logo search
osnovy_tamozhennogo_dela

Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества

Первая международная таможенная организация – Международный союз для публикации таможенных тарифов – была образована во исполнение резолю­ции проходившей в Брюсселе в 1890 году международной конферен­ции путем принятия Конвенции с таким же названием (5 июля 1890 года). Участником Конвенции была Россия, а с 1935 года – Советский Союз. С этого меро­приятия началось профессиональное сотрудничество в таможенных делах. 16 декабря 1949 года в Брюсселе был подписан Протокол о вне­сении изменений в Конвенцию.

Сегодня в мире многие международные организации так или иначе занимаются вопросами таможенного регулирования. Одним из наиболее значимых международных органов в этой сфере является Всемирная торговая организация.

Таможенные отношения Республики Беларусь тесно связаны с деятельностью ВТО – важнейшего международного института, разрабатывающего правила и методы тарифного и нетарифного регу­лирования внешнеэкономической деятельности.

ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Почти все принципы ГАТТ имеют содержание таможенного характера: принцип наибольшего благоприятствования в торговых отношениях; защита внут­ренних рынков стран-участниц только посредством таможенных та­рифов, уровень которых следует постепенно снижать; проведение пе­реговоров в рамках Соглашения с учетом взаимного снижения пошлин и устранения прочих препятствий в области торговли; облегчение та­моженных формальностей.

Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана в результате многосторонних торговых переговоров, прошедших в период 1986–1994 годов, в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле – ГАТТ – и получивших название Уругвайского раунда. По завершении переговоров 15 апреля 1994 года в г. Марра­кеше (Марокко) был подписан Заключительный акт, открывший путь для подписания Соглашения об учреждении ВТО.

ВТО во многом функционирует как и ГАТТ, но при этом осуществляет надзор за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений, в том числе по спорным вопросам.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле является единственным международным многосторонним договором, регулирую­щим торговую и таможенную политику государств.

Главная задача ВТО – либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранение количественных и других нетарифных барьеров в торговле.

Основные принципы ВТО – предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; разрешение торговых споров путем консультаций.

Уставные документы определяют следующие основные функции ВТО:

В настоящее время полноправными членами ВТО являются 130 государств, среди которых находятся бывшие государства – члены СЭВ: Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехия и Словакия. Более 20 государств участвуют в процедурах по присоединению к Генеральному соглашению (в их числе Республика Беларусь, Россия, Армения и др.).

Высший орган ВТО – Министерская конференция, которая объединяет представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года. Конференция учреждает следующие комитеты: Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, Комитет по финансам и администрации, Комитет по торговле, Комитет по окружающей среде.

Конференция назначает Генерального директора ВТО, который в свою очередь назначает сотрудников подразделений Секрета­риата ВТО, определяет их обязанности, условия службы. Если при принятии решений консенсус не достигнут, то решения по спорным вопросам принимаются голосованием. Один член ВТО имеет один голос.

В периоды между конференциями министров эти функции выполняются Генеральным советом. Высшим органом Совета является Сессия. Каждое государство – член Совета имеет один голос и пред­ставлено одним делегатом. Решения Совета (Сессии) принимаются большинством в две трети голосов присутствующих. Ежегодно на Сессии Совета выбирается Президент, Вице-президент и Генеральный секретарь. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Функции рабочего аппарата исполняет Секретариат ВТО. Бюджет ГАТТ/ВТО формируется из взносов членов пропорционально доле страны в мировой торговле и составляет около 75 млн швейцарских франков.

Договорно-правовая система ВТО строится на стремлении государств-участников развивать международную торговлю и обеспечи­вать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, на предсказуемости условий деятельности предпринимате­лей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

Процедура присоединения к ГАТТ/ВТО достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. В рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После чего начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя.

Прежде всего переговоры касаются уступок, которые присоединяющаяся страна готова предоставить членам ВТО. Взамен эта страна получит права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение дискриминации на внешних рынках. Ос­новное условие присоединения стран к ВТО – приведение националь­ного законодательства в соответствие с положениями пакета соглаше­ний Уругвайского раунда.

Одно из ключевых положений статуса ВТО заключается в осуществлении защиты странами-участниками своей экономики только с помощью мер таможенной политики. Уровень таможенного обложения должен постепенно снижаться путем взаимных переговоров. Каждая страна – член ВТО имеет свои национальные перечни ус­тупок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечнях. Такие ставки получили название «свя­занных» (консолидированных). Поднять ставку можно путем переговоров с теми странами, с которыми эти ставки были согласо­ваны.

Протоколы, содержащие обязательства каждой договаривающейся стороны по снижению барьеров в торговле, являются приложе­ниями к Марракешскому протоколу и к ГАТТ-1994. Переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин могут носить двусторонний, групповой или многосторонний характер.

Процедура тарифных переговоров имеет еще одну важную особенность, получившую название «процедура запросов и предложений». Каждый участник переговоров выдвигает перечень обращенных к другим странам запросов, который сопровождается перечнем усту­пок, которые могут быть сделаны при удовлетворении запроса. Обычно переговоры по системе «запросов – предложений» ведутся на двусторонней основе. Окончательные их результаты оформ­ляются в виде пакета (пакетный метод), включающего все договорен­ности и соглашения.

С самого начала в рамках ГАТТ в практике тарифных переговоров фигурирует термин «тарифные уступки». Под уступками пони­мается снижение ставок пошлин и обязательство не по­вышать пошлины.

Основные правила, регулирующие торговлю товарами в рам­ках ВТО, включают:

Интеграция развивающихся стран и государств с переходной экономикой в международную торговую систему является важным компонентом их стратегии развития, позволяет производить свою внешнюю торговлю в более предсказуемой и стабильной торговой среде, которая гарантирует им такие же права, какие имеют все другие торго­вые партнеры.

Важнейшее значение для дальнейшего развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь имеет ее предстоящее вступле­ние во Всемирную торговую организацию. Наша страна ведет переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации с целью стать полноправным членом этой организации, а соответст­венно, и равноправным торговым партнером на мировом рынке.

Основными целями присоединения Республики Беларусь к ВТО являются:

Основные выгоды, которые может получить Республика Беларусь от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:

Всемирная таможенная организация – это крупнейшая международная межправительственная организация, объединяющая 145 государств (включая Республику Беларусь) и отдельных таможенных территорий.

Договорной основой организации является Конвенция о Совете таможенного сотрудничества, подписанная в составе 17 стран в Брюсселе 15 декабря 1950 года. В октябре 1994 года СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию.

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о Совете таможенного сотрудничества 16 декабря 1993 года.

Всемирная таможенная организация создана в целях обеспечения более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем Договаривающихся Сторон, углубленного изучения проблем, возникающих в ходе развития и совершенствования таможенных процедур и таможенного законодательства, а также для налаживания сотрудничества при реше­нии таможенных вопросов и содействия международной торговле.

Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе. В систему действующих органов Всемирной таможенной организации входят: Совет, Постоянный технический комитет, Комитет по номенклатуре, Комитет по таможенной оценке, Генеральный Секретариат, сформированные в соответствии с Конвенцией; иные органы, создание которых было необходимо для реализации целей Конвенции: Политическая комиссия, Финансовый коми­тет, Комитет по борьбе с правонарушениями, Административный ко­митет по Конвенции 1972 года о контейнерах, Комитет по Гармонизи­рованной системе описания и кодирования товаров и др.

В своей работе Всемирная таможенная организация использует региональный подход. Все государства-члены делятся на региональные группы: Америка и Кариб­ский бассейн, Европа, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Западная и Центральная Африка, Восточная и Южная Африка, Даль­ний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Задача каждой группы – проведение линии организации по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов Всемирной таможенной организации, их разъяснение, привлече­ние новых членов).

Всемирная таможенная организация активно решает вопросы конкретного взаимодействия между странами в области борьбы с контрабандой (в пер­вую очередь наркотиков). Согласно Найробийской конвенции Догова­ривающиеся Стороны берут на себя обязательство, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях пре­дотвращения и расследования таможенных правонарушений. Тамо­женная служба Договаривающейся Стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии к другой в ходе любого расследова­ния или в связи с любым административным или судебным разбира­тельством.

В рамках организации действуют около 20 конвенций, 50 рекомен­даций и более десятка международных норм по отдельным таможен­ным вопросам.

Основной задачей Всемирной таможеннйо организации является обеспечение международного сотрудничества государств в таможенной сфере, с чем связаны следующие функции:

Основными целями Всемирной таможенной организации провозглашены: обеспечение высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем стран-участниц, взаимодействие таможенных органов; развитие и улучшение технических средств контроля и таможенного законодательства; совершенствование организации и управления таможенными органами стран – членов Всемирной таможенной организации.

В структуре Всемирной таможенной организации можно выделить следующие органы: Совет Всемирной таможенной организации – высший орган; Секретариат Всемирной таможенной организации – административный орган; Политическая комиссия – консультативный орган.

В рамках организации созданы комитеты, комиссии, рабочие группы по специальным вопросам: Финансовый комитет, Постоянный технический комитет, Комитет по борьбе с правонарушениями, Комитет по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Комитет по таможенной оценке, Технический комитет по таможенной стоимости, Технический комитет по происхождению, Комитет по правовой охране и др.

Совет Всемирной таможенной организации – это высший пленарный сессионный орган, в котором представлены все Договаривающиеся Стороны Конвенции. При голосовании в Совете используется принцип «одна страна – один голос». Обычно роль представителей Договаривающихся Сторон выполняют руководители таможенных служб. Совет собирается не менее двух раз в году. Помимо делегатов стран-членов, на заседаниях Совета могут присутствовать в качестве наблюдателей представители стран-нечленов и международных организаций. Совет ежегодно избирает из числа делегатов – членов организации, Председателя Совета и не менее двух его заместителей.

Функции Совета заключаются в подготовке проектов конвен­ций и поправок к конвенциям; разработке рекомендаций по их единообразному толкованию и применению, рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций; распространении среди стран-участниц информации по таможенному регулированию и процедурам; исследовании технических аспектов таможенных систем; подготовке рекомендаций по отдельным конкретным таможенным во­просам; сотрудничестве с другими межправительственными организа­циями по вопросам, входящим в его компетенцию. Совет имеет право запрашивать любую информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций, при условии, что эта информация не является секретной и не затрагивает интересы государства или какого-либо предприятия.

Решения Совета принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и имеющих право голоса членов. Совет не при­нимает решение по любому вопросу, если присутствует менее поло­вины членов Совета, имеющих право голоса по данному вопросу.

Конвенция о создании Совета предусматривает возможность присоединения к ней любого государства путем простой процедуры: документ о присоединении должен быть депонирован в Министерстве иностранных дел Бельгии.

Расходы Совета и Секретариата обеспечиваются ежегодными взносами согласно установленной квоте, в соответствии с которой размер взноса каждой страны-участницы определяется в зависимости от ее доли в расходах ООН. Бюджет организации исчисляется в бельгийских франках и составляет примерно 330 млн франков в год.

В соответствии с положениями Конвенции о Совете Гене­ральный секретариат Всемирной таможенной организации призван содействовать работе Совета. Со­вет назначает генерального секретаря и заместителя генерального секретаря и определяет их функции, задачи, условия службы и долж­ностные обязанности, а также одобряет штат служащих и должност­ные инструкции.

Место расположения Генерального секретариата в соответствии с Конвенцией о Совете – Брюссель. Штат международных служащих – около 110 человек, из которых 30 набираются из таможен­ных администраций стран-членов.

Структура Генерального секретариата:

Политическая комиссия выступает в роли внутренней динамичной группы, призванной рассматривать и давать консультации по важнейшим вопросам деятельности Всемирной таможенной организации. Шесть членов Политической комиссии представляют интересы различных регионов. Представители регионов – одновременно заместители председателя Политической комиссии.

Политическая комиссия дает предварительную оценку теку­щей ситуации и может выражать ее положительную оценку или отрицательное мнение по поводу представленных другими органами предложений; в ее компетенцию входит выработка предложений этим органам по различным вопросам деятельности Всемирной таможенной организации.

На сессиях Политическая комиссия рассматривает такие вопросы, как: аренда помещений штаб-квартиры Всемирной таможенной организации, реструктуризация Генерального секретариата, принятие новых членов Всемирной таможенной организации, активность членов, пересмотр процедуры присоединения, размер ставки членского взноса, формирование бюджета организации и другие во­просы.

Технические комитеты – это специализированные рабочие органы, посредством которых функционирует Всемирная таможенная организация. Деятельность комитетов осуществляется в форме сессий, на которых присутствуют должностные лица таможенных администраций членов Всемирной таможенной организации. Представители крупнейших международных организаций и страны-нечлены могут присутствовать и участвовать в работе в качестве наблюдателей.

В компетенцию технических комитетов входит рассмотрение вопросов таможенного дела: оценка товаров в таможенных целях; определение страны происхождения товаров; использование таможенными органами компьютерных технологий; таможенные требования к международным контейнерным перевозкам; защита культурных ценностей, объектов флоры и фауны; международные транспортные перевозки и т. д.

Всемирная таможенная организация посредством комитетов оказывает содействие своим членам во внедрении в практику таможенного регулирования Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи по предотвращению, расследованию и пресечению таможенных правонарушений.

В сфере регулирования таможенных правоотношений под эгидой Всемирной таможенной организации были подписаны и вступили в силу следующие международные многосторонние договоры (конвенции):

Можно констатировать, таким образом, что Всемирная таможенная организация стала за последние годы подлинным центром сотрудничества государств и меж­дународных организаций в вопросах правотворческой и пра­воприменительной деятельности в сфере международных отношений, таможенных дел государств.

Республика Беларусь – член Всемирной таможенной организации с 16 декабря 1993 года и по ее критериям является активным членом организации. Наша страна присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества путем принятия постановления правительства. Интересы республики в организации представляет Государственный таможенный комитет.

Членство Беларуси в Всемирной таможенной организации положительно влияет на развитие таможенного дела в республике. Все материалы, разработанные комитетами и рабочими группами организации, поступают в Государственный та­моженный комитет и используются при подготовке как национальной нормативной базы, так и международных договоров. Наибольший ин­терес для таможенных органов представляет участие в работе Коми­тета по борьбе с таможенными правонарушениями, Комитета по Гармо­низированной системе, Постоянного технического комитета и Рабочей группы по обучению. В результате подписания Договорного письма и Соглашения между Государственным таможенным комитетом Рес­публики Беларусь, Всемирной таможенной организацией и программой ООН по контролю за наркоти­ками на средства этих организаций в Государственном таможенном коми­тете создан центр по сбору и обмену информацией о контрабанде нар­котических средств, который входит в систему информационного взаимодействия (РИЛО) для стран Центральной и Восточной Европы. Государственным таможенным комитетом формируется библиотека официальных изданий Всемирной таможенной организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) создана в 1947 году для помощи в экономическом восстановлении Европы и укрепления экономических отношений европейских стран между собой и с другими странами мира. На сегодняшний день ЕЭК ООН включает 54 страны Европы и Северной Америки, а также Израиль.

Среди приоритетных областей деятельности Комиссии – охрана окружающей среды, транспорт, статистика, содействие торговле, промышленность, сельское и лесное хозяйство, жилищный вопрос, строительство и планирование. Комиссия предпринимает действия, направленные на оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике, руководствуясь концепцией устойчивого развития.

Рабочая группа по таможенным вопросам ЕЭК ООН проводит заседания в Женеве и учреждена как вспомогательный орган Экономического и Социального совета ООН. Она была организована с целью создания активного международного аппарата, занимающегося разработкой и претворением в жизнь унифицированных таможенных систем, развитием и совершенствованием таможенной техники, таможенного законодательства государств, упрощения таможенных формальностей на границах.

Республика Беларусь участвует в деятельности ЕЭК ООН. Головным министерством по вопросам взаимодействия с ЕЭК ООН определено Министерство экономики Республики Беларусь.

Организация Объединенных Наций по вопросам образова­ния, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана в 1946 году в целях построения прочного мира, основанного на интеллектуальном и моральном единении человечества. Сфера ее деятельности охватывает образование, естественные, социальные и гуманитарные науки, культуру и коммуникации. Программа направлена на поддержание куль­туры мира, устойчивого развития и развития человека. Она сотрудни­чает более чем с 395 неправительственными организациями и фон­дами, а также с международными и региональными объединениями. ЮНЕСКО отмечает необходимость борьбы с незаконным перемеще­нием культурных ценностей, наносящим значительный ущерб куль­турному наследию: ЮНЕСКО подготовлена программа, ос­нованная на Конвенции по мерам запрещения и предотвращения неза­конного ввоза, вывоза и перемещения объектов культурных ценностей (1970). К Конвенции присоединилось 88 государств.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) создана в 1944 году. Она устанавливает международные стандарты и правила, необходимые для надежности, безопасности, эффек­тивности и регулярности работы воздушного транспорта, и служит посредником в сотрудничестве входящих в нее 185 государств во всех областях гражданской авиации. ИКАО поощряет конструирование и эксплуатацию гражданских самолетов и создание авиалиний, аэропор­тов и навигационного оборудования, а также удовлетворение потреб­ности пассажиров в безопасных, регулярных, эффективных и эконо­мичных воздушных перевозках, упрощая таможенные, иммиграцион­ные, санитарные правила и другие формальности.

В области воздушного транспорта действует большое количество международных организаций, в том числе:

Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года, к которой Республика Беларусь присое­динилась 4 июля 1993 года.

Всемирный почтовый союз (ВПС) учрежден Бернским договором 1874 года, а в 1948 году союз стал специализированным учреждением ООН. ВПС насчитывает в своем составе 189 стран-участ­ниц и служит основным органом сотрудничества почтовых служб, консультирует, выступает посредником и оказывает техническую по­мощь. Среди его основных задач – содействие развитию ВПС, росту объема почтовых отправлений путем внедрения современных средств доставки и новых видов почтовой продукции, повышение качества почтовых услуг, предлагаемых клиентам. Тем самым ВПС выполняет свою главную миссию – содействовать развитию коммуникации ме­жду всеми народами мира. ВПС устанавливает тарифные ставки, мак­симальный и минимальный вес, предельные размеры и условия приня­тия корреспонденции, включающей срочные и несрочные отправле­ния, письма и аэрограммы, открытки, печатные материалы и неболь­шие бандероли. ВПС также предписывает методы исчисления и взима­ния транзитных сборов (для корреспонденции, проходящей через тер­риторию одной или нескольких стран). Высшим органом союза является Всемирный почтовый конгресс.

Существенную роль в формировании и развитии норм международного морского права играют следующие международные органи­зации:

В области морских перевозок грузов наиболее крупными транспортными конвенциями являются:

Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 году и начавшая функционировать в 1959 году, является единственным учреждением ООН, занимающимся исключительно безопасностью судоходства и чистотой океанов. Главная цель органи­зации – способствовать сотрудничеству между правительствами по техническим вопросам международного судоходства для достижения максимально высокого уровня безопасности на море и повышения мастерства кораблевождения. ИМО содействует охране морской среды, предотвращая загрязнение моря судами и другими плавучими объек­тами.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), основанное в 1957 году как автономное учреждение под эгидой ООН, служит центральным мировым межправительственным форумом научного и технического сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Агентство оказывает своим 127 государствам-членам техническую помощь в разработке самостоятельных научных программ в области ядерной энергии. Деятельность агент­ства почти наполовину сосредоточена на программах, которые можно применить в таких областях, как пищевая промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность.

В 2000 году Республика Беларусь стала членом Группы ядер­ных поставщиков, что явилось признанием вклада страны в ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-тех­нического потенциала и соответствия национальной системы экспорт­ного контроля самым высоким мировым стандартам. Республика Бе­ларусь, являясь членом Договора о нераспространении ядерного ору­жия, получит ряд преимуществ, присоединившись к Комитету Цангера (вопрос о присоединении решается на данный момент).

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана в 1970 году. Ее цели заключаются в содейст­вии охране интеллектуальной собственности во всем мире на основе сотрудничества 169 государств-членов и обеспечении сотрудничества административных органов союзов, созданных для охраны интеллек­туальной собственности. ВОИС управляет 19 «союзами», или договорами, охватывающими основные аспекты интеллектуальной собственности начиная с 1880-х годов. Главные из этих союзов следующие:

–– Парижский (Международный союз по охране промышлен­ной собственности) – Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 года;

Международные организации в сфере автомобильных и железнодорожных перевозок:

Одним из наиболее значимых соглашений, регулирующих железнодорожные перевозки, является Соглашение о железнодорожных перевозках (Соглашение КОТИФ) – принято в мае 1980 года в Берне.

В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит таким организациям, как:

Соглашения, регулирующие международные перевозки: