3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
Учитывая проводимую Республикой Беларусь политику, направленную на вступление в ВТО, представляется целесообразным рассмотреть отдельные положения ГАТТ/ВТО, регламентирующие применение нетарифных мер регулирования.
В рамках ГАТТ-1994 применение нетарифных барьеров в наиболее общей форме регулируется ст. I и III, требующими от стран-участниц использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Кроме того, ст. XI в общей форме запрещает странам-участницам использовать какие-либо ограничения ввоза-вывоза, кроме таможенных тарифов. Из отдельных нетарифных мер наиболее полно в рамках ГАТТ регулируются количественные ограничения, запреты и некоторые другие. Однако в целом область нетарифных ограничений недостаточно обеспечена межгосударственной правовой базой. Вместе с тем растущее применение нетарифных ограничений во всех государствах, невозможность их отмены по экономическим и торгово-политическим соображениям обусловили возникновение четкой политической линии в международном плане – договориться в рамках ГАТТ, а теперь и в рамках ВТО об определенной, согласованной на межгосударственном уровне дисциплине в их применении.
Правила ГАТТ1 и сложившиеся за время его деятельности прецеденты позволяют использовать многие виды нетарифных ограничений (включая такие жесткие, как запреты, контингенты и лицензии). Об этом говорит ряд статей ГАТТ. В ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров были выработаны кодексы, интерпретирующие и расширяющие положения ГАТТ и устанавливающие правила использования отдельных видов нетарифных ограничений. В настоящее время действуют следующие кодексы, регламентирующие порядок использования нетарифных барьеров: Кодекс по техническим барьерам, Кодекс по импортному лицензированию, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по санитарным и фитосанитарным мерам. Эти кодексы в итоге Уругвайского раунда вошли в правовую систему ВТО и являются обязательными для всех участников ВТО.
Кодекс по техническим барьерам (Соглашение по техническим барьерам в торговле) признает за каждой страной право принимать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоровья людей, животных и растений, требования производства и производственных процессов.
Каждая страна – участница Соглашения, или, что то же самое, член ВТО, должна взять на себя следующие обязательства.
-
Технические нормы, стандарты, системы сертификации и испытания товаров, требования к упаковке и маркировке товаров должны формулироваться и применяться таким образом, чтобы не создавать препятствий развитию торговли.
-
К импортируемым товарам должны применяться те же стандарты, административные процедуры и требования сертификации, что и к аналогичным товарам национального производства (национальный режим).
-
Использование технических требований и стандартов в отношении одинаковых импортных товаров должно быть одинаковым вне зависимости от страны происхождения товаров (режим наибольшего благоприятствования).
-
Стандарты и технические правила должны основываться на достижениях науки и иметь научное обоснование.
-
Процедура определения соответствия техническим нормам и стандартам должна быть в отношении иностранных поставщиков не менее благоприятной, чем в отношении отечественных производителей.
-
Любые сборы и платежи, взимаемые в связи с сертификацией с иностранных поставщиков, не должны быть более высокими, чем те, которые в аналогичных случаях изымаются с товаров национального происхождения.
-
Выбор образцов для лабораторных испытаний и проверки качества не должен причинять неудобства иностранным поставщикам.
Положения ГАТТ, касающиеся количественных ограничений в международной торговле, сводятся к следующему.
-
Статья XI содержит положение, требующее от всех стран-участниц отказаться от использования количественных ограничений, разрешая, однако, их использование в определенной ситуации.
-
Статья XII разрешает странам-участницам ГАТТ применять количественные ограничения для обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса.
-
Статья XIII содержит правила, которым должны следовать страны-участницы, применяя эти ограничения. Статья содержит довольно большое число положений, конкретизирующих и разъясняющих правила недискриминационного применения количественных ограничений.
-
Статья XIV, по существу, разрешает применять количественные ограничения выборочно против отдельных стран.
На упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий направлено Соглашение о процедурах импортного лицензирования (его часто называют Кодексом по импортному лицензированию). В этом кодексе определено (ст. I), что правила лицензирования должны быть нейтральными и должны применяться справедливо ко всем сторонам. В Соглашении подчеркивается, что выдача импортных лицензий должна осуществляться на базе существующих правил ГАТТ, на недискриминационной основе в отношении всех импортеров и экспортеров. Участники Соглашения обязаны публиковать все правила и положения, касающиеся импортного лицензирования. Статья III Соглашения устанавливает правила процедуры, которыми участники Соглашения должны руководствоваться при выдаче индивидуальных лицензий в рамках контингентов. В статье подчеркивается, что процедура распределения таких лицензий не должна создавать препятствий в торговле, дополнительных тем, которые создаются самим контингентом. Предусматривается также, что по требованию участников Соглашения им будет сообщаться вся существующая информация, касающаяся действия индивидуального лицензирования в любой из участвующих стран. Соглашение предусматривает, что выдача лицензий должна быть сосредоточена в одном государственном органе. При выдаче лицензий все национальные получатели лицензий, включая и новых импортеров и экспортеров, должны быть поставлены в одинаковые условия. Соглашение требует, чтобы все страны-участницы привели свою национальную лицензионную практику и законодательство в этой области в соответствие с положениями Соглашения.1
Процедура импортного лицензирования должна соответствовать требованиям ст. III ГАТТ (национальный режим в отношении внутреннего обложения и регулирования), а также положениям ст. I (режим наибольшего благоприятствования).
Кодекс четко регламентирует требования, обращенные к получателю лицензии. Получателем может быть любая фирма, учреждение, лицо, которые отвечают требованиям закона. При выдаче лицензии должны учитываться экономические возможности заявителя. Правила выдачи лицензии должны предусматривать возможность выдачи лицензии новым импортерам. В случае отказа в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение.
В тех случаях, когда получатель лицензии вправе выбрать страну закупки товара, он должен делать это по своему усмотрению. В тех случаях, когда в лицензии существует привязка к определенной стране, эта страна должна быть указана точно и конкретно. Лицензии, выдаваемые в рамках установленного контингента (квоты), не должны носить более ограничительный характер, чем сам контингент.
Кодекс предусматривает возможность создания системы автоматического лицензирования, при котором выдача лицензий происходит безусловно, автоматически. Эта система лицензирования позволяет осуществлять постоянное наблюдение за ходом импортных и экспортных операций (мониторинг). Кодекс подробно регламентирует положения, на базе которых эта система должна действовать. В частности, предусмотрено, что автоматическое лицензирование должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать препятствий для импорта.
Запреты ввоза и вывоза регулируются главным образом ст. XI–ХIV, а также XX и XXI ГАТТ. Статья XI разрешает применять запреты ввоза и вывоза в ряде случаев. В их числе запрещение и ограничение экспорта каких-либо товаров из страны в связи с их нехваткой на внутреннем рынке (или для предотвращения образования дефицита), а также запреты импорта в связи с применением стандартов или правил о классификации, сортировке или реализации товаров в международной торговле. Статьи XII–ХIV, как это было показано выше, конкретизируют это положение.
Статья XX ГАТТ разрешает применение целого ряда мер, включая запреты и ограничения по соображениям защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья населения, животных и растений, а также мер, относящихся к ввозу и вывозу золота и серебра; применяемых для охраны невозобновляемых природных ресурсов; во исполнение обязательств по межправительственным товарным соглашениям, связанным с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения ими национальной обрабатывающей промышленности в периоды, когда цены на них ниже мировых. Эта же статья разрешает применение мер для охраны национальных художественных и археологических ценностей; необходимых для соблюдения законов и постановлений, не находящихся в противоречии с ГАТТ; относящихся к товарам, произведенных трудом лиц, находящихся в заключении.
Статья XX содержит общее положение о том, что применение этих мер не должно быть скрытым ограничением международной торговли, а также что эти меры не должны применяться произвольным или дискриминационным путем.
Статья XXI разрешает применение различных мер по соображениям национальной безопасности, включая запреты в отношении торговли оружием и боеприпасами и в отношении расщепляемых материалов и материалов, из которых они производятся.
Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам дополняет Соглашение по сельскому хозяйству, регулируя вопросы, связанные еще с одним механизмом протекционизма в этом секторе, вызывающим серьезные последствия для торговли развивающихся стран. Это Соглашение призвано содействовать тому, чтобы применение подобных мер ограничивалось лишь теми рамками, которые необходимы для обеспечения безопасности пищевых продуктов и здоровья животных и растений, и основывалось, по возможности, на анализе и оценке объективных научных данных. Предусматривается оказание технической помощи развивающимся странам, которая им крайне необходима в вопросах, охватываемых этим Соглашением.
Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры (СиФМ) как меры, цель которых – защита жизни и здоровья человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с распространением болезней и их переносчиков, от распространения загрязняющих веществ, токсинов и организмов, их вызывающих, от распространения болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них (приложение А).
Соглашение признает за всеми странами право вводить эти меры и требует, чтобы они основывались на международных стандартах, научно обоснованных рекомендациях, советует всем странам участвовать в деятельности международных организаций соответствующего профиля.
Соглашение требует от всех участников ВТО регулярно публиковать информацию о действующих СиФМ.
Целый ряд статей ГАТТ содержат положения, которые регулируют отдельные стороны нетарифных ограничений. Это, в частности, касается ст. III и VIII ГАТТ.
Статья III, I ГАТТ устанавливает, что внутренние налоги, национальные правила торговли, транспортировки, а также внутреннее количественное регулирование, определяющее правила о смешивании, устанавливающее обязательную долю национальных продуктов в процессе переработки, не должны применяться к товарам национальным или иностранным таким образом, чтобы защищать внутреннее производство. Эти положения распространяются также и на все сборы, включая сборы за выдачу лицензии, за регистрацию, статистические и гербовые сборы. Другими словами, эта статья требует применять национальный режим в отношении всех внутренних финансовых, административных, транспортных мер в той мере, в которой они могут сказываться на конкурентоспособности импортных товаров по сравнению с товарами национального производства.
Статья VIII, I /C/ провозглашает, что страны – участницы ГАТТ должны свести к минимуму экспортные и импортные формальности. В 1952 году договаривающиеся стороны приняли Кодекс стандартных требований к импортной документации. Кроме того, в рамках ГАТТ широко применяется Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур (Киотская конвенция), приложение к которой подробно регламентирует все стороны таможенных формальностей и содержит модели формулировок, которые могут быть использованы при подготовке нормативных актов. Статья III, 3 ГАТТ запрещает налагать значительные штрафы за несущественное нарушение таможенных формальностей и, в частности, за ошибки, допущенные при подготовке и заполнении таможенных документов, особенно в случаях, явно не содержащих злого умысла.
Статья VIII содержит четкое положение о том, что все сборы по таможенной очистке (кроме таможенных пошлин и внутренних налогов) и другим связанным с экспортом и импортом товаров процедурам должны определяться соразмерно стоимости тех операций, за совершение которых они взимаются, и не должны быть скрытым инструментом протекционизма или дополнительным источником доходов государства (то есть не должны быть скрытым налогом или замаскированной таможенной пошлиной).
Положения этой статьи, как отмечено в § 4, относятся ко всем формальностям, связанным с экспортом и импортом, включая количественные ограничения, лицензирование, валютный контроль, статистический учет, документацию и удостоверение документов.
Продолжая линию ст. VIII, ст. X – «Публикация и применение правил торговли» – требует, чтобы все законы, правила, судебные решения и административные распоряжения относительно классификации и оценки товаров для таможенных целей, все распоряжения, касающиеся ставок пошлин и сборов, ограничений и запрещений экспорта и импорта и др., были опубликованы.
Кроме того, каждая страна – участница ГАТТ должна учредить независимые судебные, арбитражные или административные трибуналы для быстрого рассмотрения мер административного характера по таможенным вопросам.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты