10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
Главное направление валютного контроля, осуществляемого в отношении физических лиц, – контроль за ввозом, вывозом и пересылкой наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов через таможенную границу Республики Беларусь.
Основной документ, регулирующий эти вопросы, – Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 31 июля 2000 года.
Утвержденные этим постановлением правила устанавливают, что:
1) вывоз из Республики Беларусь и ввоз в Республику Беларусь физическими лицами наличных белорусских рублей разрешен в сумме, не превышающей на одно лицо 100 (сто) минимальных заработных плат, установленных в республике;
2) ввоз в Республику Беларусь физическими лицами наличной иностранной валюты производится без ограничения суммы с соблюдением требований таможенного законодательства;
3) вывоз из Республики Беларусь физическими лицами наличной иностранной валюты без предъявления разрешительных документов разрешен на одно лицо в сумме, не превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления вывозимой наличной иностранной валюты.
При вывозе физическими лицами из Республики Беларусь наличной иностранной валюты в сумме свыше установленной нормы, в таможенные органы представляются в обязательном порядке разрешительные документы:
– таможенная декларация или валютное удостоверение, свидетельствующие о ввозе наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте на территорию государств– участников Таможенного союза;
– банковский документ, выдаваемый уполномоченными банками государств – участников Таможенного союза, разрешающий вывоз наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте из государств – участников Таможенного союза (справка формы № 0406007).
Разрешительные документы, на основании которых физические лица осуществляют вывоз из Республики Беларусь наличной иностранной валюты, подлежат сдаче таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление вывозимой наличной иностранной валюты.
При этом таможенная декларация или валютное удостоверение действительны в качестве разрешительного документа в течение года, банковский документ – в течение двух лет с даты выдачи;
4) вывоз из Республики Беларусь и ввоз в Республику Беларусь физическими лицами платежных документов в иностранной валюте производится без ограничения суммы с соблюдением требований таможенного законодательства. Под платежными документами в иностранной валюте понимаются выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские и иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями;
5) вывоз из Республики Беларусь физическими лицами памятных монет из драгоценных металлов (денежные знаки в виде монет, выпущенных в ознаменование важнейших событий в истории государства и всего человечества, из драгоценных металлов (золото, платина, палладий, серебро) допускается в количестве: монеты из золота, платины, палладия – не более 5 штук на одно лицо; монеты из серебра – не более 10 штук на одно лицо;
6) ввоз в Республику Беларусь физическими лицами памятных монет из драгоценных металлов производится без ограничения количества на одно лицо с соблюдением требований таможенного законодательства;
7) пересылка из Республики Беларусь и в Республику Беларусь наличных белорусских рублей, памятных монет из драгоценных металлов физическими лицами запрещена. При этом под пересылкой понимается перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов в международных почтовых отправлениях (посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена между государствами);
8) пересылка из Республики Беларусь наличной иностранной валюты письмами с объявленной ценностью допускается в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в предприятии связи. Пересылка наличной иностранной валюты без объявления ценности запрещена;
9) пересылка в Республику Беларусь наличной иностранной валюты письмами с объявленной ценностью допускается в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью почтовым учреждением страны его отправления;
10) пересылка платежных документов в иностранной валюте из Республики Беларусь и в Республику Беларусь письмами с объявленной ценностью допускается без ограничения суммы при условии, что объявленная ценность не будет превышать сумму, равную в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в предприятии связи. Пересылка платежных документов в иностранной валюте без объявления ценности запрещена;
11) ввоз и вывоз наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов физическими лицами с (на) территории(ю) Республики Беларусь с территории государств – участников Таможенного союза осуществляется без ограничения суммы, без декларирования в письменной форме, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.
Приказом Государственного таможенного комитета от 3 апреля 1997 года «О порядке декларирования личного имущества» определены особенности декларирования наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов.
Обязательному письменному декларированию подлежат следующие товары не для коммерческих целей, перемещаемые через таможенную границу:
– запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу (в том числе иностранная валюта, вывозимая в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США на одно лицо, памятные монеты, вывозимые на одно лицо в количестве, превышающем 5 штук – из золота, платины, палладия и 10 штук – из серебра, дорожные чеки, иные валютные ценности и др.) вне зависимости от наличия у лица, перемещающего товары, разрешительных документов;
– белорусские рубли, ввозимые и вывозимые в сумме, превышающей на одно лицо 100 минимальных заработных плат, установленных в Республике Беларусь.
Устному декларированию подлежат следующие товары не для коммерческих целей, перемещаемые через таможенную границу:
– ввозимая иностранная валюта и иные валютные ценности (за исключением дорожных чеков);
– иностранная валюта, вывозимая в пределах суммы, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 1500 долларов США;
– белорусские рубли, ввозимые и вывозимые в пределах суммы, не превышающей на одно лицо 100 минимальных заработных плат, установленных в Республике Беларусь;
– памятные монеты из драгоценных металлов, вывозимые на одно лицо в количестве, не превышающем 5 штук – из золота, платины, палладия и 10 штук – из серебра.
Ввезенная иностранная валюта и другие валютные ценности, сумма которых превышает 3 тыс. долларов США, регистрируются должностным лицом таможенного органа в валютном удостоверении формы ТС-28 в случае их письменного декларирования в установленном порядке.
По желанию заявителя (физического лица, перемещающего товары), товары, подлежащие декларированию в устной форме, могут декларироваться в письменной форме.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты