2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
В большинстве стран ввозимые товары облагаются, наряду с таможенными пошлинами, уравнительным налогом на таможенной границе, а внутри страны – различными внутренними налогами и сборами при их продаже и использовании. Тем самым налоги повышают цены иностранных товаров, снижают их потребление в стране и сокращают импорт. Кроме того, налоги, повышая цены импортных товаров, ведут к общему росту цен в стране, в том числе и на товары, производимые национальными товаропроизводителями, что увеличивает их прибыли. В тех случаях, когда налоги носят дискриминационный характер в отношении иностранных товаров или система обложения иностранных товаров более сложна для импортных товаров, налоги могут рассматриваться как один из видов нетарифных ограничений. Вопросы налоговых мер регулирования подробно рассматриваются в других разделах учебника.
Технические барьеры – это препятствия для импорта иностранных товаров, создаваемые национальными промышленными стандартами, системами измерения и инспекции качества товаров, требованиями техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами упаковки и маркировки товаров и некоторыми административными формальностями, а также барьеры, возникающие вследствие несовпадения названных норм в различных странах. Все эти требования и нормы являются инструментами технической или административной политики. Их применение и развитие вызвано объективными требованиями массового промышленного производства, безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды и другими аналогичными причинами. Однако во многих случаях эти нормы применяются в ряде государств таким образом, что наполняются явным протекционистским содержанием.
Технические нормы и стандарты, системы сертификации и другие аналогичные нормы и процедуры, которые функционируют на основе национального режима (одинаковые требования к национальным и иностранным товарам) и на базе принципа недискриминации (одинаковые требования ко всем иностранным товарам, вне зависимости от страны происхождения), не должны рассматриваться как инструменты торговой политики. Однако и в этом случае они могут создавать определенные помехи движению товаров, если нормы и стандарты различных стран далеко отстоят друг от друга, если они сформулированы так, что создают препятствия в торговле, если административные формальности и системы сертификации не унифицированы в международном плане, если информация о технических нормах и стандартах импортирующей страны отсутствует или труднодоступна.
В этих условиях стали складываться специфические формы поиска компромиссов между развитыми государствами в области технических барьеров в международной торговле.
Одно направление – это международная унификация норм и стандартов (создание международных, общих для всех норм и стандартов) на основе национальных норм и стандартов наиболее крупных государств. Такую линию проводят США, страны Западной Европы. Однако в последние годы выяснилось, что этот путь ведет к острым конфликтам и разногласиям, не всегда дающим возможность найти приемлемое для всех участвующих сторон решение.
Поэтому наметился другой, параллельный путь – не гармонизации норм, а взаимного признания национальных норм, правил и стандартов. Эта работа ведется на различных уровнях, через различные международные организации и соглашения. В некоторых вопросах были достигнуты определенные положительные результаты. Но обнаружились также и острые разногласия, главным образом в группе развитых государств: между США и странами Западной Европы, а также между развивающимися и развитыми странами.
Существует, однако, и третий путь – создание так называемых «кодексов поведения» в области технических барьеров, которые устанавливали бы согласованные на международной основе принципы, которыми должны руководствоваться правительства в этой области. Эта работа проводится главным образом в рамках ГАТТ, а теперь – ВТО. В 1979 году этот путь привел к появлению первого многостороннего соглашения по техническим барьерам в торговле, а в 1993 году – второго, значительно более совершенного, соглашения, вошедшего в рамки ВТО, а также Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер.
Требования по стандартизации. Стандарты –неотъемлемая часть жизни современного общества. Массовое промышленное производство и обмен немыслимы без стандартизации отдельных параметров производимой продукции и ее качественных сторон. Без преувеличения можно сказать, что международная стандартизация и совпадение национальных стандартов разных стран делают возможным современную международную торговлю многими, если не всеми, видами промышленной продукции. Стандартизация открывает дорогу для международного обмена товарами, но она же создает условия для появления новых нетарифных барьеров в международной торговле. Несоответствие иностранного товара национальному стандарту является для его пути на внутренний рынок страны непреодолимой преградой. Различия в национальных и фирменных стандартах очень часто целенаправленно и сознательно используются правительствами различных государств и промышленно-торговыми кругами для создания протекционистских барьеров против ввоза иностранной продукции и для защиты интересов национального производства.
В 60–70-е годы стали формироваться два основных пути преодоления барьеров, созданных стандартами. Один – это приспособление промышленного производства к разнообразным существующим национальным стандартам. Другой – активизация работы по созданию новых стандартов на взаимно согласованной основе, так называемых международных стандартов, в частности путем сближения (гармонизации) существующих стандартов.
Необходимо отметить, что технические барьеры в торговле могут возникать не только в связи с техническими нормами и стандартами, но и также в связи с методами проверки соответствия качества товара этим нормам и стандартам. Система проверки качества импортного товара превращается в серьезное препятствие для его ввоза в тех случаях, когда она связана с большими расходами для экспортера товара, требует значительного времени на ее осуществление, а также когда сама проверка качества товара осуществляется только в импортирующей стране или ее методика основана на характерных особенностях национальных товаров.
Специфическим и отдельным направлением развития нетарифных ограничений, вырастающих на базе несовпадения национальных стандартов, требований и норм, стала группа ограничений, создающихся требованиями к упаковке и маркировке товаров1.
Многие страны создали сложные национальные системы требований к упаковке и маркировке товаров. Эти требования определяют размер, вес и форму консервных банок, бутылок, пластмассовой тары для пищевых продуктов, цвет и окраску различных товаров, объем информации, который должна содержать маркировка, и многое другое. Такие правила обычно соответствуют национальным особенностям производства и потребления товаров, а их создание продиктовано интересами национальных предпринимателей.
В свою очередь, упаковка и маркировка ввозимых товаров должна соответствовать нормам, принятым в стране. Экспортеру приходится затрачивать дополнительные средства и время на выполнение этих предписаний национального законодательства, без чего ввоз товаров в страну не будет разрешен.
Меры нетарифного регулирования, основанные на санитарных и фитосанитарных требованиях. В большинстве развитых государств действуют специфические нормы, установленные санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении импорта сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии и косметики, химикатов и некоторых других товаров. Официально эти нормы не связаны с торговой политикой. Их задача – охранять здоровье населения, животный мир и сельское хозяйство страны. Контроль за соблюдением этих норм несет фитосанитарная, карантинно-ветеринарная служба и таможенные власти страны. Как правило, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы внешне одинаковы как для иностранных товаров, так и для товаров местного производства.
Требования к товаросопроводительным документам и таможенные формальности. Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Это товаросопроводительные, транспортные, платежные документы, представляющие товар, говорящие о его национальной принадлежности, цене, качествах и других сторонах. Современное делопроизводство связано с потребностями международной торговли, которая не может существовать без документов. Вместе с тем составление различных документов, заполнение бланков, форм и деклараций требует значительного времени, связано с определенными денежными расходами, требует предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну.
Заслуживают особого внимания требования, расширяющие обязательный перечень документов, которые должны быть представлены товаровладельцем таможенным властям для пропуска груза через границу. Большинство государств самостоятельно разработали такие требования. Подобное несовпадение, а иногда и отсутствие ясной информации о требованиях к документам создает трудности при подготовке и оформлении внешнеторговой операции, не говоря уже о том, что иногда в документах содержатся вопросы, ответы на которые требуют от иностранного контрагента сведений, составляющих его коммерческую или производственную тайну, раскрывающих секреты технологии производства товара.
Необходимо отметить, что увеличение денежных расходов экспортера или импортера на осуществление внешнеторговой операции связано с тем, что оформление на таможне товаросопроводительных документов сопряжено с уплатой таможенным и другим властям дополнительных денежных сумм. Расходы экспортеров возрастают еще и потому, что его собственный аппарат должен работать дополнительное время (а эта работа должна быть оплачена) по подготовке нужных документов. Эти дополнительные расходы экспортера могут достигать в среднем 5–7 % к цене экспортируемого товара и по характеру своего действия равноценны увеличению таможенной пошлины.
Вот почему упрощением формальностей, документов, ускорением передачи информации в международной торговле и переводом всего внешнеторгового делопроизводства с «бумажной» на электронную основу стали заниматься многие международные организации. Особенно активную роль в этой сфере играют ГАТТ, а с 1995 года ВТО, ЮНКТАД, Совет по таможенному сотрудничеству (СТС) (теперь Всемирная таможенная организация), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). Они подготовили много рекомендаций, методических разработок, справочников, инструкций. Но в первую очередь это международные конвенции, соглашения и другие многосторонние правовые документы, определяющие лицо внешнеторгового делопроизводства ХХI века.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты