Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
В системе международного права международное таможенное право принято определять как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в таможенных вопросах.
Неоднозначно, однако, понимание исследователями места и роли международного таможенного права в общей системе международного права. В научных работах по общей теории международного права авторы, как правило, ограничиваются упоминанием существования норм, регулирующих таможенные отношения.
В отдельных работах, например в учебном курсе «Международное право» под редакцией Г. В. Игнатенко, в главе 24, международное таможенное право определяется как подотрасль международного экономического права.
Обладая полностью сформированным понятийным аппаратом, конкретной областью административно-правового регулирования, субъектами, нормами, принципами и источниками, международное таможенное право неизбежно получит дальнейшее научное развитие. Основанием для такого заключения служит возрастающее количество международных договоров на многосторонней и двусторонней основе, регулирующих таможенные правоотношения, что напрямую связано с объемом и многоплановостью международных экономических отношений.
Вполне объяснимы различия в общих подходах исследователей к пониманию международного таможенного права. За короткий отрезок времени, начиная с решений государственного уровня в конце 80-х годов, о либерализации внешнеторговой деятельности в бывшем Советском Союзе и до сегодняшнего дня, национальные законодательства бывших республик СССР, сегодня суверенных государств, существенно дополнились правовыми актами в таможенной сфере.
Об актуальности вопросов таможенного права свидетельствует увеличение числа публикаций по данной проблеме и статей в энциклопедических изданиях. Так, «Юридическая энциклопедия», изданная в 1997 году под редакцией М. Ю. Тихомирова, содержит 17 статей, описывающих понятия «таможенная декларация», «таможенная стоимость», «таможенная территория», «таможенное оформление» и др., а юридический энциклопедический словарь 1984 года, вышедший под редакцией А. Я. Сухарева, содержит только две статьи по названной тематике – «таможенное право» и «таможенный кодекс».
В последние годы российские ученые все ближе подходят к освещению международно-правовых аспектов таможенного дела. Необходимо отметить такие работы, как «Малая таможенная энциклопедия» и «Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации». В последней работе авторы констатируют: «Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций».
Изучение состояния договорно-правовой базы международного сотрудничества таможенных служб полезно с точки зрения ее систематизации и последующей нормотворческой и правоприменительной деятельности в рамках важного государственного института – таможенной службы.
Мировой опыт, закрепленный в нормах международного таможенного права, в случае его реализации в национальном законодательстве послужит делу улучшения экономического состояния Республики Беларусь через увеличение объемов внешней торговли и поступлений таможенных платежей в бюджет.
Предметом регулирования международного таможенного права являются отношения по таможенным вопросам в сферах межгосударственных отношений, международных отношений негосударственного характера, смешанных международных отношений государственного и негосударственного характера.
Между государствами в таможенной сфере устанавливаются двусторонние и многосторонние отношения, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом. Между государствами и международными межправительственными организациями отношения устанавливаются прежде всего в связи с членством государств в международных организациях. К межгосударственному уровню относится и сотрудничество между собой международных межправительственных организаций.
В сфере международных отношений негосударственного характера можно выделить таможенные отношения между физическими и юридическими лицами различных государств, а также отношения с участием международных неправительственных организаций и международных объединений.
В сфере смешанных международных отношений государственного и негосударственного характера различают отношения между государством и юридическими или физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, и отношения между государством и международными неправительственными организациями, а также международными объединениями.
Конкретный спектр отношений по таможенным вопросам, являющимся предметом регулирования международного таможенного права, весьма широк и может быть представлен следующими крупными разделами:
-
унификация и гармонизация таможенных процедур;
-
гармонизация номенклатуры товаров, находящихся в международном торговом обороте;
-
унификация в вопросах определения таможенной стоимости товаров и страны его происхождения, что необходимо для целей налогообложения и предоставления преференций;
-
сотрудничество в вопросах предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений;
-
регламентация взаимодействия при осуществлении контроля в пунктах пропуска на границе.
Особенность международного права и, в частности, международного таможенного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами. Международно-правовой статус других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь создателями международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного таможенного права.
Государство как субъект международного таможенного права обладает способностью приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и с их выполнением, а также стремлением к тому, чтобы нормы международного права выполнялись всеми его субъектами, имели юридическую обеспеченность.
Международные организации являются субъектами международного таможенного права особого рода. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Пример такого договора – Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества.
Нынешнее состояние международного таможенного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на физическое или юридическое лицо. Нормы международных договоров по таможенным вопросам устанавливают как обязательства физических или юридических лиц перед компетентными органами государства, так и права этих лиц на юридическую защиту своих интересов.
Значительную роль в регламентации правоотношений с участием физических или юридических лиц-правонарушителей играют межправительственные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах и Найробийская конвенция об административном сотрудничестве между таможенными органами в вопросах предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений.
Международное таможенное право в части, касающейся правоотношений с участием физических лиц, опирается на норму ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Нормы международного таможенного права установлены в тех же источниках права, что и в международном публичном праве: международных договорах, решениях международных организаций и конференций, международных обычаях.
Для международного таможенного права характерно обилие рекомендательных норм, источник которых – решения международных организаций и конференций. Правовая особенность рекомендательных норм и их обязательной силы в том, что такие нормы – не императивы, выполнение их не может осуществляться принудительно. В то же время они не только «рекомендуют», но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы.
Например, Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур содержала значительное количество рекомендательных норм, которые в новой редакции конвенции, подготовленной под эгидой Всемирной таможенной организации и открытой для подписания в1999 году, имеют императивный характер. Рекомендательные нормы обобщают положительную практику государств в различных областях таможенного дела и по мере применения такой практики все возрастающим числом государств в обновленных редакциях конвенций становятся нормами императивного характера.
По субъектно-территориальной сфере действия нормы международного таможенного права можно разделить на универсальные и локальные. Универсальные нормы – это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.
Универсальные нормы международного таможенного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных таможенных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Найробийская конвенция об административном сотрудничестве между таможенными службами в деле предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений и др.
Локальные нормы – это правила, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект таможенных отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес, прежде всего для определенных государств, на отношения между которыми эти нормы и распространяют свое действие.
Понятие «локальные нормы» охватывает как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные, связывающие государства, расположенные в одном географическом районе, и нерегиональные, регулирующие отношения между несколькими государствами, находящимися в различных районах.
Примером локальных региональных норм могут быть нормы, установленные в рамках Содружества Независимых Государств. Нормы установленные в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах – пример нерегиональных, локальных норм.
Под международно-правовыми принципами понимаются или отдельные особо важные, «принципиальные» нормы международного права, например «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»), или же комплексы норм, которые группируются вокруг основного концептуального правила-принципа и конкретизируют это правило.
Международное таможенное право рассматривается как подотрасль международного публичного права. В нем применимы соответствующие общепризнанные принципы, закрепленные, в частности, в Декларации СБСЕ 1975 года.
К таким принципам относятся: суверенное равенство государств; уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Не все из перечисленных принципов в одинаковой мере применимы в международном таможенном праве, но такие из них, как суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой и особенно принцип сотрудничества между государствами, можно рассматривать в качестве первостепенных для обеспечения международного таможенного сотрудничества.
Принцип сотрудничества между государствами, применительно к международным таможенным отношениям, то есть к области действия международного таможенного права, включает в себя и исторически сложившийся принцип «jus commercii» – право свободного развития торгового сотрудничества.
Совет таможенного сотрудничества в своих декларациях, провозглашенных в Сеуле (май 1984 года), Брюсселе (июнь 1986 года), Оттаве (июнь 1987 года), Вашингтоне (июль 1989 года), Аруше (июль 1993 года), определил основные принципы, на которых основывается международное таможенное право:
-
содействие развитию международной торговли;
-
стандартизация, упрощение и гармонизация таможенных операций, процедур и документов;
-
сотрудничество между таможенными службами в борьбе с таможенными правонарушениями;
-
сотрудничество с международными организациями в вопросах таможенного дела.
Наряду с основными принципами международного таможенного права применяются и специальные принципы права, обусловливающие, в частности, установление определенных таможенных правоотношений между его субъектами.
В формальном смысле в международном таможенном праве, как и вообще в международном праве, основными источниками служат многосторонние и двусторонние договоры.
В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего таможенного сотрудничества, представляющего особый интерес в международно-правовом аспекте, поскольку оно является той формой сотрудничества, с поиощью которой создаются международно-правовые нормы универсального действия.
С точки зрения разработки материальных норм международного таможенного права наибольшее значение имеет подготовка и заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры служат основой международного таможенного права и особенно его подразделов, регулирующих взаимоотношения государств в отдельных, специальных областях сотрудничества.
Примерами многосторонних, универсального характера международных таможенных договоров являются конвенции, подписанные под эгидой Всемирной таможенной организации, включая и Конвенцию о создании самой организации.
Целевые, организационно-процедурные и подобные нормы учредительных документов Всемирной таможенной организации образуют особое внутреннее право данной организации, включая право персонала. Совокупность всех соответствующих норм, содержащихся в уставных и подобных актах международных организаций, выделяется в науке как сфера особой отрасли международного права – права международных организаций.
Наиболее важным примером конвенционного документа учредительного характера служит Устав ООН, в котором две главы – «Международное экономическое и социальное сотрудничество» и «Экономический и социальный совет» – посвящены преимущественно международным экономическим отношениям, включающим в себя и таможенные отношения.
Несмотря на возрастающее значение многостороннего таможенного сотрудничества и, соответственно, многосторонних правовых актов в этой области, международное сотрудничество вообще и в таможенной сфере в частности ведется в большой мере на двусторонней основе. Правовым оформлением таких отношений между государствами служат двусторонние межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры.
Среди видов международных договоров, регулирующих двусторонние межгосударственные отношения, следует отметить рамочные договоры общеполитического значения и, прежде всего, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, содействием заключению коммерческих сделок, сотрудничеству в борьбе с контрабандой наркотиков, международным терроризмом и т. п.
Специфические виды международных договоров наиболее существенны для формирования норм международного таможенного права. Соглашения о пунктах пропуска через государственную границу устанавливают такие пункты, определяют их статус в отношении граждан и транспортных средств государств, подписавших соглашение, а также третьих стран. Соглашения оговаривают режим работы пунктов пропуска и порядок осуществления сотрудничества между таможенными и другими контрольными органами сопредельных государств.
Наиболее тесную форму сотрудничества между государствами в вопросах осуществления контроля на границе закрепляют нормы, установленные в соглашениях о совместном контроле, в которых государства выражают согласие на осуществление контрольными органами другого государства властных полномочий на своей территории в соответствии с нормами и правилами другого государства.
Предмет сотрудничества и порядок его осуществления между таможенными службами в правоохранительной сфере устанавливают соглашения о сотрудничестве в борьбе с контрабандой наркотиков, радиоактивных и расщепляющихся материалов, с коммерческим мошенничеством и пр.
Упрощение таможенных формальностей имеет целью соглашения о порядке осуществления таможенного оформления транзитных грузов и соглашения о взаимном признании таможенных обеспечений и документов, регулирующие вопросы определенных таможенных операций и процедур.
Международные организации не только разрабатывают проекты многосторонних договоров по вопросам сотрудничества. Правовое значение имеют также решения, рекомендации, постановления международных организаций, принимаемые ими в рамках уставной компетенции и от своего имени по существу сотрудничества. Немалое число рекомендаций по вопросам таможенного сотрудничества принимается органами ООН и учреждениями, входящими в ее систему (ЮНКТАД, ЮНИДО, Всемирный банк, Международный валютный фонд, ИКАО – Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз и др.).
Решения этих учреждений и их органов не всегда обладают императивностью, часто имеют рекомендательный характер. Однако морально-политическое значение решений велико, ибо они распространяются практически на все мировое сообщество государств.
В отношении международного таможенного права необходимо отметить особую роль международных межправительственных организаций, в частности Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации, в деле создания базисных норм этой отрасли международного права.
Основные решения межгосударственных конференций, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются как особая разновидность многосторонних договоров и могут обладать рекомендательной или императивной силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного таможенного права, исключительно важными являются документы, принятые по итогам работы конференций по вопросам международной торговли и международного транспорта.
Марракешская конференция стран – участниц Всемирной торговой организации, установившая новые политические ориентиры в международной торговле, Конференция по международной торговле в Коламбусе (США), Конференция министров транспорта Европейских стран – наиболее значимые форумы, прошедшие в последние годы и оказавшие существенное влияние на современное состояние международного таможенного права.
Участники 90-го заседания Совета Всемирной таможенной организации, состоявшегося по приглашению Венгерского таможенного управления в Будапеште 18 июня 1997 года, приняли Декларацию о транснациональной организованной преступности. Представители более 135-ти стран мира отметили тот факт, что транснациональная организованная преступность стала одной из глобальных проблем, угрожающих безопасности мировой экономики, и что распространение транснациональной организованной преступности неблагоприятно влияет на государственные доходы и законную международную торговлю.
Транснациональная преступность почти всегда связана с незаконным перемещением через границы товаров, преступных доходов или людей, в связи с чем участники конференции отметили юридическую и практическую ответственность таможенной службы в деле защиты национальной границы и тот вклад, который страны – участники Всемирной таможенной организации могут внести для эффективной борьбы с транснациональной организованной преступностью. Участники конференции исходили из того, что все таможенные администрации несут основную ответственность за выявление фактов контрабанды и за контроль перемещения через границы товаров и людей.
Подтвердив необходимость международного сотрудничества в борьбе против транснациональной организованной преступности для обеспечения функционирования легальной экономики и защиты ее законных интересов, страны – участницы Всемирной таможенной организации определили в этой связи сферу стратегических действий таможенной службы.
По их убеждению, она должна включать в себя:
-
укрепление сотрудничества между таможенными службами и представителями легальной торговли с целью пресечения таможенных, торговых и налоговых правонарушений, отмывания денег и контрабанды наркотиков, огнестрельного оружия, других незаконных товаров;
-
повышение эффективности действий таможенных администраций в сферах поддержки, защиты и содействия законной торговле;
-
применение международных таможенных конвенций и Соглашений;
-
повышение эффективности и модернизацию таможенных администраций, методов контроля и процедур;
-
быстрый и беспрепятственный обмен информацией между членами Всемирной таможенной организации посредством использования двусторонних и многосторонних соглашений и региональной сети обмена правоохранительной информацией.
Международный обычай исторически играл важную роль как в международном праве в целом, так и в международном таможенном праве в частности. Однако, как считают некоторые исследователи теории международного права, в наши дни обычай не столь значим в области регулирования международных отношений, так как поддержание стандартов международной публичной политики – это не та проблема, к которой можно просто подойти через обычное право.
Один из примеров обычаев, закрепленных письменно и ставших нормами международного таможенного права, – разработанные Международной торговой палатой условия торговых сделок, называемые «ИНКОТЕРМС», повсеместно применяемые таможенными органами в целях определения таможенной стоимости для начисления пошлин и статистического учета в сфере внешнеторговой деятельности государства.
Классифицируя нормы международного таможенного права с позиций уровня межгосударственного сотрудничества, в рамках которого они разрабатываются и принимаются, а также по уровню подписавших международные договоры сторон и проблематике регулируемых правоотношений, можно установить определенный подход к анализу проблемы соотношения международного и национального права Республики Беларусь в сфере таможенного регулирования.
Целесообразно выделить нормотворческий и правоприменительный аспекты в проблеме соотношения международного и национального права. В нормотворческом аспекте определяются два направления: участие субъектов международного таможенного права в создании его норм и восприятие норм международного права национальным законодательством.
Республика Беларусь – одно из государств – членов Венской конвенции о праве международных договоров. Применение норм этой конвенции в нормотворческой практике периода первых лет независимости республики содержало определенные издержки и потребовало принятия ряда национальных нормативных актов.
Так, соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве при осуществлении контроля физических лиц и транспортных средств на границе было утверждено Правительством Республики Беларусь с оговоркой. В соответствии с нормами Венской конвенции такое двустороннее соглашение не может считаться полностью вступившим в силу, так как одна из сторон не признает для себя обязательными отдельные его положения.
В 1995 году между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Литовская сторона до недавнего времени воздерживалась от утверждения соглашения, ссылаясь на то, что установленные в его нормах обязанности таможенной службы значительно шире полномочий, данных национальным законодательством.
Несоблюдение норм Венской конвенции, превышение полномочий и компетенции на этапах подготовки, подписания, утверждения международных договоров всех уровней – наиболее часто встречающиеся случаи отрицательной практики. Ограничению такой практики служит принятие национальных правовых норм, регламентирующих необходимый порядок. В Республике Беларусь в этих целях приняты соответствующий закон и постановление правительства.
До принятия 31 января 2000 года Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь «Временных методических правил подготовки проектов нормативных правовых актов» в республике отсутствовал правовой документ, регламентирующий порядок восприятия норм международного права национальным законодательством. С вступлением документа в силу термины «инкорпорация», «трансформация», «отсылка», «нормы прямого действия», известные и ранее национальному праву, наполнились конкретным содержанием.
Среди проблем, связанных с применением норм международного таможенного права, условно можно выделить правовые и организационные. В правовом сознании граждан зафиксирован догмат о том, что международные правовые нормы имеют приоритет над национальными. Верное во многом утверждение отражено во всех национальных правовых кодексах, в том числе и в Таможенном кодексе.
На практике из декларируемого этот приоритет становится реальным при определенных условиях. Должны быть выполнены национальные формальности, связанные с вступлением норм в силу – одобрение, утверждение, ратификация, а также нормы государственного регулирования, установленные в конкретной сфере деятельности.
Организационные проблемы применения норм международного таможенного права в основном сводятся к установлению наднациональных и национальных органов, наделенных соответствующими полномочиями по поддержанию норм в актуальном состоянии и их согласованному применению.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь
- Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела
- 1.1. Таможенное дело и таможенная политика
- 1.2. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом
- Глава 2. Правовая основа таможенного дела
- 2.1. Национальное таможенное законодательство
- 2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты
- 2.3. Международное таможенное право
- Глава 3. Из истории белорусской таможни
- 3.1. Зарождение таможенного дела
- 3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском
- 3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба
- 3.4. Советский период
- 3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости
- Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе
- 4.1. Единая система таможенных органов
- 4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 4.3. Базовое звено системы таможенных органов
- Роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела
- Раздел II. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств
- . Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения
- 1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы
- Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения
- 2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.
- 2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска
- Раздел III. Принципы и порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств
- Глава 1. Понятие таможенного оформления и его принципы
- Глава 2. Основное назначение и порядок применения предварительных операций
- Глава 3. Временное хранение
- Глава 4. Участники основного таможенного оформления
- Глава 5. Деятельность таможенного агента
- Раздел IV. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 1. Назначение и сущность таможенного контроля
- Глава 2. Особенности организации таможенного контроля товаров государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества
- Глава 3. Типовая схема организации таможенного контроля
- Глава 4. Формы и принципы организации таможенного контроля
- Глава 5. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- Глава 6. Таможенный контроль товаров, перемещаемых иностранными должностными лицами и в адрес иностранных представительств
- Глава 7. Особенности таможенного контроля при перевозках, осуществляемых транспортом
- 7.1. Таможенный контроль на водном транспорте
- 7.2. Таможенный контроль при железнодорожных перевозках
- 7.3. Таможенный контроль при международных авиаперевозках
- 7.4. Таможенный контроль за автомобильными перевозками
- Глава 8. Технические средства таможенного контроля
- 8.1. Таможенная техника
- 8.2. Понятие технических средств таможенного контроля, объекты таможенного контроля
- 8.3. Оперативные задачи таможенного контроля, требующие применения технических средств
- Контрольные оперативные задачи предполагают осуществление таможенными органами следующих проверочных функций.
- 8.4. Технические средства решения диагностических и классификационных задач
- 8.5. Классификация тстк
- Глава 9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности как форма таможенного контроля
- 9.1. Цели, виды и методы проведения проверок
- В практике работы контролирующих органов в зависимости от критериев различают следующие виды проверок (рис. 1):
- По месту проведения
- По поручению:
- В исключительных случаях внеплановая проверка проводится таможенным органом по поручению: руководителя таможни;
- Руководства гтк Республики Беларусь.
- По решению руководителя таможни, руководства гтк Республики Беларусь проводятся вне плана:
- 9.2. Порядок организации и проведения проверок
- Получение сведений от таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов
- Назначается проверка
- 9.3. Реализация материалов проверки
- Глава 10. Валютный контроль
- 10.1. Валютный контроль и его организация. Полномочия таможенных органов
- 10.2. Валютный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 10.3. Валютный контроль, осуществляемый в отношении физических лиц
- Раздел V. Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности снг
- Глава 1. Товарная номенклатура и ее связь с классификацией товаров
- Глава 2. Основные товарные номенклатуры и классификационные системы, используемые в практике международной торговли
- 2.1. Основные товарные номенклатуры
- 2.2. Единая товарная номенклатура внешней торговли
- 2.3. Стандартная международная торговая классификация оон
- 2.4. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества
- Глава 3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров
- 3.1. История создания
- 3.2. Характеристика Гармонизированной системы описания и кодирования товаров
- 3.3. Гс как основа Комбинированной номенклатуры ес (кн ес)
- Глава 4. Роль тн вэд снг в деятельности таможенных органов
- Раздел VI. Тарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование вэд
- 1.1 Таможенно-тарифное регулирование вэд в
- 1.2. Таможенная пошлина
- 1.3. Учет требований гатт / вто в тарифном регулировании вэд Республики Беларусь
- Глава 2. Таможенная стоимость товаров
- 2.1. Международная основа системы таможенной оценки Республики Беларусь
- 2.2. Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь
- Глава 3. Страна происхождения товара
- 3.1. Цели и критерии определения страны происхождения товара
- При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
- 3.2. Сертификат о происхождении товара
- Предоставление льгот по таможенному тарифу в зависимости от страны происхождения товара
- 3.4. Подтверждение страны происхождения товаров таможенными органами
- Глава 4. Таможенные платежи в Республике Беларусь
- 4.1. Виды таможенных платежей
- Таможенная пошлина;
- 4.2. Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы
- 4.3. Таможенные сборы
- 4.4. Льготы по таможенным платежам
- 4.5. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем
- 4.6. Особенности уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами
- Раздел VII. Нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу
- Глава 1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования
- Глава 2. Основные виды нетарифных ограничений
- 2.1. Количественные ограничения
- 2.2. Налоговые технические и иные ограничительные нормы и требования
- Глава 3. Мировая практика применения нетарифных мер регулирования
- 3.1. Масштабы и характер применения
- Нетарифные ограничения промышленно развитых стран (Число случаев применения нто)
- 3.2. Методы количественной оценки нетарифных ограничений
- 3.3. Регламентация мер нетарифного регулирования гатт/вто
- Глава 4. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь
- 4.1. Классификация нетарифных мер
- 4.2. Меры экономической политики
- 4.3. Меры неэкономического характера
- Раздел VIII. Таможенная статистика и информационные технологии
- Глава 1. Роль и место таможенной статистики в управлении внешнеэкономической деятельностью страны
- Глава 2. Предмет и методы таможенной статистики
- Глава 3. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь
- Глава 4. Методология таможенной статистики внешней торговли
- Общие положения.
- Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.
- Объект учета.
- Показатели таможенной статистики внешней торговли.
- Статистическая стоимость товара.
- Количественный учет товаров.
- Момент учета.
- Страны-контрагенты.
- Классификация товаров.
- Публикации.
- Конфиденциальность информации.
- Глава 5. Технология сбора, учета и обработки данных
- Глава 6. Специальная таможенная статистика
- Глава 7. Информационные технологии в деятельности таможенных органов
- 7.1. Информационные технологии, таможенное оформление и таможенный контроль
- 7.2. Модель информационной системы таможенных органов
- Поддержка
- Запреты
- 7.3. Основные функциональные требования к автоматизации деятельности таможенных органов
- 7.3.1. Контроль доставки товаров
- 7.3.2. Обработка грузовых таможенных деклараций
- 7.3.3. Уведомление о выпуске товаров
- 7.3.4. Таможенный контроль
- 7.3.5. Селективность
- 7.3.6. Управление рисками
- 7.3.7. Обработка пассажирских деклараций
- 7.3.8. Сбор, начисление и контроль уплаты таможенных платежей
- 7.3.9. Таможенная статистика внешней торговли
- 7.3.10 Специальная таможенная статистика и обработка информации
- 7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)
- 7.4. Электронный документооборот
- Раздел iх. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика
- 1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов
- Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях
- Глава 4. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с таможенными преступлениями
- 4.1. Таможенные органы как органы дознания по делам о преступлениях в сфере таможенного дела
- 4.2. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
- Глава 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
- 5.1. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты оперативно-розыскной деятельности
- 5.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы
- 5.3. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности
- 5.4. Оперативно-розыскные мероприятия и особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами
- Раздел X. Международное сотрудничество в таможенном деле
- Глава 1. Направления международного таможенного сотрудничества
- Глава 2. Международное таможенное право Республики Беларусь
- Глава 3. Договорно-правовая база международного таможенного сотрудничества
- Глава 4. Деятельность международных организаций в области таможенного сотрудничества
- Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, снг
- Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела
- Глава 7. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле
- Международные нормативные акты