одну неделю (то есть не ранее 90 дней) до импорта томатов, подлежащих оценке, таможня выдала разрешение на использование томатов аналогичного качества, происходящих из той же страны, в режиме выпуска для свободного обращения, причем таможенная стоимость последних была определена путем применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, но от иного производителя.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 21 Закона таможенная стоимость ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь томатов должна быть определена путем применения метода по цене сделки с однородными товарами с использованием цены сделки с томатами, ввезенными двумя неделями ранее.
Итак, идентичными товарами считаются товары, одинаковые во всех отношениях; однородные немногим отличаются, но должны выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Таможенная оценка по методу 4 базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) идентичные или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной (совокупной) партией на территории республики в неизменном состоянии не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров, участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Понятие «продажа товаров в неизменном состоянии» означает следующее. Операции производственного характера (включая сборку), а также дальнейшая обработка товаров рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В то же время товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов, а также простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Такие естественные изменения, как усушка товара, его испарение (для жидкостей), также рассматриваются как сохранение товаром неизменного состояния. В том случае, если нет продаж оцениваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование продажной цены за единицу этих товаров на рынке Беларуси после их дальнейшей обработки на территории республики с учетом поправок на стоимость этой обработки в качестве основы для расчета.
Одним из ключевых вопросов применения данного метода оценки является выбор цены, по которой наибольшее агрегированное (совокупное) количество товара было продано после ввоза в страну покупателем первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (импортером).
Для определения наибольшего совокупного количества суммируются все продажи товара по данной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее агрегированное количество единиц товара.
Для того чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, то есть те затраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию Республики Беларусь и которые не должны быть включены в таможенную стоимость.
Из цены товара вычитаются следующие компоненты:
– расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Республике Беларусь ввозимых товаров того же класса и вида;
– суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Республике Беларусь в связи с ввозом или продажей;
– обычные расходы, понесенные в Республике Беларусь на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
При отсутствии случаев продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении положений пунктов 1 и 6 данного метода.
Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости. Базой для определения таможенной стоимости по данному методу будет стоимость товара, полученная расчетным путем на основе метода сложения стоимости:
– стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
– общих затрат, характерных для продажи в Республику Беларусь из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы республики, и иных затрат;
– прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Республику Беларусь таких товаров.
Таким образом, для определения таможенной стоимости по методу 5 необходима информация об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. В этой связи использование метода сложения на практике обычно ограничено теми случаями, когда покупатель и продавец являются взаимозависимыми и производитель (продавец) готов предоставить покупателю для предъявления властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, если возникает в ней необходимость.
Трудности в получении и подтверждении необходимой информации накладывают жесткие ограничения на использование метода сложения стоимости. Если таможенному органу представляются неподтвержденные данные, то они должны рассматриваться как бездоказательные, не обязательно отражающие фактическое положение дел.
В связи с этим таможенная стоимость, определенная по методу 5, должна быть объектом особо тщательной проверки.
Резервный метод. Бывают ситуации, когда ни один из рассмотренных выше вариантов оценки товаров, в соответствии с установленными требованиями, не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости.
Как правило, это происходит, когда:
– осуществляется импорт товаров на временной основе;
– имеет место договор аренды или найма;
– осуществляется реимпорт товаров после ремонта или модификации;
– производятся поставки уникальной продукции, произведений искусства;
– идентичные или однородные товары не ввозятся;
– товары не перепродаются в стране-импортере;
– изготовитель неизвестен либо отказывается представить данные об издержках производства, либо представленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.
Для этих ситуаций и предназначен резервный метод 6.
Этот метод не дает специального способа оценки товаров, но требует при осуществлении оценки учитывать следующие принципы:
-
базирование оценки в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенного товара;
-
использование стоимости, основанной на фактических оценках (ценах, по которым ввезенный товар продается в стране в ходе обычной торговли в условиях конкуренции);
-
унификация оценки, обеспечение единообразия в осуществлении оценки товара в таможенных целях;
-
объективность и беспристрастность критериев оценки;
-
совместимость оценки с коммерческой практикой, недопустимость создания ситуаций или использования методов оценки, которые не встречаются в коммерческой практике;
-
использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей) при невозможности применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами;
-
неиспользование стоимости товара отечественного происхождения или произвольных цен в качестве базы для таможенной оценки товара.
Оценка с помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам, при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая не должна противоречить общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность (иерархия) применения методов определения таможенной стоимости – от первого к пятому.
В качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу не могут быть использованы:
– цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь;
– цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
– цена на внутреннем рынке Республики Беларусь на товары отечественного происхождения;
– произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь. Особое место в системе нормативных актов по таможенной стоимости занимают вопросы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.
Однако первоосновой таможенной стоимости вывозимых товаров является цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт.
В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, не включенные в цену сделки:
1) комиссионные и брокерские вознаграждения;
2) стоимость контейнеров и(или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ они рассматриваются как единое целое с вывозимыми товарами;
3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
4) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров:
– сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров;
– инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве вывозимых товаров;
– вспомогательных материалов, израсходованных при производстве вывозимых товаров;
– инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;
5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
6) поступающие продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Республики Беларусь;
7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении), взимаемые на таможенной территории Республики Беларусь, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Республики Беларусь они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Республики Беларусь.
При отсутствии сделки купли-продажи или в случае невозможности ее использования в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера о затратах на производство вывозимого товара и величины получаемой прибыли либо на основе данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. При этом также учитываются вышеперечисленные расходы.
В случае невозможности использования представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты