logo search
osnovy_tamozhennogo_dela

2.1. Национальное таможенное законодательство

Юридический статус таможенных органов и их должностных лиц, права и обязанности лиц, перемещающих товары, все аспекты отношений, возникающих в связи с перемещением товаров через таможенную границу, определяются и регулируются нормами национального таможенного законодательства и международного таможенного права. Законы и нормативно-правовые акты Республики Беларусь устанавливают также правовой статус различных товаров, порядок взаимоотношений юридических и физических лиц между собой и с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами. Благодаря ВЭД государство имеет возможность получать немалые доходы в бюджет; закупать необходимое оборудование, сырье, материалы, прогрессивные технологии и другие товары для развития своей экономики, обеспечения населения, выгодно реализовывать свои товары вне таможенной территории республики. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ВЭД осуществлялась в соответствии с установленным порядком, прежде всего – с таможенным законодательством.

В сфере таможенного дела действует несколько сотен нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие между участниками ВЭД и таможенными органами государственного управления. Отношения, в которые вступают таможенные органы и физические или юридические лица – участники ВЭД, представляют собой сложный комплекс, связанный со сферой регулирования международного, таможенного, государственного, хозяйственного, трудового, гражданского, финансового, транспортного, уголовного, уголовно-процессуального, административного, военного и других отраслей права. Вполне понятно, что вся эта система отношений складывающихся между таможней и участниками ВЭД не может быть предметом анализа раздела учебника. Остановимся лишь на основных правовых актах, регулирующих таможенное дело.

Исходные и определяющие принципы организации таможенного дела содержатся в Конституции Республики Беларусь. Основной Закон гласит: « Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 13) Следовательно, право на участие во внешнеэкономической деятельности – конституционная норма. Исходя из нее и строятся правоотношения в таможенной сфере. Обеспечивая свободу внешнеэкономической деятельности, государство вместе с тем регламентирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.

Базовое правовое «поле» для осуществления таможенного дела представляет национальное таможенное законодательство, основу которого составляют нормативные правовые акты Президента, Парламента и Правительства Республики Беларусь. В это понятие мы включаем собственно таможенные законы и нормы иных законов, регулирующих таможенное дело. Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков отечественного законодательства. Его назначение состоит в четком разграничении прав и обязанностей всех сторон и участников ВЭД, законодательном закреплении таможенной политики, правил и принципов регулирования внешней торговли на государственном и межгосударственном уровнях.

Центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений занимают Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе. В этих документах дается правовая регламентация всех основных вопросов, возникающих в таможенной практике Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании отдельных сфер таможенного дела играют законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 15 декабря 1998 года, «О свободных экономических зонах» от 11 ноября 1998 года, «О присоединении к Соглашению о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками соглашения о создании зоны свободной торговли» от 12 мая 2000 года, «О ратификации Решения о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» от 13 июля 2000года и др.

Комплексный характер таможенного дела предполагает применение ряда норм, содержащихся в источниках других отраслей права – Уголовном кодексе (уголовно наказуемые -- контрабанда и другие преступления в области таможенного дела), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товаров на таможенном складе и складе временного хранения и т. д.), Уголовно-процессуальном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях. С обретением Беларусью независимости принципиально новым для таможенных органов явлением стало взимание налога на добавленную стоимость и акцизов при импорте товаров. Нормативную базу в этом деле составили соответствующие Законы Республики Беларусь, впервые принятые в 1991 году, измененные и дополненные в последующие годы.