logo
osnovy_tamozhennogo_dela

5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами

В соответствии со ст. 9 закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач ОРД органы, уполномоченные на ее осуществление, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия.

Оперативно-розыскное мероприятие – это совокупность отдельных, объединенных единым тактическим замыслом действий, решений и средств оперативных работников и иных участвующих в ОРД лиц, направленная на решение стоящей в данной оперативно-розыскной ситуации задачи.

Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», определяет следующие оперативно-розыскные мероприятия.

1. Опрос граждан –действие, направленное на получение со слов опрашиваемого лица первичной информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

2. Наведение справок – действия, предполагающие получение необходимых для решения задач ОРД сведений путем направления официального запроса соответствующему юридическому или физическому лицу.

Чаще всего справки поступают в таможенные органы из оперативных, криминалистических и иных баз данных других правоохранительных органов, а также от предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти или местного самоуправления, общественных организаций и граждан.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования – обнаружение и изъятие материальных носителей информации, сохранивших следы преступления, а также имеющих отношение к его совершению.

Образцами могут быть: единичные экземпляры контрабандной партии товара или предметов; частички наркотических веществ; руда, содержащая драгоценные металлы; образцы почерка; любые другие предметы, вещи и вещества, которые могут служить средством обнаружения общественно опасного противоправного деяния и причастных к нему лиц.

4. Проверочная закупка – искусственно созданная ситуация приобретения товаров, ценностей, валюты, а также иных предметов, веществ и продукции без цели потребления или сбыта при наличии информации о нарушениях законодательства, влекущих уголовную ответственность.

5. Исследование предметов и документов – изучение предметов и документов в целях выявления следов и орудий совершения преступления или результатов преступной деятельности.

6. Наблюдение – это, как правило, конспиративное визуальное или опосредованное (с помощью оперативно-технических средств) восприятие и фиксация явлений, событий, процессов, деяний лиц.

7. Отождествление личности – установление и идентификация личности на основании неизменяемых признаков человека.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – осмотр названных объектов с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства.

9. Слуховой контроль – получение и фиксация акустической информации в помещениях, сооружениях, транспортных средствах и на местности для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – просмотр почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с целью обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица и получения иной информации в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности.

11. Прослушивание телефонных переговоров – конспиративное прослушивание и фиксация в виде звукозаписи на магнитных и других носителях акустической информации, передаваемой по электрическим сетям телефонной связи при ведении телефонных переговоров, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

12. Снятие информации с технических каналов связи получение, преобразование и фиксация с помощью технических средств различных видов сигналов, передаваемых по любым техническим каналам связи, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

13. Оперативное внедрение – проникновение в преступное формирование сотрудника органа, осуществляющего ОРД, или лица, оказывающего ему содействие, для пресечения преступной деятельности участников этого формирования.

14. Контролируемая поставка – система оперативно-розыскных мероприятий и действий, в ходе совершения которых с ведома и под контролем оперативно-розыскного органа допускается перемещение в пределах республики, ввоз (вывоз) или транзит через ее территорию товаров, ценностей, валюты, а также предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия преступлений и решения других задач оперативно-розыскной деятельности.

15. Оперативный эксперимент – искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об этом в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также с целью выявления и установления лица (лиц), его совершающего.

Учитывая то, что таможенные органы ранее не осуществляли ОРД, не имели необходимого количества подготовленных для такой деятельности сотрудников и соответствующей материально-технической базы, законодатель в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» ввел определенные ограничения в отношении прав на

осуществление ОРД в таможенных органах.

Так, ст. 9 закона установлено, что на таможенные органы не распространяются права:

Таможенные органы не вправе также проводить оперативно-розыскные мероприятия в виде наблюдения, слухового контроля, прослушивания телефонных переговоров, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятия информации с технических каналов связи, оперативного внедрения. На сегодняшний день Государственным таможенным комитетом проводится определенная работа с целью предоставления таможенным органам дополнительных прав осуществления ОРД.

Несмотря на перечисленные ограничения в правах осуществления ОРД, оперативные подразделения таможенных органов в рамках закона стали более эффективно вести борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела. Право осуществления ОРД позволило таможенным органам получать упреждающую информацию о готовящихся таможенных правонарушениях и своевременно их пресекать.

Важной особенностью осуществления ОРД в таможенных органах является то, что их правоохранительная деятельность направлена, во-первых, на защиту экономических интересов республики и, во вторых, на борьбу с такими специфическими преступлениями, как контрабанда и невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей.