logo
osnovy_tamozhennogo_dela

3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости

Реализация идеи таможенного регулирования ВЭД в условиях отмены монополии государства на внешнюю торговлю связана с возникновением независимых суверенных государств в границах бывшего Союза ССР. В целях обеспечения политической и экономической самостоятельности, совершенствования внешнеэкономической деятельности 20 сентября 1991 года Верховный Совет Беларуси принял постановление «О таможенной службе Республики Беларусь». В соответствии с ним Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. В его подчинение перешли таможенные органы СССР, расположенные на территории республики4. Суверенному белорусскому государству пришлось практически заново создавать и реконструировать таможенную службу. Если к началу 1991 года в Беларуси действовали 4 таможни – Брестская, Гродненская, Минская и «Западный Буг», то в 1993 году к ним добавилось еще 16. Была установлена таможенная граница по всему периметру территории Республики Беларусь. Это потребовало существенного развития таможенной инфраструктуры, в первую очередь на границе. Причем на границе с Латвией, Литвой, Россией и Украиной необходимо было создавать инфраструктуру на пустом месте. Однако самым сложным и ответственным делом явились подбор, обучение и расстановка кадров. За короткое время были укомплектованы кадрами все структуры таможенных органов, налажена система повышения квалификации. В январе 1996 года постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь был утвержден Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов, сыгравший важную роль в обеспечении правопорядка в таможенной системе.

Первостепенная задача в становлении и развитии таможенной службы – создание нормативно-правовой базы. Началом качественно нового этапа в развитии таможенного законодательства Беларуси явилось принятие в 1993 году Таможенного кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Эти документы в полной мере отразили современные реалии – обретение государственной независимости, отказ от монополии государства на внешнюю торговлю, активизацию связей отечественной экономики с мировым хозяйством. Следует подчеркнуть, что первые в истории Беларуси акты таможенного законодательства исходят как из предшествующего отечественного, так и передового зарубежного правотворчества. В них Беларусь заявила о намерении применять международные стандарты в области таможенного дела. Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе», принятые Парламентом Беларуси в 1993 году сыграли важную роль в становлении таможенного дела в республике. Однако в них не учтены, да и не могли быть учтены, последующие новые явления в таможенной практике. Так, после образования Таможенного союза «пяти», рассогласованность таможенных законодательств стран – участниц сдерживала развитие внешнеэкономических связей, препятствовала осуществлению единых подходов при реализации достигнутых соглашений.

На первых порах многие аспекты таможенного дела в Республике Беларусь регламентировались соответствующими указами Президента, постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями Государственного таможенного комитета. Так, Указом Президента Беларуси от 19 апреля 1995 года «О некоторых вопросах таможенного регулирования» были утверждены временные положения о видах таможенных режимов и таможенных платежей в Республике Беларусь. Правда, некоторые из принятых субъектами таможенного правотворчества подзаконные акты подчас были недолговечными, иногда – противоречивыми, однако «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела удалось избежать, шел постепенный, сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования отечественного таможенного права. В 1994 году указом Президента было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, определяющее правовой статус и главные задачи ГТК.

С принятием Таможенного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу в июле 1998 года, сделан новый шаг в развитии таможенного дела в республике, в согласовании его с общепринятыми международными нормами. Кодекс состоит из 15 разделов, 45 глав и 273 статей (Кодекс 1993 года включал всего 91 статью). В новом документе детально проработан механизм таможенного воздействия на результаты экономической деятельности в условиях совершенствования рыночных отношений. Целями таможенной политики определены обеспечение наиболее эффективного применения инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики и др. Создавая принципиально новую систему взаимодействия отечественной экономики с мировым хозяйством, кодекс открыл и новые возможности для предпринимательской деятельности. Новые таможенные режимы позволяют также на льготных условиях развивать в республике импортозамещающие производства, ориентированные на экспорт готовой высокотехнологической продукции.

19 статей Таможенного кодекса посвящены правоохранительной деятельности таможенных органов. Впервые законодательно таможенные органы республики определены органами дознания по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела. Расширен перечень составов преступлений и категорий нарушений таможенных правил. Если в прежнем Кодексе содержалось 14 составов административных таможенных правонарушений, то теперь их зафиксирован 51 вид. 19 мая 2000 года Парламент принял Закон о дополнительном включении в Таможенный кодекс ст. 220¹, впервые наделившей таможенные органы Беларуси правом осуществлять в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность.

Раскрывая цельный механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс не во всех своих статьях является законом прямого действия. Его дополняют декреты и указы Президента, постановления Совета Министров, положения, инструкции, методические указания Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

В течение нескольких лет существования независимого белорусского государства завершилась работа по развертыванию сети внутренних и пограничных таможен, по оптимизации их структуры. В 1996 году в основном была завершена реорганизация таможен в соответствии с типовой функциональной структурой. Постоянно совершенствуются стиль и методы работы таможенных органов.

Знаменательной вехой в истории белорусской таможни явилось основание в 1995 году Таможенного союза, учредителями которого явились Беларусь и Россия и к которому вскоре присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан5. Создание таможенного союза предполагает проведение комплекса мероприятий, финальной стадией его формирования должно явиться провозглашение единой таможенной территории и создание согласованной системы управления таможенными, внешнеторговыми органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом. В соответствии с соглашением о Таможенном союзе были отменены таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих из Беларуси и России, проведена реорганизация Оршанской, Гомельской, Витебской, Полоцкой, Верхнедвинской таможен, упразднены пункты таможенного оформления, расположенные на границе с Российской Федерацией.

Логическим продолжением курса на углубление экономической интеграции Беларуси и России явился таможенный аспект Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Важнейшим условием создания единого экономического пространства программа провозглашала формирование единого таможенного пространства, основанного на применении:

Создан единый орган управления таможенными службами – Таможенный комитет Союза Беларуси и России.

Постоянно совершенствуется структура таможенных органов. В 2000 году в рамках штатной численности путем перераспределения штатов созданы региональные таможенные инспекции на базе Брестской, Гродненской и Минской региональной таможен. В связи с наделением таможенных органов новой функцией – осуществление оперативно-розыскной деятельности – в штатное расписание введены должности оперативных уполномоченных по особо важным делам в ГТК и таможнях республики.

20 сентября 2001 года таможенная служба Беларуси отмечала свое десятилетие. За столь короткое время трудно достичь уровня развитых стран мира, внедрить в таможенное дело мировые стандарты. Для этого необходимо было бы привлечь огромные материальные ресурсы, которых молодому независимому государству крайне недоставало в условиях переходного периода. И все же в республике сформирована современная многофункциональная таможенная служба со строго определенной вертикальной структурой управления, с солидным кадровым потенциалом, необходимой таможенной инфраструктурой.

Ныне таможенная служба Республики Беларусь – неотъемлемая составная часть всего народнохозяйственного комплекса, один из институтов управления экономикой страны.