logo search
osnovy_tamozhennogo_dela

. Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения

  • Законодательство Республики Беларусь закрепляет за любым лицом – юридическим или физическим, резидентом или нерезидентом Беларуси – право на ввоз в республику и вывоза из нее товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен такого права или ограничен в праве на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.

    Руководствуясь национальными интересами Беларуси, а также на основании международных договоров, законодательные органы могут вводить запреты на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Основанием для запрещения ввоза в республику и вывоза из нее товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь могут быть интересы обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров и другие интересы государства.

    При этом мотивы применяемых запретов в Республике Беларусь в полной мере соответствуют нормам международного права.

    Решения об установлении запретов на перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принимает Правительство. Нормативные правовые акты Республики Беларусь, устанавливающие запреты и ограничения на ввоз/вывоз товаров, подлежат обязательному опубликованию.

    В настоящее время запрещены к вывозу из страны дикорастущие лекарственное сырье, растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу республики, культурные ценности, представляющие историческую, научную, художественную ценности.

    К ввозу в Республику Беларусь запрещены оружие военных образцов и боеприпасы к нему, наркотические и психотропные средства, отходы производства и потребления, которые не могут быть переработаны или использованы в Беларуси, к ввозу и вывозу – печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, содержащие сведения, которые могут причинить вред политическим и экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, охране здоровья и нравственности граждан.

    Однако ввоз и вывоз некоторых товаров (оружия, боеприпасов к нему, наркотических и психотропных веществ, произведений искусства, предметов старины, кинолент и др.) может быть разрешен в установленном законодательством порядке, в частности по специальным разрешениям (свидетельствам), выданным

    Министерством обороны, Министерством здравоохранения, Министерством культуры и т.п.

    В отдельных случаях, в соответствии с международными обязательствами, Республика Беларусь может ввести общий запрет на торгово-экономические отношения с конкретной страной или группой стран, в результате чего ввоз и вывоз товаров становится невозможным.

    Запрещенные к перемещению через таможенную границу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы республики либо возврату на ее территорию, если законодательством не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств. Вывоз или возврат производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Республики Беларусь. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на таких складах составляет трое суток.

    На ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, которые вызываются интересами экономической политики государства и направлены на выполнение международных обязательств, защиту экономической основы суверенитета Республики Беларусь, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы белорусских лиц акции иностранных государств и их союзов, по другим достаточно важным обстоятельствам. Могут устанавливаться ограничения по номенклатуре товаров и транспортных средств, количественные и стоимостные ограничения, ограничения в зависимости от качества товара и страны его происхождения и других признаков. Ограничения могут распространяться на торговлю с отдельными странами или группой стран. Чаще всего эти ограничения проявляются в мерах нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности – лицензировании, квотировании, регистрации контрактов в соответствующих министерствах и ведомствах, сертификации товаров, установлении на них максимальных или минимальных цен и других. Распространенной практикой во внешнеторговых отношениях различных стран стало применение нетарифных ограничений в виде национальных стандартов, системы сертификации продукции. Так, на основании Закона Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» Совет Министров принял постановление о введении обязательной сертификации товаров народного потребления и услуг. Эта ограничительная мера направлена, с одной стороны, на защиту здоровья и жизни людей, а с другой – на предотвращение или смягчение ущерба национальной экономике и пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

    Отдельным Постановлением Совета Министров запрещается перемещение через таможенную границу Республики Беларусь редких и редкоземельных металлов (элементов), изделий из них, их соединений, лома и отходов.

    В опубликованную номенклатуру товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, входят: радиоэлектронные средства с радиоизлучением и высокочастотные установки, алкогольные и табачные изделия, спирт – при ввозе; драгоценные металлы, валютные ценности, в том числе иностранная валюта – при вывозе; огнестрельное и холодное оружие, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, источники радиоактивного излучения, озоноразрушающие вещества, биотрансплантанты, животные и растения подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения, - при ввозе и вывозе. Система различных запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь подробно раскрыта в главе 4 (подпункт 4.3) раздела VII учебника.

    Специальным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2000 года утвержден список категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории республики ограничен. Он включает редкие коллекции, предметы и образцы флоры, фауны, минералогии, анатомии и палеонтологии; предметы археологических раскопок и открытий; ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, созданные до 1945 года; составные части архитектурных, исторических и художественных объектов, а также произведений монументального искусства, созданные до 1956 года, этнографические объекты более чем 100-летней давности; художественные ценности, независимо от времени создания; предметы антиквариата; мебель, музыкальные инструменты, книги уникального характера, являющиеся редкими образцами литературного и художественного творчества и т.п.

    Законодательство Республики Беларусь устанавливает, что условием ввоза/или вывоза ограниченных к перемещению товаров является наличие разрешений соответствующих учреждений, министерств и ведомств - уполномоченных банков, объединения «Белвтормет», министерств здравоохранения, внутренних дел, природных ресурсов и окружающей среды, Комитета государственной безопасности, Проматомнадзора при МЧС, Комитета по охране историко-культурного населения при Министерстве культуры Республики Беларусь.

    Законодательством Республики Беларусь также установлены случаи, когда перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу допускается лишь при условии осуществления различных видов государственного контроля. К ним относятся ветеринарный контроль в отношении живых животных и иных объектов животного мира, фитосанитарный контроль в отношении продукции растительного происхождения, государственный пограничный контроль, государственный контроль за безопасностью товаров, а также иные виды государственного контроля, осуществляемые в целях защиты законных интересов государства, организаций и граждан, обеспечения экономической и экологической безопасности страны.

    Результатом осуществления таких видов государственного контроля являются предусмотренные законодательством документы, выдаваемые уполномоченными на то организациями и содержащие сведения, позволяющие должностным лицам таможенных органов принять решения о ввозе или вывозе обозначенных товаров.