Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
Первая международная таможенная организация – Международный союз для публикации таможенных тарифов – была образована во исполнение резолюции проходившей в Брюсселе в 1890 году международной конференции путем принятия Конвенции с таким же названием (5 июля 1890 года). Участником Конвенции была Россия, а с 1935 года – Советский Союз. С этого мероприятия началось профессиональное сотрудничество в таможенных делах. 16 декабря 1949 года в Брюсселе был подписан Протокол о внесении изменений в Конвенцию.
Сегодня в мире многие международные организации так или иначе занимаются вопросами таможенного регулирования. Одним из наиболее значимых международных органов в этой сфере является Всемирная торговая организация.
Таможенные отношения Республики Беларусь тесно связаны с деятельностью ВТО – важнейшего международного института, разрабатывающего правила и методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Почти все принципы ГАТТ имеют содержание таможенного характера: принцип наибольшего благоприятствования в торговых отношениях; защита внутренних рынков стран-участниц только посредством таможенных тарифов, уровень которых следует постепенно снижать; проведение переговоров в рамках Соглашения с учетом взаимного снижения пошлин и устранения прочих препятствий в области торговли; облегчение таможенных формальностей.
Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана в результате многосторонних торговых переговоров, прошедших в период 1986–1994 годов, в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле – ГАТТ – и получивших название Уругвайского раунда. По завершении переговоров 15 апреля 1994 года в г. Марракеше (Марокко) был подписан Заключительный акт, открывший путь для подписания Соглашения об учреждении ВТО.
ВТО во многом функционирует как и ГАТТ, но при этом осуществляет надзор за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений, в том числе по спорным вопросам.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле является единственным международным многосторонним договором, регулирующим торговую и таможенную политику государств.
Главная задача ВТО – либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранение количественных и других нетарифных барьеров в торговле.
Основные принципы ВТО – предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; разрешение торговых споров путем консультаций.
Уставные документы определяют следующие основные функции ВТО:
-
организация выполнения и применения всех соглашений Уругвайского раунда;
-
организация переговоров между членами ВТО по вопросам, относящимся к уже подписанным соглашениям;
-
обеспечение рассмотрения споров и конфликтных ситуаций между членами ВТО;
-
обеспечение составления периодических обзоров торговой политики стран – членов ВТО.
В настоящее время полноправными членами ВТО являются 130 государств, среди которых находятся бывшие государства – члены СЭВ: Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехия и Словакия. Более 20 государств участвуют в процедурах по присоединению к Генеральному соглашению (в их числе Республика Беларусь, Россия, Армения и др.).
Высший орган ВТО – Министерская конференция, которая объединяет представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года. Конференция учреждает следующие комитеты: Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, Комитет по финансам и администрации, Комитет по торговле, Комитет по окружающей среде.
Конференция назначает Генерального директора ВТО, который в свою очередь назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности, условия службы. Если при принятии решений консенсус не достигнут, то решения по спорным вопросам принимаются голосованием. Один член ВТО имеет один голос.
В периоды между конференциями министров эти функции выполняются Генеральным советом. Высшим органом Совета является Сессия. Каждое государство – член Совета имеет один голос и представлено одним делегатом. Решения Совета (Сессии) принимаются большинством в две трети голосов присутствующих. Ежегодно на Сессии Совета выбирается Президент, Вице-президент и Генеральный секретарь. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.
Функции рабочего аппарата исполняет Секретариат ВТО. Бюджет ГАТТ/ВТО формируется из взносов членов пропорционально доле страны в мировой торговле и составляет около 75 млн швейцарских франков.
Договорно-правовая система ВТО строится на стремлении государств-участников развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, на предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
Процедура присоединения к ГАТТ/ВТО достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. В рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После чего начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя.
Прежде всего переговоры касаются уступок, которые присоединяющаяся страна готова предоставить членам ВТО. Взамен эта страна получит права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение дискриминации на внешних рынках. Основное условие присоединения стран к ВТО – приведение национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
Одно из ключевых положений статуса ВТО заключается в осуществлении защиты странами-участниками своей экономики только с помощью мер таможенной политики. Уровень таможенного обложения должен постепенно снижаться путем взаимных переговоров. Каждая страна – член ВТО имеет свои национальные перечни уступок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечнях. Такие ставки получили название «связанных» (консолидированных). Поднять ставку можно путем переговоров с теми странами, с которыми эти ставки были согласованы.
Протоколы, содержащие обязательства каждой договаривающейся стороны по снижению барьеров в торговле, являются приложениями к Марракешскому протоколу и к ГАТТ-1994. Переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин могут носить двусторонний, групповой или многосторонний характер.
Процедура тарифных переговоров имеет еще одну важную особенность, получившую название «процедура запросов и предложений». Каждый участник переговоров выдвигает перечень обращенных к другим странам запросов, который сопровождается перечнем уступок, которые могут быть сделаны при удовлетворении запроса. Обычно переговоры по системе «запросов – предложений» ведутся на двусторонней основе. Окончательные их результаты оформляются в виде пакета (пакетный метод), включающего все договоренности и соглашения.
С самого начала в рамках ГАТТ в практике тарифных переговоров фигурирует термин «тарифные уступки». Под уступками понимается снижение ставок пошлин и обязательство не повышать пошлины.
Основные правила, регулирующие торговлю товарами в рамках ВТО, включают:
-
обязательство каждого члена ВТО предоставить всем другим членам ВТО режим наибольшего благоприятствования (он распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям);
-
предоставление национального режима (недискриминационная мера, которая заключается в том, что товарам, происходящим из других стран, предоставляется такой же режим, что и товарам внутреннего производства в части внутреннего налогообложения и регулирования внутренней торговли);
-
предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам, содействие справедливой конкуренции, защита посредством таможенных пошлин и поощрение развития экономических реформ.
Интеграция развивающихся стран и государств с переходной экономикой в международную торговую систему является важным компонентом их стратегии развития, позволяет производить свою внешнюю торговлю в более предсказуемой и стабильной торговой среде, которая гарантирует им такие же права, какие имеют все другие торговые партнеры.
Важнейшее значение для дальнейшего развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь имеет ее предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию. Наша страна ведет переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации с целью стать полноправным членом этой организации, а соответственно, и равноправным торговым партнером на мировом рынке.
Основными целями присоединения Республики Беларусь к ВТО являются:
-
более глубокая интеграция Республики Беларусь в мировую экономику путем ее включения в многостороннюю торговую систему, основывающуюся на ВТО (системой ГАТТ/ВТО обслуживается более 90 % всей мировой торговли);
-
обеспечение более благоприятных условий для белорусского экспорта на рынке зарубежных стран; доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров как к инструменту защиты торговых интересов страны-участника от несправедливого ущемления.
Основные выгоды, которые может получить Республика Беларусь от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:
-
белорусские экспортеры и импортеры получат выход в унифицированное пространство, опирающееся на механизм ГАТТ, а также на международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и мерами ГАТТ;
-
Республика Беларусь получит защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов и сборов, защиту от дискриминационного использования технических барьеров;
-
Республика Беларусь получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых и других интересов механизм консультаций и поиска решений, спорных и конфликтных ситуаций, который развивался в рамках ГАТТ в течение более чем 50-летней истории этой организации. Для присоединения к системе ГАТТ/ВТО необходимо привести внутренне законодательство Республики Беларусь в соответствие с мировыми стандартами.
Всемирная таможенная организация – это крупнейшая международная межправительственная организация, объединяющая 145 государств (включая Республику Беларусь) и отдельных таможенных территорий.
Договорной основой организации является Конвенция о Совете таможенного сотрудничества, подписанная в составе 17 стран в Брюсселе 15 декабря 1950 года. В октябре 1994 года СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию.
Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о Совете таможенного сотрудничества 16 декабря 1993 года.
Всемирная таможенная организация создана в целях обеспечения более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем Договаривающихся Сторон, углубленного изучения проблем, возникающих в ходе развития и совершенствования таможенных процедур и таможенного законодательства, а также для налаживания сотрудничества при решении таможенных вопросов и содействия международной торговле.
Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе. В систему действующих органов Всемирной таможенной организации входят: Совет, Постоянный технический комитет, Комитет по номенклатуре, Комитет по таможенной оценке, Генеральный Секретариат, сформированные в соответствии с Конвенцией; иные органы, создание которых было необходимо для реализации целей Конвенции: Политическая комиссия, Финансовый комитет, Комитет по борьбе с правонарушениями, Административный комитет по Конвенции 1972 года о контейнерах, Комитет по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и др.
В своей работе Всемирная таможенная организация использует региональный подход. Все государства-члены делятся на региональные группы: Америка и Карибский бассейн, Европа, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Западная и Центральная Африка, Восточная и Южная Африка, Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Задача каждой группы – проведение линии организации по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов Всемирной таможенной организации, их разъяснение, привлечение новых членов).
Всемирная таможенная организация активно решает вопросы конкретного взаимодействия между странами в области борьбы с контрабандой (в первую очередь наркотиков). Согласно Найробийской конвенции Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения и расследования таможенных правонарушений. Таможенная служба Договаривающейся Стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии к другой в ходе любого расследования или в связи с любым административным или судебным разбирательством.
В рамках организации действуют около 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам.
Основной задачей Всемирной таможеннйо организации является обеспечение международного сотрудничества государств в таможенной сфере, с чем связаны следующие функции:
-
изучение проблем и вопросов, касающихся таможенного сотрудничества государств в соответствии с положениями Конвенции о Совете;
-
изучение технических аспектов таможенных систем, а также связанных с ними экономических факторов с целью выработки практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия в таможенной сфере;
-
подготовка проектов многосторонних международных договоров и поправок к ним, а также разработка рекомендаций относительно их принятия заинтересованными правительствами;
-
разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение таможенных конвенций, заключенных под эгидой Всемирной таможенной организации и других международных структур;
-
разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению международных договоров в соответствии с положениями этих договоров;
-
обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур;
-
сотрудничество с другими международными межправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Всемирной таможенной организации; и др.
Основными целями Всемирной таможенной организации провозглашены: обеспечение высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем стран-участниц, взаимодействие таможенных органов; развитие и улучшение технических средств контроля и таможенного законодательства; совершенствование организации и управления таможенными органами стран – членов Всемирной таможенной организации.
В структуре Всемирной таможенной организации можно выделить следующие органы: Совет Всемирной таможенной организации – высший орган; Секретариат Всемирной таможенной организации – административный орган; Политическая комиссия – консультативный орган.
В рамках организации созданы комитеты, комиссии, рабочие группы по специальным вопросам: Финансовый комитет, Постоянный технический комитет, Комитет по борьбе с правонарушениями, Комитет по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Комитет по таможенной оценке, Технический комитет по таможенной стоимости, Технический комитет по происхождению, Комитет по правовой охране и др.
Совет Всемирной таможенной организации – это высший пленарный сессионный орган, в котором представлены все Договаривающиеся Стороны Конвенции. При голосовании в Совете используется принцип «одна страна – один голос». Обычно роль представителей Договаривающихся Сторон выполняют руководители таможенных служб. Совет собирается не менее двух раз в году. Помимо делегатов стран-членов, на заседаниях Совета могут присутствовать в качестве наблюдателей представители стран-нечленов и международных организаций. Совет ежегодно избирает из числа делегатов – членов организации, Председателя Совета и не менее двух его заместителей.
Функции Совета заключаются в подготовке проектов конвенций и поправок к конвенциям; разработке рекомендаций по их единообразному толкованию и применению, рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций; распространении среди стран-участниц информации по таможенному регулированию и процедурам; исследовании технических аспектов таможенных систем; подготовке рекомендаций по отдельным конкретным таможенным вопросам; сотрудничестве с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию. Совет имеет право запрашивать любую информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций, при условии, что эта информация не является секретной и не затрагивает интересы государства или какого-либо предприятия.
Решения Совета принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и имеющих право голоса членов. Совет не принимает решение по любому вопросу, если присутствует менее половины членов Совета, имеющих право голоса по данному вопросу.
Конвенция о создании Совета предусматривает возможность присоединения к ней любого государства путем простой процедуры: документ о присоединении должен быть депонирован в Министерстве иностранных дел Бельгии.
Расходы Совета и Секретариата обеспечиваются ежегодными взносами согласно установленной квоте, в соответствии с которой размер взноса каждой страны-участницы определяется в зависимости от ее доли в расходах ООН. Бюджет организации исчисляется в бельгийских франках и составляет примерно 330 млн франков в год.
В соответствии с положениями Конвенции о Совете Генеральный секретариат Всемирной таможенной организации призван содействовать работе Совета. Совет назначает генерального секретаря и заместителя генерального секретаря и определяет их функции, задачи, условия службы и должностные обязанности, а также одобряет штат служащих и должностные инструкции.
Место расположения Генерального секретариата в соответствии с Конвенцией о Совете – Брюссель. Штат международных служащих – около 110 человек, из которых 30 набираются из таможенных администраций стран-членов.
Структура Генерального секретариата:
-
офис генерального секретаря, в который входят генеральный секретарь, его заместитель, секретари, начальник кабинета;
-
подразделения административных служб: издательская служба, общий отдел, перевод, французская секция, английская секция;
-
финансовая служба;
-
директораты: по номенклатуре и классификации, по таможенной оценке, по таможенным процедурам.
Политическая комиссия выступает в роли внутренней динамичной группы, призванной рассматривать и давать консультации по важнейшим вопросам деятельности Всемирной таможенной организации. Шесть членов Политической комиссии представляют интересы различных регионов. Представители регионов – одновременно заместители председателя Политической комиссии.
Политическая комиссия дает предварительную оценку текущей ситуации и может выражать ее положительную оценку или отрицательное мнение по поводу представленных другими органами предложений; в ее компетенцию входит выработка предложений этим органам по различным вопросам деятельности Всемирной таможенной организации.
На сессиях Политическая комиссия рассматривает такие вопросы, как: аренда помещений штаб-квартиры Всемирной таможенной организации, реструктуризация Генерального секретариата, принятие новых членов Всемирной таможенной организации, активность членов, пересмотр процедуры присоединения, размер ставки членского взноса, формирование бюджета организации и другие вопросы.
Технические комитеты – это специализированные рабочие органы, посредством которых функционирует Всемирная таможенная организация. Деятельность комитетов осуществляется в форме сессий, на которых присутствуют должностные лица таможенных администраций членов Всемирной таможенной организации. Представители крупнейших международных организаций и страны-нечлены могут присутствовать и участвовать в работе в качестве наблюдателей.
В компетенцию технических комитетов входит рассмотрение вопросов таможенного дела: оценка товаров в таможенных целях; определение страны происхождения товаров; использование таможенными органами компьютерных технологий; таможенные требования к международным контейнерным перевозкам; защита культурных ценностей, объектов флоры и фауны; международные транспортные перевозки и т. д.
Всемирная таможенная организация посредством комитетов оказывает содействие своим членам во внедрении в практику таможенного регулирования Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи по предотвращению, расследованию и пресечению таможенных правонарушений.
В сфере регулирования таможенных правоотношений под эгидой Всемирной таможенной организации были подписаны и вступили в силу следующие международные многосторонние договоры (конвенции):
-
Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 4 ноября 1952 года;
-
Конвенция о номенклатуре товаров для классификации товаров в таможенном тарифе (вступила в силу 11 сентября 1959 года) и Протокол с дополнениями к ней;
-
Конвенция о таможенной оценке товаров для таможенных целей от 28 июля 1953 года;
-
Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 1 января 1988 года;
-
Таможенная конвенция о карнетах ECS для коммерческих образцов от 3 октября 1957 года;
-
Таможенная конвенция о временном ввозе упаковки от 15 марта 1962 года;
-
Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 1 июля 1962 года;
-
Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях от 13 июля 1962 года;
-
Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза от 30 июля 1963 года;
-
Таможенная конвенция относительно предметов быта моряков от 11 декабря 1965 года;
-
Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования от 15 марта 1962 года;
-
Таможенная конвенция о временном ввозе дидактических материалов от 10 сентября 1971 года;
-
Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) подписана 7 июля 1971 года;
-
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), вступила в силу 25 сентября 1980 года, новая редакция открыта для подписания с 1999 года;
-
Международная конвенция о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция) от 21 мая 1980 года;
-
Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) от 27 ноября 1993 года.
Можно констатировать, таким образом, что Всемирная таможенная организация стала за последние годы подлинным центром сотрудничества государств и международных организаций в вопросах правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере международных отношений, таможенных дел государств.
Республика Беларусь – член Всемирной таможенной организации с 16 декабря 1993 года и по ее критериям является активным членом организации. Наша страна присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества путем принятия постановления правительства. Интересы республики в организации представляет Государственный таможенный комитет.
Членство Беларуси в Всемирной таможенной организации положительно влияет на развитие таможенного дела в республике. Все материалы, разработанные комитетами и рабочими группами организации, поступают в Государственный таможенный комитет и используются при подготовке как национальной нормативной базы, так и международных договоров. Наибольший интерес для таможенных органов представляет участие в работе Комитета по борьбе с таможенными правонарушениями, Комитета по Гармонизированной системе, Постоянного технического комитета и Рабочей группы по обучению. В результате подписания Договорного письма и Соглашения между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Всемирной таможенной организацией и программой ООН по контролю за наркотиками на средства этих организаций в Государственном таможенном комитете создан центр по сбору и обмену информацией о контрабанде наркотических средств, который входит в систему информационного взаимодействия (РИЛО) для стран Центральной и Восточной Европы. Государственным таможенным комитетом формируется библиотека официальных изданий Всемирной таможенной организации.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) создана в 1947 году для помощи в экономическом восстановлении Европы и укрепления экономических отношений европейских стран между собой и с другими странами мира. На сегодняшний день ЕЭК ООН включает 54 страны Европы и Северной Америки, а также Израиль.
Среди приоритетных областей деятельности Комиссии – охрана окружающей среды, транспорт, статистика, содействие торговле, промышленность, сельское и лесное хозяйство, жилищный вопрос, строительство и планирование. Комиссия предпринимает действия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике, руководствуясь концепцией устойчивого развития.
Рабочая группа по таможенным вопросам ЕЭК ООН проводит заседания в Женеве и учреждена как вспомогательный орган Экономического и Социального совета ООН. Она была организована с целью создания активного международного аппарата, занимающегося разработкой и претворением в жизнь унифицированных таможенных систем, развитием и совершенствованием таможенной техники, таможенного законодательства государств, упрощения таможенных формальностей на границах.
Республика Беларусь участвует в деятельности ЕЭК ООН. Головным министерством по вопросам взаимодействия с ЕЭК ООН определено Министерство экономики Республики Беларусь.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана в 1946 году в целях построения прочного мира, основанного на интеллектуальном и моральном единении человечества. Сфера ее деятельности охватывает образование, естественные, социальные и гуманитарные науки, культуру и коммуникации. Программа направлена на поддержание культуры мира, устойчивого развития и развития человека. Она сотрудничает более чем с 395 неправительственными организациями и фондами, а также с международными и региональными объединениями. ЮНЕСКО отмечает необходимость борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей, наносящим значительный ущерб культурному наследию: ЮНЕСКО подготовлена программа, основанная на Конвенции по мерам запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и перемещения объектов культурных ценностей (1970). К Конвенции присоединилось 88 государств.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) создана в 1944 году. Она устанавливает международные стандарты и правила, необходимые для надежности, безопасности, эффективности и регулярности работы воздушного транспорта, и служит посредником в сотрудничестве входящих в нее 185 государств во всех областях гражданской авиации. ИКАО поощряет конструирование и эксплуатацию гражданских самолетов и создание авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования, а также удовлетворение потребности пассажиров в безопасных, регулярных, эффективных и экономичных воздушных перевозках, упрощая таможенные, иммиграционные, санитарные правила и другие формальности.
В области воздушного транспорта действует большое количество международных организаций, в том числе:
-
международный союз авиационных страховщиков (МСАС) – создан в 1934 году;
-
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) – основана в 1945 году;
-
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) – основана в 1954 году;
-
Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) – учреждена в 1971 году.
Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года, к которой Республика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 года.
Всемирный почтовый союз (ВПС) учрежден Бернским договором 1874 года, а в 1948 году союз стал специализированным учреждением ООН. ВПС насчитывает в своем составе 189 стран-участниц и служит основным органом сотрудничества почтовых служб, консультирует, выступает посредником и оказывает техническую помощь. Среди его основных задач – содействие развитию ВПС, росту объема почтовых отправлений путем внедрения современных средств доставки и новых видов почтовой продукции, повышение качества почтовых услуг, предлагаемых клиентам. Тем самым ВПС выполняет свою главную миссию – содействовать развитию коммуникации между всеми народами мира. ВПС устанавливает тарифные ставки, максимальный и минимальный вес, предельные размеры и условия принятия корреспонденции, включающей срочные и несрочные отправления, письма и аэрограммы, открытки, печатные материалы и небольшие бандероли. ВПС также предписывает методы исчисления и взимания транзитных сборов (для корреспонденции, проходящей через территорию одной или нескольких стран). Высшим органом союза является Всемирный почтовый конгресс.
Существенную роль в формировании и развитии норм международного морского права играют следующие международные организации:
-
Международный союз морского страхования (МСОМС) – основан в 1874 году;
-
Международный морской комитет (ММК) – образован в 1897 году;
-
Международная морская организация (ИМО) – основана в 1958 году.
-
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является одним из важнейших достижений мирового сообщества и образно названа «хартией морей».
В области морских перевозок грузов наиболее крупными транспортными конвенциями являются:
-
Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 года;
-
Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 30 марта 1978 года (сокращенно – Гамбургские правила).
Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 году и начавшая функционировать в 1959 году, является единственным учреждением ООН, занимающимся исключительно безопасностью судоходства и чистотой океанов. Главная цель организации – способствовать сотрудничеству между правительствами по техническим вопросам международного судоходства для достижения максимально высокого уровня безопасности на море и повышения мастерства кораблевождения. ИМО содействует охране морской среды, предотвращая загрязнение моря судами и другими плавучими объектами.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), основанное в 1957 году как автономное учреждение под эгидой ООН, служит центральным мировым межправительственным форумом научного и технического сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Агентство оказывает своим 127 государствам-членам техническую помощь в разработке самостоятельных научных программ в области ядерной энергии. Деятельность агентства почти наполовину сосредоточена на программах, которые можно применить в таких областях, как пищевая промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность.
В 2000 году Республика Беларусь стала членом Группы ядерных поставщиков, что явилось признанием вклада страны в ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-технического потенциала и соответствия национальной системы экспортного контроля самым высоким мировым стандартам. Республика Беларусь, являясь членом Договора о нераспространении ядерного оружия, получит ряд преимуществ, присоединившись к Комитету Цангера (вопрос о присоединении решается на данный момент).
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана в 1970 году. Ее цели заключаются в содействии охране интеллектуальной собственности во всем мире на основе сотрудничества 169 государств-членов и обеспечении сотрудничества административных органов союзов, созданных для охраны интеллектуальной собственности. ВОИС управляет 19 «союзами», или договорами, охватывающими основные аспекты интеллектуальной собственности начиная с 1880-х годов. Главные из этих союзов следующие:
–– Парижский (Международный союз по охране промышленной собственности) – Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 года;
-
Бернский (Международный союз по охране литературных и художественных произведений) – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года.
Международные организации в сфере автомобильных и железнодорожных перевозок:
-
Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) – основана в 1884 году;
-
Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (МСПВ) – создан в 1889 году;
-
Центральное бюро международных железнодорожных сообщений (ЦБМЖС) – учреждено в 1889 году;
-
Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) создан в 1902 году;
-
Европейский союз по железнодорожным перевозкам (ЕСЖП) – создан в 1950 году.
Одним из наиболее значимых соглашений, регулирующих железнодорожные перевозки, является Соглашение о железнодорожных перевозках (Соглашение КОТИФ) – принято в мае 1980 года в Берне.
В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит таким организациям, как:
-
Международная организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП) – создана в 1901 году;
-
Международная автодорожная федерация (ФИА) – основана в 1904 году;
-
Международный союз водителей грузовиков дальнего следования – создан в 1957 году.
Соглашения, регулирующие международные перевозки:
-
Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года;
-
Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 года (в 1978 году вступила в силу новая редакция данной конвенции, именуемая сокращенно Конвенция МДП-ТИР);
-
Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 года.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты