logo
osnovy_tamozhennogo_dela

4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

В процессе становления государственных институтов независимой Беларуси, развертывания таможенной системы формировался правовой статус, отрабатывалось функциональное назначение Государственного таможенного комитета. Утвержденное в 1994 году Положение о ГТК Республики Беларусь стало организующим началом и нормативной основой не только в деле регулирования и развития деятельности республиканского органа управления таможенным делом, но и всей отечественной таможенной службы. За короткое время ГТК сумел и концептуально и практически заново перестроить систему таможенных органов, отладить таможенный механизм, решить сложные вопросы организации и технологии осуществления таможенного дела. В соответствии с этим Положением ГТК строил свою работу в течение 6 лет. За это время существенным образом изменились политические, правовые, экономические и социальные условия, характер и масштабы деятельности таможенной службы. Все это потребовало определить новый статус руководящего таможенного органа, закрепить его возросшие задачи, функции и полномочия.

Новые реалии нашли отражение в Положении о Государственном таможенном комитете, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 года. В Положении зафиксирован статус ГТК как республиканского органа государственного управления, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь. Новый документ значительно расширил задачи и функции ГТК (количество функций, например, доведено до 44). Наиболее важные из них:

Введены новые функции, существенно повышающие правовой статус ГТК:

Высокое правовое положение ГТК в системе государственного управления закреплено в перечне прав. Помимо уже обозначенных большое значение приобретают права:

ГТК Беларуси наделен Таможенным кодексом полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию таможен (по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Очерченный в документах круг задач, функций и полномочий ГТК определяет основные направления совершенствования не только структуры таможенных органов, но и таможенного дела в целом.

ГТК возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Республики Беларусь. Председатель организует деятельность таможенных органов, таможенных лабораторий и организаций, подведомственных ГТК; утверждает нормативные акты, организует контроль их исполнения; заключает в установленном порядке международные договоры; обеспечивает взаимодействие ГТК с другими государственными органами; назначает на должности, освобождает от должностей должностных лиц таможенных органов, присваивает им персональные звания, понижает и восстанавливает их в персональных званиях, лишает персональных званий и т. п.

Заместители Председателя назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя.

Для тщательного изучения и рассмотрения наиболее важных вопросов таможенного дела образуется коллегия, возглавляемая Председателем и состоящая из руководящих работников таможенной системы.

Структурные подразделения ГТК организуются по функциональному принципу. Управления и отделы выполняют одну или несколько родственных по содержанию функций ГТК.

Новизна и сложность задач по регулированию внешнеэкономической деятельности вызвали появление в структуре ГТК таких подразделений, как отделы таможенных режимов и таможенного оформления, таможенного контроля, тарифного регулирования, нетарифных мер и экспортного контроля, информационных систем и связи, методологии и анализа таможенной стоимости товаров, таможенной инспекции. Реорганизация структуры ГТК и таможенных органов в целом была связана с расширением и углублением их правоохранительных функций. В связи с этим были созданы оперативный, оперативно-аналитический, оперативно-организационный и оперативно-инспекторский отделы, отделы таможенной инспекции.