logo
osnovy_tamozhennogo_dela

2.3. Международное таможенное право

Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может самостоятельно и в одностороннем порядке регулировать таможенные отношения на базе внутреннего таможенного законодательства. В то же время очевидно международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Необходимо отметить, что в ст. 6 Таможенного кодекса Республики Беларусь говорится, что «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу, то применяются правила международного договора». Основными источниками международного таможенного права3 служат многосторонние и двусторонние договоры. За время обретения своей независимости Республика Беларусь заключила около ста межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров в области таможенных отношений. Наибольшее значение имеет подготовка и заключение многосторонних договоров. Начиная с 1965 года Беларусь заключила свыше двадцати многосторонних международных договоров по таможенным и транспортным вопросам. Универсальный характер носят международные таможенные договоры в форме конвенций, разработанные под эгидой Всемирной таможенной организации. Только в 1998--2000 годах Республика Беларусь присоединилась к Брюссельским конвенциям 1961 и 1983 годов, Стамбульской 1990 года и Найробийской 1977 года конвенциям, приняв на себя обязательства применять международные стандарты при осуществлении различных аспектов таможенного дела. Ведется подготовительная работа по присоединению к Киотской конвенции в редакции 1999 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Важные нормы, регулирующие таможенные правоотношения, содержат многочисленные межгосударственные договоры, заключенные Республикой Беларусь в последнее десятилетие со странами СНГ, Европейского союза, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Словакией, Чехией и др. Основополагающим межгосударственным документом в сфере таможенного сотрудничества явилось соглашение о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, подписанное 6 января 1995 года. Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость усиления работы по унификации таможенного законодательства.

Стремясь обеспечить совместимость таможенных процедур, отечественные разработчики законов и законодательных актов опираются на международно-правовую базу таможенного дела, а также нормы единого законодательства Европейского союза. Унификация национальных таможенно-правовых систем, упрощение таможенных формальностей облегчает не только условия торгово-посреднической деятельности, но и создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.