logo search
osnovy_tamozhennogo_dela

2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования

В большинстве стран ввозимые товары облагаются, наряду с таможенными пошлинами, уравнительным налогом на таможенной границе, а внутри страны – различными внутренними налогами и сборами при их продаже и использовании. Тем самым налоги повышают цены иностранных товаров, снижают их потребление в стране и сокращают импорт. Кроме того, налоги, повышая цены импортных товаров, ведут к общему росту цен в стране, в том числе и на товары, производимые национальными товаропроизводителями, что увеличивает их прибыли. В тех случаях, когда налоги носят дискриминационный характер в отношении иностранных товаров или система обложения иностранных товаров более сложна для импортных товаров, налоги могут рассматриваться как один из видов нетарифных ограничений. Вопросы налоговых мер регулирования подробно рассматриваются в других разделах учебника.

Технические барьеры это препятствия для импорта иностранных товаров, создаваемые национальными промышленными стандартами, системами измерения и инспекции качества товаров, требованиями техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами упаковки и маркировки товаров и некоторыми административными формальностями, а также барьеры, возникающие вследствие несовпадения названных норм в различных странах. Все эти требования и нормы являются инструментами технической или административной политики. Их применение и развитие вызвано объективными требованиями массового промышленного производства, безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды и другими аналогичными причинами. Однако во многих случаях эти нормы применяются в ряде государств таким образом, что наполняются явным протекционистским содержанием.

Технические нормы и стандарты, системы сертификации и другие аналогичные нормы и процедуры, которые функционируют на основе национального режима (одинаковые требования к национальным и иностранным товарам) и на базе принципа недискриминации (одинаковые требования ко всем иностранным товарам, вне зависимости от страны происхождения), не должны рассматриваться как инструменты торговой политики. Однако и в этом случае они могут создавать определенные помехи движению товаров, если нормы и стандарты различных стран далеко отстоят друг от друга, если они сформулированы так, что создают препятствия в торговле, если административные формальности и системы сертификации не унифицированы в международном плане, если информация о технических нормах и стандартах импортирующей страны отсутствует или труднодоступна.

В этих условиях стали складываться специфические формы поиска компромиссов между развитыми государствами в области технических барьеров в международной торговле.

Одно направление – это международная унификация норм и стандартов (создание международных, общих для всех норм и стандартов) на основе национальных норм и стандартов наиболее крупных государств. Такую линию проводят США, страны Западной Европы. Однако в последние годы выяснилось, что этот путь ведет к острым конфликтам и разногласиям, не всегда дающим возможность найти приемлемое для всех участвующих сторон решение.

Поэтому наметился другой, параллельный путь – не гармонизации норм, а взаимного признания национальных норм, правил и стандартов. Эта работа ведется на различных уровнях, через различные международные организации и соглашения. В некоторых вопросах были достигнуты определенные положительные результаты. Но обнаружились также и острые разногласия, главным образом в группе развитых государств: между США и странами Западной Европы, а также между развивающимися и развитыми странами.

Существует, однако, и третий путь – создание так называемых «кодексов поведения» в области технических барьеров, которые устанавливали бы согласованные на международной основе принципы, которыми должны руководствоваться правительства в этой области. Эта работа проводится главным образом в рамках ГАТТ, а теперь – ВТО. В 1979 году этот путь привел к появлению первого многостороннего соглашения по техническим барьерам в торговле, а в 1993 году – второго, значительно более совершенного, соглашения, вошедшего в рамки ВТО, а также Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер.

Требования по стандартизации. Стандарты –неотъемлемая часть жизни современного общества. Массовое промышленное производство и обмен немыслимы без стандартизации отдельных параметров производимой продукции и ее качественных сторон. Без преувеличения можно сказать, что международная стандартизация и совпадение национальных стандартов разных стран делают возможным современную международную торговлю многими, если не всеми, видами промышленной продукции. Стандартизация открывает дорогу для международного обмена товарами, но она же создает условия для появления новых нетарифных барьеров в международной торговле. Несоответствие иностранного товара национальному стандарту является для его пути на внутренний рынок страны непреодолимой преградой. Различия в национальных и фирменных стандартах очень часто целенаправленно и сознательно используются правительствами различных государств и промышленно-торговыми кругами для создания протекционистских барьеров против ввоза иностранной продукции и для защиты интересов национального производства.

В 60–70-е годы стали формироваться два основных пути преодоления барьеров, созданных стандартами. Один – это приспособление промышленного производства к разнообразным существующим национальным стандартам. Другой – активизация работы по созданию новых стандартов на взаимно согласованной основе, так называемых международных стандартов, в частности путем сближения (гармонизации) существующих стандартов.

Необходимо отметить, что технические барьеры в торговле могут возникать не только в связи с техническими нормами и стандартами, но и также в связи с методами проверки соответствия качества товара этим нормам и стандартам. Система проверки качества импортного товара превращается в серьезное препятствие для его ввоза в тех случаях, когда она связана с большими расходами для экспортера товара, требует значительного времени на ее осуществление, а также когда сама проверка качества товара осуществляется только в импортирующей стране или ее методика основана на характерных особенностях национальных товаров.

Специфическим и отдельным направлением развития нетарифных ограничений, вырастающих на базе несовпадения национальных стандартов, требований и норм, стала группа ограничений, создающихся требованиями к упаковке и маркировке товаров1.

Многие страны создали сложные национальные системы требований к упаковке и маркировке товаров. Эти требования определяют размер, вес и форму консервных банок, бутылок, пластмассовой тары для пищевых продуктов, цвет и окраску различных товаров, объем информации, который должна содержать маркировка, и многое другое. Такие правила обычно соответствуют национальным особенностям производства и потребления товаров, а их создание продиктовано интересами национальных предпринимателей.

В свою очередь, упаковка и маркировка ввозимых товаров должна соответствовать нормам, принятым в стране. Экспортеру приходится затрачивать дополнительные средства и время на выполнение этих предписаний национального законодательства, без чего ввоз товаров в страну не будет разрешен.

Меры нетарифного регулирования, основанные на санитарных и фитосанитарных требованиях. В большинстве развитых государств действуют специфические нормы, установленные санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении импорта сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии и косметики, химикатов и некоторых других товаров. Официально эти нормы не связаны с торговой политикой. Их задача – охранять здоровье населения, животный мир и сельское хозяйство страны. Контроль за соблюдением этих норм несет фитосанитарная, карантинно-ветеринарная служба и таможенные власти страны. Как правило, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы внешне одинаковы как для иностранных товаров, так и для товаров местного производства.

Требования к товаросопроводительным документам и таможенные формальности. Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Это товаросопроводительные, транспортные, платежные документы, представляющие товар, говорящие о его национальной принадлежности, цене, качествах и других сторонах. Современное делопроизводство связано с потребностями международной торговли, которая не может существовать без документов. Вместе с тем составление различных документов, заполнение бланков, форм и деклараций требует значительного времени, связано с определенными денежными расходами, требует предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну.

Заслуживают особого внимания требования, расширяющие обязательный перечень документов, которые должны быть представлены товаровладельцем таможенным властям для пропуска груза через границу. Большинство государств самостоятельно разработали такие требования. Подобное несовпадение, а иногда и отсутствие ясной информации о требованиях к документам создает трудности при подготовке и оформлении внешнеторговой операции, не говоря уже о том, что иногда в документах содержатся вопросы, ответы на которые требуют от иностранного контрагента сведений, составляющих его коммерческую или производственную тайну, раскрывающих секреты технологии производства товара.

Необходимо отметить, что увеличение денежных расходов экспортера или импортера на осуществление внешнеторговой операции связано с тем, что оформление на таможне товаросопроводительных документов сопряжено с уплатой таможенным и другим властям дополнительных денежных сумм. Расходы экспортеров возрастают еще и потому, что его собственный аппарат должен работать дополнительное время (а эта работа должна быть оплачена) по подготовке нужных документов. Эти дополнительные расходы экспортера могут достигать в среднем 5–7 % к цене экспортируемого товара и по характеру своего действия равноценны увеличению таможенной пошлины.

Вот почему упрощением формальностей, документов, ускорением передачи информации в международной торговле и переводом всего внешнеторгового делопроизводства с «бумажной» на электронную основу стали заниматься многие международные организации. Особенно активную роль в этой сфере играют ГАТТ, а с 1995 года ВТО, ЮНКТАД, Совет по таможенному сотрудничеству (СТС) (теперь Всемирная таможенная организация), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). Они подготовили много рекомендаций, методических разработок, справочников, инструкций. Но в первую очередь это международные конвенции, соглашения и другие многосторонние правовые документы, определяющие лицо внешнеторгового делопроизводства ХХI века.