3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
Реализация идеи таможенного регулирования ВЭД в условиях отмены монополии государства на внешнюю торговлю связана с возникновением независимых суверенных государств в границах бывшего Союза ССР. В целях обеспечения политической и экономической самостоятельности, совершенствования внешнеэкономической деятельности 20 сентября 1991 года Верховный Совет Беларуси принял постановление «О таможенной службе Республики Беларусь». В соответствии с ним Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. В его подчинение перешли таможенные органы СССР, расположенные на территории республики4. Суверенному белорусскому государству пришлось практически заново создавать и реконструировать таможенную службу. Если к началу 1991 года в Беларуси действовали 4 таможни – Брестская, Гродненская, Минская и «Западный Буг», то в 1993 году к ним добавилось еще 16. Была установлена таможенная граница по всему периметру территории Республики Беларусь. Это потребовало существенного развития таможенной инфраструктуры, в первую очередь на границе. Причем на границе с Латвией, Литвой, Россией и Украиной необходимо было создавать инфраструктуру на пустом месте. Однако самым сложным и ответственным делом явились подбор, обучение и расстановка кадров. За короткое время были укомплектованы кадрами все структуры таможенных органов, налажена система повышения квалификации. В январе 1996 года постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь был утвержден Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов, сыгравший важную роль в обеспечении правопорядка в таможенной системе.
Первостепенная задача в становлении и развитии таможенной службы – создание нормативно-правовой базы. Началом качественно нового этапа в развитии таможенного законодательства Беларуси явилось принятие в 1993 году Таможенного кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Эти документы в полной мере отразили современные реалии – обретение государственной независимости, отказ от монополии государства на внешнюю торговлю, активизацию связей отечественной экономики с мировым хозяйством. Следует подчеркнуть, что первые в истории Беларуси акты таможенного законодательства исходят как из предшествующего отечественного, так и передового зарубежного правотворчества. В них Беларусь заявила о намерении применять международные стандарты в области таможенного дела. Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе», принятые Парламентом Беларуси в 1993 году сыграли важную роль в становлении таможенного дела в республике. Однако в них не учтены, да и не могли быть учтены, последующие новые явления в таможенной практике. Так, после образования Таможенного союза «пяти», рассогласованность таможенных законодательств стран – участниц сдерживала развитие внешнеэкономических связей, препятствовала осуществлению единых подходов при реализации достигнутых соглашений.
На первых порах многие аспекты таможенного дела в Республике Беларусь регламентировались соответствующими указами Президента, постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями Государственного таможенного комитета. Так, Указом Президента Беларуси от 19 апреля 1995 года «О некоторых вопросах таможенного регулирования» были утверждены временные положения о видах таможенных режимов и таможенных платежей в Республике Беларусь. Правда, некоторые из принятых субъектами таможенного правотворчества подзаконные акты подчас были недолговечными, иногда – противоречивыми, однако «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела удалось избежать, шел постепенный, сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования отечественного таможенного права. В 1994 году указом Президента было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, определяющее правовой статус и главные задачи ГТК.
С принятием Таможенного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу в июле 1998 года, сделан новый шаг в развитии таможенного дела в республике, в согласовании его с общепринятыми международными нормами. Кодекс состоит из 15 разделов, 45 глав и 273 статей (Кодекс 1993 года включал всего 91 статью). В новом документе детально проработан механизм таможенного воздействия на результаты экономической деятельности в условиях совершенствования рыночных отношений. Целями таможенной политики определены обеспечение наиболее эффективного применения инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики и др. Создавая принципиально новую систему взаимодействия отечественной экономики с мировым хозяйством, кодекс открыл и новые возможности для предпринимательской деятельности. Новые таможенные режимы позволяют также на льготных условиях развивать в республике импортозамещающие производства, ориентированные на экспорт готовой высокотехнологической продукции.
19 статей Таможенного кодекса посвящены правоохранительной деятельности таможенных органов. Впервые законодательно таможенные органы республики определены органами дознания по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела. Расширен перечень составов преступлений и категорий нарушений таможенных правил. Если в прежнем Кодексе содержалось 14 составов административных таможенных правонарушений, то теперь их зафиксирован 51 вид. 19 мая 2000 года Парламент принял Закон о дополнительном включении в Таможенный кодекс ст. 220¹, впервые наделившей таможенные органы Беларуси правом осуществлять в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность.
Раскрывая цельный механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс не во всех своих статьях является законом прямого действия. Его дополняют декреты и указы Президента, постановления Совета Министров, положения, инструкции, методические указания Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
В течение нескольких лет существования независимого белорусского государства завершилась работа по развертыванию сети внутренних и пограничных таможен, по оптимизации их структуры. В 1996 году в основном была завершена реорганизация таможен в соответствии с типовой функциональной структурой. Постоянно совершенствуются стиль и методы работы таможенных органов.
Знаменательной вехой в истории белорусской таможни явилось основание в 1995 году Таможенного союза, учредителями которого явились Беларусь и Россия и к которому вскоре присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан5. Создание таможенного союза предполагает проведение комплекса мероприятий, финальной стадией его формирования должно явиться провозглашение единой таможенной территории и создание согласованной системы управления таможенными, внешнеторговыми органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом. В соответствии с соглашением о Таможенном союзе были отменены таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих из Беларуси и России, проведена реорганизация Оршанской, Гомельской, Витебской, Полоцкой, Верхнедвинской таможен, упразднены пункты таможенного оформления, расположенные на границе с Российской Федерацией.
Логическим продолжением курса на углубление экономической интеграции Беларуси и России явился таможенный аспект Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Важнейшим условием создания единого экономического пространства программа провозглашала формирование единого таможенного пространства, основанного на применении:
-
единой таможенно-торговой политики в отношении третьих стран, включая единые меры тарифного и нетарифного регулирования в товарообороте с ними;
-
единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через внешние границы Союзного государства;
-
единого порядка экспортного контроля.
Создан единый орган управления таможенными службами – Таможенный комитет Союза Беларуси и России.
Постоянно совершенствуется структура таможенных органов. В 2000 году в рамках штатной численности путем перераспределения штатов созданы региональные таможенные инспекции на базе Брестской, Гродненской и Минской региональной таможен. В связи с наделением таможенных органов новой функцией – осуществление оперативно-розыскной деятельности – в штатное расписание введены должности оперативных уполномоченных по особо важным делам в ГТК и таможнях республики.
20 сентября 2001 года таможенная служба Беларуси отмечала свое десятилетие. За столь короткое время трудно достичь уровня развитых стран мира, внедрить в таможенное дело мировые стандарты. Для этого необходимо было бы привлечь огромные материальные ресурсы, которых молодому независимому государству крайне недоставало в условиях переходного периода. И все же в республике сформирована современная многофункциональная таможенная служба со строго определенной вертикальной структурой управления, с солидным кадровым потенциалом, необходимой таможенной инфраструктурой.
Ныне таможенная служба Республики Беларусь – неотъемлемая составная часть всего народнохозяйственного комплекса, один из институтов управления экономикой страны.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты