1.2. Таможенная пошлина
Таможенная пошлина представляет собой вид государственных денежных сборов, взимаемых с импорта, экспорта и транзита товаров, торгово-промышленной прибыли, имущества, ценностей и иных предметов, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также с различных международных почтовых операций.
Импортная (ввозная) пошлина взимается таможенными органами страны ввоза с товаров иностранного производства на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин, к тому же возникший раньше всех других таможенных пошлин. Данная таможенная пошлина взимается за ввоз для реализации товаров на таможенной территории государства или на единой таможенной территории государств (например, единой таможенной территории таможенного союза). В случае взимания ввозных таможенных пошлин не с товаров, а с иных предметов они регламентируются таможенным законодательством страны-получателя.
Экспортная (вывозная) пошлина взимается таможенными органами государства с товаров национального производства либо в целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, либо в целях сохранения национальных ресурсов, с тем чтобы сократить их вывоз до определенного предела. Однако взимание экспортных таможенных пошлин повышает цену экспортируемых товаров, понижает конкурентоспособность облагаемых ими товаров на международном рынке. Поэтому ряд стран, ранее взимавших такой вид пошлин, в настоящее время отказались от них.
Т Из книги Дмитрия Ивановича Менделеева «Толковый тариф» (1891): «В результате должно сделать следующий общий вывод: таможенными доходами все страны пользуются, преследуя преимущественно три главные цели: косвенное получение дохода (фискальные пошлины, например в Англии), охрану основных промыслов, подавляемых иностранной конкуренцией (например, обложение хлеба в Германии и Франции), и развитие видов промышленности, могущих укрепиться в стране, но еще не укрепившихся, однако относящихся к товарам, страною спрашиваемым (например, в С.-А. С. Штатах обложение всяких фабрикатов). Россия по всем трем причинам должна держать сравнительно высокие пошлины, и если бы этого не делала, то поступала бы непредусмотрительно и во вред своему экономическому развитию, едва начинающему слагаться после эпох войн, приобретения морских берегов, освобождения крестьян и первых железных дорог (их ныне всего около 28 тыс. верст), составляющих для России, с ее зимами, насущнейшую потребность ради всяких видов внутренних и даже внешних сношений. В предлагаемой книге мне было желательно показать внутреннюю, рациональную и живую связь между тарифным делом и всем, начиная с экономического, развитием страны и доказать, что протекционизм, а не фритредерство имеет первее всего в виду всестороннее и наиболее широкое развитие как отдельных стран, так и всего человечества. А так как Россия уже давно живет не только личною своею жизнью, но и общечеловеческою, мировою, то она должна понять и принять, как приняло ее правительство, истинные основания рационального протекционизма, потому что они исторически всюду испытаны и оправданы. Фритредерство есть только частная форма общего понятия. Когда-нибудь впереди, в какие-то будущие времена, когда народы поравняются в своем экономическом, то есть промышленном развитии, когда люди или найдут средства победить современное значение капитала, или, по крайней мере, сумеют распределить его с некоторой равномерностью между странами и народами, когда за труд добычи хлеба и сырья придется платить не меньше, чем за труд превращения сырья в переделочные товары, то есть когда промышленность всякого рода сделается столь же всемирно распространенною, как земледелие, наконец, когда между странами и государствами водворится нравственно обязательный и реально обеспеченный мир, основанный на обязанностях и правах каждого, то есть когда человечество начнет ближе жить общею жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, – тогда, но только тогда, будет рационально ослабить протекционизм до фритредерства. До тех же пор в той или иной форме протекционизм, как проявление государственности, составляющей эволюционную форму общей жизни человечества, непременно будет жить и владеть умами людей, понимающих великое значение самобытного внутреннего экономического, а чрез него и всякого иного развития отдельных стран».
В прошлом таможенная пошлина применялась, как правило, в фискальных целях, как источник доходов для государственной казны. В настоящее время она используется также как инструмент таможенной политики государства и в таком качестве может служить решению многих задач. В частности – протекционистской (защите национального производства от притока в страну иностранных товаров), статистической (учету внешнеторгового оборота), уравнительной (выравниванию цен на импортные товары и товары местного производства), преференциальной (стимулированию импорта товаров из определенных стран и регионов) и др.
Современные таможенные пошлины выполняют фискальную, протекционистскую и регулирующую функции.
Фискальную функцию ввозные таможенные пошлины выполняют, формируя доходы государства. В чистом виде фискальный характер пошлины обнаруживается при обложении ввозимых потребительских товаров, которые на данной таможенной территории не производятся (например, апельсины, кофе, вина и др.). Как правило, их ставки довольно низкие.
Определение функции таможенной пошлины как протекционистской или как регулирующей возможно лишь на основе разницы между мировыми и национальными ценами, или в соответствии с этими разницами. Так, ввозные пошлины могут быть установлены выше разниц между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера – практически запрещать этот ввоз. Если пошлина соответствует разнице в ценах, то такая пошлина способна выполнять регулирующую функцию. Иначе говоря, если на различные товары установлены одинаковые по размерам ввозные пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну и ту же функцию. Более того, если на данный товар в ряде стран ввозная пошлина установлена на едином уровне, то в одних странах эта пошлина может выполнять протекционистскую функцию, а в других – регулирующую.
Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Высокие ввозные пошлины защищают промышленность развивающихся стран от конкуренции экономически развитых стран. В соответствии с принципами Заключительного акта Первой конференции ЮНКТАД1 право на взимание протекционистских пошлин было предоставлено лишь развивающимся странам.
С развитием международных экономических отношений приобрели значение особые виды пошлин – специальная, антидемпинговая, компенсационная, а также сезонная.
Специальная пошлина взимается в качестве защитной меры, если товар ввозится на таможенную территорию того или иного государства в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Она взимается как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих общегосударственные интересы в этой области, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, указанных в национальном таможенном законодательстве. Ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае.
Антидемпинговая и компенсационная пошлины предназначены для компенсации несправедливо полученных конкурентных преимуществ либо за счет продажи товара по заниженным ценам (демпинг), либо за счет субсидий государства (компенсация).
Для введения антидемпинговых пошлин необходимо выполнение следующих условий:
– наличие демпинговой разницы (демпинговой маржи), то есть разницы между нормальной ценой и ценой, по которой экспортируется товар;
– наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства государства-импортера;
– существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и ущербом.
Антидемпинговые меры вводятся только после проведения открытого расследования, в котором принимают участие все заинтересованные стороны. Расследование начинается при условии предоставления достаточных доказательств демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними. Расследование не возбуждается, если на долю отечественных производителей, высказывающихся в поддержку обращения, приходится менее 25 % от всего объема производства аналогичного товара, произведенного отечественной отраслью, в случае размера демпинговой разницы менее 2 % или доли рынка демпингового товара менее 3 %.
После предварительного определения демпинга и ущерба, но не ранее, чем через 60 дней с момента начала расследования, могут быть введены временные антидемпинговые меры в форме временной антидемпинговой пошлины (до принятия окончательного решения она помещается на депозит) или долгового обязательства, равного сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины, которая не должна быть больше предварительно оцененной демпинговой разницы. Срок действия временных антидемпинговых мер составляет не более девяти месяцев, окончательных – не более пяти лет. В ходе расследования экспортеру может быть предложено принять на себя обязательство о пересмотре цены в сторону повышения или прекратить экспорт в данную страну по демпинговым ценам. Срок проведения антидемпингового расследования составляет не более одного года , в особых случаях он может быть продлен до 18 месяцев.
Таким образом, важно подчеркнуть, что сам по себе демпинг не запрещен и не вызывает автоматически введение соответствующих мер защиты рынка страны-импортера. Правила ГАТТ / ВТО разрешают принимать антидемпинговые меры только в случае, если расследование, специально проведенное на основании жалобы отрасли промышленности компетентными властями страны-импортера, свидетельствует, что демпинг наносит или угрожает нанести материальный ущерб конкурирующей национальной отрасли промышленности или ведет к замедлению ее становления. Антидемпинговые меры являются достаточно сильным экономическим инструментом, применяемым импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. Сила антидемпинговых мер связана со следующими обстоятельствами: во-первых, ставки дополнительных пошлин, как правило, выше ставок обычных таможенных пошлин и других импортных сборов с того же товара (они исчисляются как разница между демпинговой и нормальной ценой товара); во-вторых, экспортер не может заранее учесть возможность и тем более величину дополнительной ставки антидемпинговой пошлины подобно тому, как он обычно делает с таможенными пошлинами, обычными налогами и сборами; в-третьих, если расследование подтвердит обоснованность жалобы истца, то дополнительная пошлина может взиматься с момента начала поставок товара в данную страну, то есть задним числом иногда сразу за несколько лет, и общая сумма пошлины может исчисляться весьма значительной суммой.
Компенсационная пошлина вводится для нейтрализации конкурентных преимуществ импорта, полученных путем экспортного субсидирования. Порядок ее введения и срок взимания аналогичны порядку введения и сроку взимания антидемпинговой пошлины. Применение компенсационных пошлин схоже с применением антидемпинговых. В то же время основанием компенсационных мер является определенная форма безвозмездного финансирования государством предприятий в целях покрытия разницы между внутренними и внешними ценами на экспортируемый товар – экспортное субсидирование, так как это, с точки зрения предприятия, позволяет повысить конкурентоспособность и добиться проникновения товара на труднодоступные внешние рынки. Относительно недавно компенсационные пошлины применялись в мировой практике к любому импортному товару, субсидируемому за рубежом. В настоящее время введение компенсационных пошлин допускается только в том случае, если импорт субсидированных товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной промышленности. Таким образом, эти пошлины служат не карательным целям, а скорее призваны обеспечить нормальные условия конкуренции. Решение о введении компенсационных пошлин должно приниматься на специальном заседании комиссии ВТО по результатам специальных экспертных исследований. Положение развивающихся стран оговаривается особо. Они имеют право применять экспортное субсидирование, хотя и в ограниченных масштабах.
Сезонная пошлина взимается с ввоза или вывоза отдельных товаров и предметов в течение определенного периода (обычно он не превышает шести месяцев). Этот вид таможенных пошлин обеспечивает оперативное регулирование ввоза и вывоза товаров и защиту внутреннего рынка государства в сезонный период, например во времяы сбора местного урожая. От других временных мер тарифного регулирования (особых пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими сезонными колебаниями конъюнктуры на соответствующих товарных рынках. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственной продукции и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены, циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства, соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т. д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях или ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка. Эффективная защита внутреннего рынка государства предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные колебания цен. Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются. Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за правительством государства-импортера.
В практике международных таможенных отношений встречаются самые разнообразные виды таможенных пошлин: кумулятивные, карательные, запретительные, наступательные, охранительные, лесные, покровительственные, уравнительные и другие, но они не получили большого распространения.
Детализированное название товаров, облагаемых ввозной, вывозной или транзитной таможенной пошлиной, с указанием способа обложения, ставки пошлины, а также коэффициента надбавок (скидок) и наименование товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, содержит таможенный тариф государства.
Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой. Ставки таможенных пошлин (таможенного тарифа) применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства, издавшего таможенный тариф. Таможенный тариф может также издать группа государств, объединивших свои таможенные территории в единую таможенную территорию таможенного союза на основе заключенного ими международного договора. В этом случае они принимают единый таможенный тариф, действующий на всей территории. Такие единые таможенные тарифы приняты, например, Европейским экономическим сообществом. Процесс выработки единого таможенного тарифа осуществляется компетентными органами Беларуси и России, а также Евразийского экономического сообщества.
Современный таможенный тариф можно назвать таможенно-тарифной системой. Как и любая другая система, он обладает способностью к развитию. По способу развития выделяют два вида тарифа: простой и сложный.
Простой (одноколонный) таможенный тариф подразумевает, что, независимо от страны происхождения, для каждого товара определенной номенклатуры применяются единые ставки таможенных пошлин. Развитие такого таможенного тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.
Сложный (многоколонный) таможенный тариф предполагает установление двух или более ставок таможенных пошлин по каждой номенклатуре в зависимости от страны происхождения товара. В этом тарифе ставки таможенных пошлин изменяются от максимальных значений (автономных, генеральных) до минимальных значений (преференциальных, конвенционных). Сложный таможенный тариф, в свою очередь, бывает автономный и автономно-конвенционный.
Автономный таможенный тариф закрепляет как высокие ставки таможенного обложения (максимальные, генеральные), так и более низкие (минимальные, преференциальные). Все эти ставки таможенного обложения устанавливаются государствами самостоятельно, вне всякой связи с какими-либо торговыми обязательствами перед третьей страной.
Автономно-конвенционный таможенный тариф содержит одну или несколько автономных ставок таможенной пошлины и одну ставку или ряд ставок конвенционной пошлины, устанавливаемых на основе торговых соглашений, заключенных данным государством с другими странами как на двусторонней, так и на многосторонней договорной основе. Этот тариф позволяет государствам проводить дифференцированную таможенную политику, в первую очередь, в рамках международных таможенных союзов.
Таможенно-тарифные системы государств мира в основном построены с использованием двух уровней ставок при таможенном обложении. Один определяет уровень льготных таможенных пошлин, применяемых государством к товарам тех стран, с которыми имеются торговые соглашения и которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования в таможенном обложении. Второй закрепляет максимальный уровень таможенных пошлин, применяемых к товарам, импортируемым из стран, с которыми не заключены такие двусторонние торговые соглашения. Таким образом, в отличие от автономного тарифа, автономно-конвенционный таможенный тариф содержит перечень ставок таможенных пошлин, которые устанавливаются в торговых договорах или соглашениях между государствами для отдельных товаров, ввозимых с таможенной территории одного договаривающегося государства на таможенную территорию другого договаривающегося государства.
Систематизация ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа) в различных странах не одинакова. Первоначально ставки таможенного тарифа в некоторых странах систематизировались по наименованию товаров в алфавитном порядке. В дальнейшем страны отказались от такого принципа систематизации и стали применять порядок группировки, при котором товары объединялись либо по признаку происхождения (продукты животного, растительного происхождения, минералы), либо по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). Однако единообразия в современных таможенных тарифах пока еще нет. Они отличаются друг от друга как числом облагаемых товаров, детализацией товарных позиций, так и способом взимания пошлин.
Товарная номенклатура и ставки пошлин являются основными элементами таможенного тарифа и обеспечивают возможность его оперативного регулирующего воздействия на показатели международной торговли в отношении стран – торговых партнеров, категорий импортируемых товаров, уровня защиты внутреннего рынка.
Правовой основой таможенно-тарифной системы Республики Беларусь являются Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года «О Таможенном тарифе» (в редакции 1997 года), декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и применения таможенного тарифа республики, выступающего в качестве инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.
Основными целями таможенного тарифа Республики Беларусь являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории республики; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в республике; защита экономики республики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику (ст. 1 закона Республики Беларусь «О Таможенном тарифе»).
В соответствии со ст. 2 Закона под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных Законом, определяются Советом Министров Республики Беларусь (ст. 3).
Подчеркнем тот факт, что таможенный тариф содержит не таможенные пошлины, а их ставки. В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорная, специфическая и комбинированная (см. табл. 1, где приведены виды ставок в порядке, соответствующем нашему перечислению).
Таблица 1
Классификация товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ |
Краткое наименование товара | Ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости, либо в евро за единицу товара) |
6305 | Мешки и пакеты упаковочные | 5% |
2711 11 000 | Газ природный | 60 |
6304 | Изделия декоративные прочие, кроме изделий товарной позиции 9404 | 30%, но не менее 1 евро за 1 кг |
Адвалорная ставка (от латинского ad valorem – от стоимости) начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. В связи с использованием этого вида ставки большое значение и влияние на регулирование доступа товаров на внутренний рынок приобрела методика определения таможенной стоимости товаров (то есть стоимости, относительно которой исчисляется абсолютное денежное выражение пошлины). Применение адвалорной ставки способствует увеличению таможенных сборов при повышении мировых цен на высокотехнологичную, с большой степенью обработки продукцию.
Специфическая ставка начисляется в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров. Ее принципиальное отличие от адвалорной ставки состоит в неизменном характере поведения при изменении цен на мировых рынках – уровень специфической ставки прямо не зависит от мировой рыночной конъюнктуры.
Комбинированная ставка сочетает оба названных вида таможенного обложения.
При ввозе товаров, происходящих из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются базовые ставки таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из стран, относящихся к развивающимся странам, действуют преференциальные ставки, в настоящее время определенные в размере 75 % от величины базовых ставок. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
В соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (с учетом изменений и дополнений, внесенных Протоколом от 2 апреля 1999 года) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Украины, таможенной пошлиной не облагаются, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Происхождение товаров с таможенной территории названных государств и возможность применения указанных льгот определяется Правилами определения страны происхождения товаров; страна происхождения товаров определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Таможенном тарифе», иными актами законодательства Республики Беларусь. Товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, облагаются таможенными пошлинами по утвержденным таможенным тарифом Республики Беларусь ставкам таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары, увеличенным в два раза.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты