3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории.
Основные принципы определения страны происхождения товаров, указанные в законе Республики Беларусь «О Таможенном тарифе», основываются на существующей международной практике.
Порядок определения страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную территорию Республики Беларусь, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с установленными критериями.
При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
Товар – любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии, перемещаемые через таможенную границу. Под товаром понимается также валюта и валютные ценности.
Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:
-
полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;
-
растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
-
живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
-
продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
-
продукция, полученная в результате охотничьего, рыболовного промысла;
-
продукция морского промысла, полученная судном данной страны и арендованными (зафрахтованными) ею;
-
продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в предыдущем подпункте;
-
продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
-
отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
-
продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране и арендованных (зафрахтованных)ею;
-
товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в предыдущих подпунктах.
Критерий достаточной обработки (переработки) – один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более страны, считается происходящим из той страны, где он был подвергнут последней существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств.
Критерии достаточной обработки (переработки выражается в следующем:
–– в изменении товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшем в результате обработки (переработки) товара;
–– выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
–– правиле адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Основным критерием достаточной обработки (переработки) является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Он применяется в отношении всех товаров, за исключением тех, по которым на основании двух- или многосторонних международных соглашений установлены условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, где они имели место.
В качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли, как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки (переработки) товара.
В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются следующим образом:
–– для импортируемых материалов – по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции. Как правило, такая стоимость не может превышать 50 % стоимости готовой продукции;
–– для конечной продукции – по цене на условиях «франко-завод» («франко- склад») продавца.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты