logo
osnovy_tamozhennogo_dela

Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь

В системе международного права международное таможенное право принято определять как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в таможенных вопросах.

Неоднозначно, однако, понимание исследователями места и роли международного таможенного права в общей системе международного права. В научных работах по общей теории международного права авторы, как правило, ограничиваются упоминанием существования норм, регулирующих таможенные отношения.

В отдельных работах, например в учебном курсе «Международное право» под редакцией Г. В. Игнатенко, в главе 24, международное таможенное право определяется как подотрасль международного экономического права.

Обладая полностью сформированным понятийным аппаратом, конкретной областью административно-правового регулирования, субъектами, нормами, принципами и источниками, международное таможенное право неизбежно получит дальнейшее научное развитие. Основанием для такого заключения служит возрастающее количество международных договоров на многосторонней и двусторонней основе, регулирующих таможенные правоотношения, что напрямую связано с объемом и многоплановостью международных экономических отношений.

Вполне объяснимы различия в общих подходах исследователей к пониманию международного таможенного права. За короткий отрезок времени, начиная с решений государственного уровня в конце 80-х годов, о либерализации внешнеторговой деятельности в бывшем Советском Союзе и до сегодняшнего дня, национальные законодательства быв­ших республик СССР, сегодня суверенных государств, существенно дополнились правовыми актами в таможенной сфере.

Об актуальности вопросов таможенного права свидетельствует увеличение числа публикаций по данной проблеме и статей в энциклопедических изданиях. Так, «Юридическая энциклопедия», изданная в 1997 году под редакцией М. Ю. Тихомирова, содержит 17 статей, описывающих понятия «тамо­женная декларация», «таможенная стоимость», «таможенная территория», «таможенное оформление» и др., а юридический энциклопедический сло­варь 1984 года, вышедший под редакцией А. Я. Сухарева, содержит только две статьи по названной тематике – «таможенное право» и «таможенный кодекс».

В последние годы российские ученые все ближе подходят к освещению международно-правовых аспектов таможенного дела. Необходимо отметить такие работы, как «Малая таможенная энциклопе­дия» и «Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федера­ции». В последней работе авторы констатируют: «Основными инстру­ментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных орга­низаций».

Изучение состояния договорно-правовой базы международ­ного сотрудничества таможенных служб полезно с точки зрения ее систематизации и последующей нормотворческой и правоприменительной деятельности в рамках важного государственного института – таможенной службы.

Мировой опыт, закрепленный в нормах международного таможенного права, в случае его реализации в национальном законода­тельстве послужит делу улучшения экономического состояния Рес­публики Беларусь через увеличение объемов внешней торговли и по­ступлений таможенных платежей в бюджет.

Предметом регулирования международного таможенного права являются отношения по таможенным во­просам в сферах межгосударственных отношений, международных отношений негосударственного характера, смешанных международ­ных отношений государственного и негосударственного характера.

Между государствами в таможенной сфере устанавливаются двусторонние и многосторонние отношения, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом. Между государствами и международными межправительственными организациями отношения устанавливаются прежде всего в связи с членством государств в международных организациях. К межгосударственному уровню относится и сотрудниче­ство между собой международных межправительственных организаций.

В сфере международных отношений негосударственного характера можно выделить таможенные отношения между физическими и юридическими лицами различных государств, а также отношения с участием международных неправительственных организаций и меж­дународных объединений.

В сфере смешанных международных отношений государственного и негосударственного характера различают отношения между государством и юридическими или физическими лицами, находящи­мися под юрисдикцией других государств, и отношения между госу­дарством и международными неправительственными организациями, а также международными объединениями.

Конкретный спектр отношений по таможенным вопросам, являющимся предметом регулирования международного таможенного права, весьма широк и может быть представлен следующими крупными разделами:

Особенность международного права и, в частности, международного таможен­ного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами. Международно-правовой статус других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь создателями международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного таможенного права.

Государство как субъект международного таможенного права обладает способностью приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и с их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми его субъектами, имели юридическую обеспеченность.

Международные организации являются субъектами международного таможенного права особого рода. Международная организа­ция, не обладая суверенитетом, источником прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому ме­ждународные организации как субъекты международного права вто­ричны, производны по отношению к государствам. Пример такого договора – Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества.

Нынешнее состояние международного таможенного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориенти­рованных на физическое или юридическое лицо. Нормы международных договоров по таможенным вопросам устанавливают как обязательства физических или юридических лиц перед компетентными органами государства, так и права этих лиц на юридическую защиту своих интересов.

Значительную роль в регламентации правоотношений с участием физических или юридических лиц-правонарушителей играют межправительственные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах и Найробийская конвенция об административном сотрудничестве между таможенными органами в вопросах предот­вращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений.

Международное таможенное право в части, касающейся правоотношений с участием физических лиц, опирается на норму ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Нормы международного таможенного права установлены в тех же источниках права, что и в международном публичном праве: международных договорах, решениях международных организаций и конференций, меж­дународных обычаях.

Для международного таможенного права характерно обилие рекомендательных норм, источник которых – решения международных организаций и конференций. Правовая особенность рекоменда­тельных норм и их обязательной силы в том, что такие нормы – не им­перативы, выполнение их не может осуществляться принудительно. В то же время они не только «рекомендуют», но и сообщают правомер­ность, в частности, таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы.

Например, Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур содержала значительное количество рекомендательных норм, которые в новой редакции конвенции, подготовлен­ной под эгидой Всемирной таможенной организации и открытой для подписания в1999 году, имеют императивный характер. Рекоменда­тельные нормы обобщают положительную практику государств в раз­личных областях таможенного дела и по мере применения такой прак­тики все возрастающим числом государств в обновленных редакциях конвенций становятся нормами императивного характера.

По субъектно-территориальной сфере действия нормы международного таможенного права можно разделить на универсальные и локальные. Универсальные нормы – это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного таможенного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных таможенных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Киотская конвенция об упрощении и гармонизации та­моженных процедур, Конвенция о гармонизированной системе описа­ния и кодирования товаров, Найробийская конвенция об администра­тивном сотрудничестве между таможенными службами в деле предот­вращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений и др.

Локальные нормы – это правила, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект таможенных отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес, прежде всего для определенных государств, на отношения между которыми эти нормы и рас­пространяют свое действие.

Понятие «локальные нормы» охватывает как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные, связывающие государства, расположенные в одном географическом районе, и нере­гиональные, регулирующие отношения между несколькими государ­ствами, находящимися в различных районах.

Примером локальных региональных норм могут быть нормы, установленные в рамках Содружества Независимых Государств. Нормы установленные в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах – пример нере­гиональных, локальных норм.

Под международно-правовыми принципами понимаются или отдельные особо важные, «принципиальные» нормы международного права, например «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»), или же ком­плексы норм, которые группируются вокруг основного концептуального правила-принципа и конкретизируют это правило.

Международное таможенное право рассматривается как подотрасль международного публичного права. В нем применимы соот­ветствующие общепризнанные принципы, закрепленные, в частности, в Декларации СБСЕ 1975 года.

К таким принципам относятся: суверенное равенство государств; уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внут­ренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Не все из перечисленных принципов в одинаковой мере применимы в международном таможенном праве, но такие из них, как суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой и особенно принцип сотрудниче­ства между государствами, можно рассматривать в качестве первосте­пенных для обеспечения международного таможенного сотрудниче­ства.

Принцип сотрудничества между государствами, примени­тельно к международным таможенным отношениям, то есть к области действия международного таможенного права, включает в себя и ис­торически сложившийся принцип «jus commercii» – право свободного развития торгового сотрудничества.

Совет таможенного сотрудничества в своих декларациях, провозглашенных в Сеуле (май 1984 года), Брюсселе (июнь 1986 года), Оттаве (июнь 1987 года), Вашингтоне (июль 1989 года), Аруше (июль 1993 года), опре­делил основные принципы, на которых основывается международное таможенное право:

Наряду с основными принципами международного таможен­ного права применяются и специальные принципы права, обусловливающие, в частности, установление определенных таможенных право­отношений между его субъектами.

В формальном смысле в меж­дународном таможенном праве, как и вообще в международном праве, основными источниками служат многосторонние и двусторонние договоры.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего таможенного сотрудничества, представляющего особый интерес в международно-правовом аспекте, по­скольку оно является той формой сотруд­ничества, с поиощью которой создаются международно-правовые нормы универсального действия.

С точки зрения разработки материальных норм международ­ного таможенного права наибольшее значение имеет подготовка и заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние дого­воры служат основой международного таможенного права и особенно его подразделов, регулирующих взаимоотношения государств в от­дельных, специальных областях сотрудничества.

Примерами многосторонних, универсального характера международных таможенных договоров являются конвенции, подписан­ные под эгидой Всемирной таможенной организации, включая и Кон­венцию о создании самой организации.

Целевые, организационно-процедурные и подобные нормы учредительных документов Всемирной таможенной организации обра­зуют особое внутреннее право данной организации, включая право персонала. Совокупность всех соответствующих норм, содержащихся в уставных и подобных актах международных организаций, выделя­ется в науке как сфера особой отрасли международного права – права международных организаций.

Наиболее важным примером конвенционного документа учредительного характера служит Устав ООН, в котором две главы – «Международное экономическое и социальное сотрудничество» и «Экономический и социальный совет» – посвящены преиму­щественно международным экономическим отношениям, включаю­щим в себя и таможенные отношения.

Несмотря на возрастающее значение многостороннего таможенного сотрудничества и, соответственно, многосторонних правовых актов в этой области, международное сотрудничество вообще и в та­моженной сфере в частности ведется в большой мере на двусторон­ней основе. Правовым оформлением таких отношений между государ­ствами служат двусторонние межгосударственные, межправительст­венные и межведомственные договоры.

Среди видов международных договоров, регулирующих двусторонние межгосударственные отношения, следует отметить рамоч­ные договоры общеполитического значения и, прежде всего, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обяза­тельства, связанные с расширением экономического сотрудничества, содействием заключению коммерческих сделок, сотрудничеству в борьбе с контрабандой наркотиков, международным терроризмом и т. п.

Специфические виды международных договоров наиболее существенны для формирования норм международного таможенного права. Соглашения о пунктах пропуска через государственную границу устанавливают такие пункты, определяют их статус в отношении граждан и транспортных средств государств, подписавших соглаше­ние, а также третьих стран. Соглашения оговаривают режим работы пунктов пропуска и порядок осуществления сотрудничества между таможенными и другими контрольными органами сопредельных госу­дарств.

Наиболее тесную форму сотрудничества между государствами в вопросах осуществления контроля на границе закрепляют нормы, установленные в соглашениях о совместном контроле, в которых государства выражают согласие на осуществление контрольными орга­нами другого государства властных полномочий на своей территории в соответствии с нормами и правилами другого государства.

Предмет сотрудничества и порядок его осуществления между таможенными службами в правоохранительной сфере устанавливают соглашения о сотрудничестве в борьбе с контрабандой наркотиков, радиоактивных и расщепляющихся материалов, с коммерческим мошен­ничеством и пр.

Упрощение таможенных формальностей имеет целью соглашения о порядке осуществления таможенного оформления транзит­ных грузов и соглашения о взаимном признании таможенных обеспе­чений и документов, регулирующие вопросы определенных таможен­ных операций и процедур.

Международные организации не только разрабатывают проекты многосторонних договоров по вопросам сотрудниче­ства. Правовое значение имеют также решения, рекомендации, поста­новления международных организаций, принимаемые ими в рамках уставной компетенции и от своего имени по существу сотрудничества. Немалое число рекомендаций по вопросам таможенного сотрудниче­ства принимается органами ООН и учреждениями, входящими в ее сис­тему (ЮНКТАД, ЮНИДО, Всемирный банк, Международный валютный фонд, ИКАО – Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз и др.).

Решения этих учреждений и их органов не всегда обладают императивностью, часто имеют рекомендательный характер. Однако морально-политическое значение решений велико, ибо они распространяются практически на все мировое сообщество государств.

В отношении международного таможенного права необходимо отметить особую роль международных межправительственных организаций, в частности Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации, в деле создания базисных норм этой отрасли международного права.

Основные решения межгосударственных конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций, рас­сматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и могут обладать рекомендательной или императивной силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного таможенного права, исключительно важными являются документы, принятые по итогам работы конференций по вопросам международной торговли и международного транспорта.

Марракешская конференция стран – участниц Всемирной торго­вой организации, установившая новые политические ориентиры в международной торговле, Конференция по международной торговле в Коламбусе (США), Конференция министров транспорта Европейских стран – наиболее значимые форумы, прошедшие в последние годы и оказавшие существенное влияние на современное состояние международного таможенного права.

Участники 90-го заседания Совета Всемирной таможенной организации, состоявшегося по приглашению Венгерского таможенного управления в Будапеште 18 июня 1997 года, приняли Декларацию о транснациональной организованной преступности. Представители более 135-ти стран мира отметили тот факт, что транснациональная организованная преступность стала одной из глобальных проблем, угрожающих безопасности мировой экономики, и что распространение транснациональной организованной преступности неблагоприятно влияет на государственные доходы и законную международную торговлю.

Транснациональная преступность почти всегда связана с незаконным перемещением через границы товаров, преступных доходов или людей, в связи с чем участники конференции отметили юридиче­скую и практическую ответственность таможенной службы в деле за­щиты национальной границы и тот вклад, который страны – участники Всемирной таможенной организации могут внести для эффективной борьбы с транснациональной организованной преступностью. Участники конференции исходили из того, что все таможенные администрации несут основную ответственность за выявление фактов контрабанды и за контроль перемещения через границы товаров и людей.

Подтвердив необходимость международного сотрудничества в борьбе против транснациональной организованной преступности для обеспечения функционирования легальной экономики и защиты ее законных интересов, страны – участницы Всемирной таможенной организации определили в этой связи сферу стратегических действий та­моженной службы.

По их убеждению, она должна включать в себя:

Международный обычай исторически играл важную роль как в международном праве в целом, так и в международном таможенном праве в частности. Однако, как считают некоторые исследователи теории международного права, в наши дни обычай не столь значим в области регулирования международных отношений, так как поддержание стандартов международной публичной политики – это не та проблема, к которой можно просто подойти через обычное право.

Один из примеров обычаев, закрепленных письменно и став­ших нормами международного таможенного права, – разработанные Международной торговой палатой условия торговых сделок, называемые «ИНКОТЕРМС», повсеместно применяемые таможенными орга­нами в целях определения таможенной стоимости для начисления по­шлин и статистического учета в сфере внешнеторговой деятельности государства.

Классифи­цируя нормы международного таможенного права с позиций уровня межгосударственного сотрудничества, в рамках которого они разраба­тываются и принимаются, а также по уровню подписавших междуна­родные договоры сторон и проблематике регулируемых правоотноше­ний, можно установить определенный подход к анализу проблемы со­отношения международного и национального права Республики Бела­русь в сфере таможенного регулирования.

Целесообразно выделить нормотворческий и правоприменительный аспекты в проблеме соотношения междуна­родного и национального права. В нормотворческом аспекте определяются два направления: участие субъектов международного таможенного права в создании его норм и восприятие норм международного права национальным законодательством.

Республика Беларусь – одно из государств – членов Венской конвенции о праве международных договоров. Применение норм этой конвенции в нормотворческой практике периода первых лет независимости республики содержало определенные издержки и потребовало принятия ряда национальных нормативных актов.

Так, соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве при осуществлении контроля физических лиц и транспортных средств на границе было утверждено Правительством Республики Беларусь с оговоркой. В соответствии с нормами Венской конвенции такое двустороннее соглашение не может считаться полностью вступившим в силу, так как одна из сторон не признает для себя обязательными от­дельные его положения.

В 1995 году между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Литовская сторона до недавнего времени воздерживалась от утверждения соглашения, ссылаясь на то, что установленные в его нормах обязанности таможенной службы значительно шире полномочий, данных нацио­нальным законодательством.

Несоблюдение норм Венской конвенции, превышение полномочий и компетенции на этапах подготовки, подписания, утверждения международных договоров всех уровней – наиболее часто встречаю­щиеся случаи отрицательной практики. Ограничению такой практики служит принятие национальных правовых норм, регламентирующих необходимый порядок. В Республике Беларусь в этих целях приняты соответствующий закон и постановление правительства.

До принятия 31 января 2000 года Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь «Временных методических правил подготовки проектов нормативных правовых актов» в республике отсутствовал правовой документ, регламентирующий порядок восприятия норм международного права на­циональным законодательством. С вступлением документа в силу термины «инкорпорация», «трансформация», «отсылка», «нормы прямого действия», известные и ранее национальному праву, наполнились конкретным содержанием.

Среди проблем, связанных с применением норм международ­ного таможенного права, условно можно выделить правовые и организационные. В правовом сознании граждан зафиксирован догмат о том, что международные правовые нормы имеют приоритет над национальными. Верное во многом утверждение отражено во всех национальных правовых кодексах, в том числе и в Таможенном кодексе.

На практике из декларируемого этот приоритет становится реальным при определенных условиях. Должны быть выполнены национальные формальности, связанные с вступлением норм в силу – одобрение, утверждение, ратификация, а также нормы госу­дарственного регулирования, установленные в конкретной сфере дея­тельности.

Организационные проблемы применения норм международ­ного таможенного права в основном сводятся к установлению наднациональных и национальных органов, наделенных соответствующими полномочиями по поддержанию норм в актуальном состоянии и их согласованному применению.