6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
После распада СССР бывшие союзные республики, в том числе и Россия, стали проявлять интерес к интеграции. В начале это проявлялось в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, в которых прекращение связей оказывало неблагоприятное воздействие на состояние отраслей национальной экономики. В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах. Интеграция стала неотъемлемой составляющей политического, экономического и культурного развития многих государств.
Занимая место в каких-либо интеграционных процессах, государства-участники стали иметь возможность получения значительно больших материальных, интеллектуальных и иных средств, чем в одиночку. В экономическом отношении - это преимущества в привлечении инвестиций, укрепление производственных зон, стимулирование торговли, свободное перемещение капитала, рабочей силы и услуг. В политическом отношении - снижение риска конфликтов, в том числе вооруженных.
Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические, производственные, научно-технические, технологические связи на уровне хозяйствующих субъектов, институтов власти, которые развиваясь и вглубь и вширь, способствуют сращиванию национальных хозяйств. За этим следует углубление связей государственных экономических, правовых, фискальных, социальных институтов, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.
Среди множества факторов, влияющих на уровень интегрирования экономики страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, участие в мировой экономической интеграции любой страны становится возможным при создании определенных условий для адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.
Во-вторых, возможность получения эффекта (экономической и политической выгоды) для страны на длительную перспективу от интеграционного процесса.
В России имеются предпосылки для успешного проведения интеграционных процессов. К таковым относятся: развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический и кадровый потенциал.
В процессе интеграции большое внимание уделяется изменению институциональной структуры мировой экономики, созданию более благоприятных условий для развития международной торговли и производства, что чаще всего это выражается в либерализации отношений между государствами.
В то же время не всегда учитывается тот факт, что интеграция создается экономическими агентами, основными из которых в современных условиях являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Именно от их активности, заинтересованности в процессах интеграции во многом зависит успех интеграционных мероприятий.
Предпосылками для экономической интеграции являются:
- общие экономические интересы, проблемы;
- сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран;
- наличие общих границ, географическая близость;
- потребность в достижении быстрого эффекта;
- политические задачи и др.
Целей и предпосылок может быть несколько, это усиливает эффект интеграции.
Основной экономической целью интеграции выступает стремление повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет условий и факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства.
Процесс интеграции может выполнять определенные функции в зависимости от стратегических направлений её действия:
- разделение труда;
- расширение мировой торговли;
- увеличение инвестиционных потоков;
- расширение объема рынка услуг;
- усиление роли информации;
- повышение инноваций.
Для интеграционных процессов характерно развитие, как по вертикали и горизонтали. При интеграции по вертикали происходит выстраивание соответствующих международно-правовых институтов (международных организаций, ТНК) посредством увеличения количества надстроечных организаций. По горизонтали расширяется количество государств, вовлекаемых в интеграционное объединение на одном уровне.
В зависимости от объекта и субъекта интеграции различают интеграции: макроэкономические (интеграция на государственном уровне) и микроэкономические (межфирменные объединения ТНК).
Процесс интеграции может происходить несколькими способами:
- посредством международной торговли, которая является важным связующим звеном между национальными экономиками;
- посредством международного движения факторов производства, в частности движения капиталов, рабочей силы;
- через международное движение научных достижений, идей, технологий.
Большинство транснациональных компаний и секторов производства и услуг организованы регионально. Так, большой поток интеграционных ресурсов в части международного движения товаров, капитала, финансов, технологий сконцентрирован в США, Западной Европе и Японии.
Интеграция оказывает непосредственное влияние на развитие экономик интегрирующих государств. Анализ взаимодействия государств, вступивших в интеграционные объединения, показывает, что экономика этих государств начинает испытывать мощное воздействие общих процессов, характерных для взаимодействующих партнеров. Причем эти процессы имеют как позитивные, так и определенные отрицательные тенденции.
Преимуществами интеграции для национальных хозяйств являются:
- увеличение размеров рынка – проявление эффекта масштаба производства;
- рост конкуренции между странами;
- создание благоприятной внешнеэкономической среды;
- ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности экспортной продукции;
- расширение торговли параллельно с расширением инфраструктуры;
- распространение новейших технологий;
- усиление роли члена интеграционного блока в объединении, что обеспечивает его государству лучшие позиции в торгово-экономических переговорах;
- увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать социально-экономические проблемы.
Отрицательные последствия интеграции проявляются в виде:
- оттока ресурсов (факторов производства), их перераспределения в пользу более сильных партнеров, что может привести к появлению застойных и отсталых зон внутри интегрированной группировки;
- олигопольного сговора между транснациональными корпорациями (ТНК), как результат возможно заключение негласных картельных соглашений между компаниями, завышение цен, которые ограничивают здоровую рыночную конкуренцию;
- эффекта потерь от увеличения масштабов производства.
Государственно-правовой механизм реализации функций интеграции в мировую экономику представляет собой трехуровневую систему:
1) государственные органы (законодательные и исполнительные органы);
2) институты обслуживающие процесс интеграции (финансово-кредитные, страховые, правовые и др.);
3) негосударственные учреждения и предприятия, непосредственно участвующие в интеграционных процессах.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда в последние годы актуализируется. Одним из важных направлений интеграции становится таможенная интеграция.
Интеграция в области таможенного дела - совокупность экономических и организационно-правовых взаимоотношений в области регулирования внешнеторговой деятельности.
Способами интеграции в области таможенного дела выступают:
- объединение различных международных таможенных служб;
- заключение договоров и многосторонних соглашений;
- выработка единых тарифов;
- согласованные системы описания и кодирования товаров;
- создание региональных международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеторговой деятельности.
Интеграция в области таможенного дела формируется на основе международных соглашений, договоров. Они могут быть двусторонними и многосторонними.
Примерами международных соглашений и договоров в области таможенного дела являются:
- Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
- Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества;
- Конвенция о создании международного союза публикации таможенных тарифов;
- Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров;
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
- Таможенная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений;
- Двусторонние Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами Королевства Дании, Республики Индии, Турецкой Республики, Германии, Чехии, Словакии, Македонии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и др.
Институты, реализующие международные договора, соглашения, мероприятия выполняют определенные функции и, как правило, носят региональный характер. Примеры региональных интеграционных объединений и международных организаций (институтов) в области таможенного дела, в которых Российская Федерация принимает участие, представлены на рисунке 15.
Основными результатами интеграции являются синхронизация процессов экономического и социального развития стран, сближение макроэкономических показателей развития, углубление взаимозависимости экономик, рост ВВП и производительности труда, рост масштабов производства, сокращение издержек, образование региональных рынков торговли.
Международные организации в таможенной сфере Региональные интеграционные объединения
Содружество Независимых Государств (СНГ), 1991 г.; Совет государств Балтийского моря, 1992г. Совет Баренцева / Евроарктического региона, 1993г. Организация Черноморского экономического сотрудничества, 1993 г. Шанхайская организация сотрудничества, Россия является одной из стран основателей, 1996-1997гг.; Союзное государство России и Беларуси, 1997 г.; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Россия присоединилась в 1998 г.; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), 2000 г.; Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, 2009 г.
Всемирная торговая организаций (ГАТТ\ВТО), Россия является наблюдателем с 1990 г. (СССР); Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС), Россия присоединилась в 1992 г.; Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Международная организация по стандартизации (ИСО), Россия стала участником как правопреемница СССР с 1947г. И др.
Рисунок 15 - Региональные интеграционные объединения и международные организации в области таможенного дела (институты)
В зависимости от целей и задач, решаемых в процессе объединения, формы интеграции могут быть различными, и каждая из них обладает определенными особенностями. Они представлены в таблице 27.
Таблица 27 - Формы интеграции и их особенности
Формы интеграции |
Характерные черты |
Зона свободной торговли | 1) свободная от таможенных ограничений торговля; 2) взаимная отмена тарифных и нетарифных мер регулирования; 3) согласование новых торговых барьеров. |
Таможенный союз | 1) отсутствие внутренних таможенных границ; 2) перенос контроля на внешний периметр союза; 3) устранение таможенных ограничений во взаимной торговле; 4) общая система тарифного и нетарифного регулирования и др. |
Единый рынок | 1) общая политика развития отраслей и секторов экономики; 2) свободное движение капиталов, рабочей силы, технологий; 3) гармонизация промышленных стандартов и законодательств; 4) единая система мер, регулирующих конкуренцию. |
Валютный союз | 1) координация экономической, социальной, валютной, бюджетной, денежной политики; 2) введение единой валюты. |
Политический союз | Образование конфедеративного государства. |
Зона свободной торговли служит преференциальной зоной, в зоне которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля товарами.
Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, выстраивании единой таможенной политики к перемещению товаров Таможенного союза в третьи страны.
Единый рынок - соглашение, в котором в дополнение к положениям таможенного союза устанавливается свобода передвижения капитала и рабочей силы, общая политика развития отраслей и секторов экономики.
Валютный союз - соглашение, в рамках которого в дополнение к единому рынку реализуется также единая фискальная и монетарная политика.
Политический союз – объединение государств, на территории которых создаются наднациональные органы управления, проводится единая макроэкономическая, денежная, экономическая политика.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников