1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах – административно-правовой, административно-процессуальной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и др. Все эти формы тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются средствами решения задач, стоящих перед таможенными органами.
Целями правоохранительной деятельности помимо обеспечения реализации правовых норм являются также выявление подготовки или осуществления нарушений национального законодательства и международных договоров, к которым присоединилась Республика Беларусь, предупреждение наступления или снижение вредных последствий таких нарушений, пресечение действий нарушителей.
Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в обнаружении путем осуществления таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров, внутриорганизационной управленческой деятельности и поддержания контактов с другими органами государства признаков и фактов административных нарушений, а также нарушений уголовного, таможенного, валютного, налогового и иных видов законодательства.
Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов выражается в совершении административно-процессуальных действий, направленных на проверку выявленных фактов отклонений от требований, установленных административно-правовыми нормами, таможенными правилами, на выявление причастных к нарушениям лиц, квалификацию деяний, установление мер ответственности за них и принятие мер по предотвращению или минимизации ущерба интересам государства от противоправных деяний.
Эти действия осуществляются в формах составления протоколов об обнаруженных нарушениях административных норм или таможенных правил, заведения дел об административных правонарушениях и осуществления производства по ним, их рассмотрения и применения взысканий.
Уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов (контрабанда и др.), производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия.
Важной формой правоохранительной деятельности таможенных органов является обеспечение собственной безопасности, сочетающей в себе меры внутреннего административного контроля, оперативно-розыскные меры, меры физической и технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их семей.
Одной их форм деятельности таможенных органов, сочетающей элементы правоохранительной (криминалистической) и специальной (разведывательной, розыскной) деятельности, является оперативно-розыскная деятельность.
Эта форма деятельности призвана повысить эффективность таможенного контроля, выявлять признаки и факты подготовки и совершения преступлений и административных правонарушений, причастных к ним лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращать вред интересам государства, пресекать преступные посягательства на них.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты