logo
osnovy_tamozhennogo_dela

Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования

Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР), или «нетарифные ограничения» (НТО).

В качестве объекта нетарифного регулирования нельзя ограничиваться только внешнеэкономической деятельностью. Перемещение через таможенную границу личного имущества, не предназначенного для производственной или коммерческой деятельности, а также гуманитарной помощи сложно отнести к ВЭД. Вместе с тем и в этих случаях очевидна необходимость применения соответствующих ограничений, направленных на обеспечение общественной и государственной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растении.

Таким образом, и с учетом семантики слова «нетарифные» (то есть все меры, за исключением тарифных), нетарифные меры регулирования можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров и т. д.), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.

Существуют сотни различных мер и методов нетарифного воздействия и регулирования внешней торговли и порядка перемещения товаров через таможенную границу, причем перечень этих мер продолжает расширяться. Международные переговоры под эгидой ЮНКТАД, ГАТТ (в настоящее время – ВТО), Совета по таможенному сотрудничеству (в настоящее время – Всемирная таможенная организация), в рамках Европейской экономической комиссии ООН и других международных межгосударственных организаций привели к созданию соглашений, представляющих своеобразные своды правил по применению и использованию различных форм нетарифных ограничений, и к появлению четких, закрепленных в правовых документах определений отдельных видов нетарифных ограничений. Сейчас вряд ли возникнут споры в отношении определения таких видов НМР, как квотирование и лицензирование многих видов технических барьеров в торговле, фитосанитарных мер, запретов экспорта и импорта по соображениям безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений и др. Но в настоящее время существует большое количество НМР, которые остались за пределами четких правовых определений, позволяющих создать международные, приемлемые для всех стран правила их применения.

Нетарифные ограничения распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах неодинаково. Однако ни одна страна не отказалась от их применения и не ставит этой задачи на ближайшее будущее. Напротив, как свидетельствуют данные ВТО, МВФ, ЮНКТАД, они сохраняют свою роль в международной торговле, на смену одним видам НТО приходят другие.

НТО существенно затрагивают экономические интересы экспортеров и импортеров Республики Беларусь при их выходе на внешние рынки. Незнание нетарифной сферы регулирования внешней торговли зарубежных государств несет с собой существенные потери от нерационально организованных внешнеторговых операций.

Термин «нетарифные меры регулирования» охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, которые создают препятствия для внешней торговли товарами и услугами. Сегодня в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных ограничений, разработанные секретариатами ГАТТ, ЮНКТАД, Международным банком и рядом других организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации при использовании нетарифных ограничений в мировой торговле, для разработки мер по их взаимному ослаблению в ходе многосторонних торговых переговоров, для создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, и для организации национальных систем регулирования внешней торговли.

Следует подчеркнуть, что в мировой практике принято различать меры нетарифного регулирования, специально создаваемые, с тем чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.), и нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и др. Побочное действие этих мер также создает препятствия для международной торговли (иногда путем их сознательного использования в этих целях). Применение нетарифных ограничений, входящих в первую группу, опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Что же касается второй группы нетарифных ограничений, то практика большинства стран мира преследует цель разработать международные соглашения о правилах использования мер технической, экологической политики, правил и норм здравоохранения, сертификации и т. п., о взаимном признании национальных мер в этой области, с тем чтобы свести к минимуму их ограничительное действие в международной торговле.

Классификационные схемы НМР, получившие признание в настоящее время, насчитывают более 600 конкретных видов нетарифных ограничений (схемы ГАТТ, МБРР, ЮНКТАД, Международной Торговой Палаты).

Наиболее распространенные меры нетарифного регулирования классификационная схема ГАТТ объединяет в пять групп.8

1. Количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании при производстве готовой продукции.

2. Меры финансового характера: предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

3. Ограничительная практика правительственных органов: субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная (для национальных предприятий) система размещения государственных заказов, транспортные мероприятия, дискриминирующие иностранные грузы и предприятия, региональная политика развития, устанавливающая льготы отдельным регионам (по экспорту и импорту), научно-исследовательская и конструкторская деятельность, пользующаяся льготным государственным финансированием, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, связанных с внешней торговлей, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика, практика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их.

4. Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле: в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно. Это же касается завышенных и произвольных требований к документам, необходимым для таможенного оформления, особенно когда экспортеры и импортеры не могут использовать независимую судебную защиту (или лишены ее) либо таможенные власти не несут достаточной судебной и финансовой ответственности за неправомерные действия. Пути устранения этой группы нетарифных барьеров подробно регламентированы в Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).

5. Технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары; промышленные стандарты и требования безопасности; требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки. Эта группа мер сейчас регулируется Кодексом по техническим барьерам, который прямо устанавливает, что такие меры не должны формулироваться или применяться таким образом, чтобы создавать препятствия для международной торговли.

Наиболее полная классификационная схема нетарифных ограничений, дающая представление об основных обобщенных группах НТО, приведена в книге И. И. Дюмулена «Нетарифные ограничения в международной торговле». В эту схему включены как НТО, прямо преследующие цель регулирования внешней торговли (в первую очередь импорта), так и те средства экономической, финансово-валютной и технической политики, которые, выполняя свои основные функции, могут быть превращены в нетарифные барьеры. Для этого достаточно с различной степенью жесткости использовать их в отношении отечественных и иностранных товаров. Эти виды НТО сегодня в разном объеме применяются как развитыми, так и развивающимися странами.