2.3.1 Экспортный контроль
В российской системе экспортного контроля (ЭК) можно выделить четыре подсистемы:
1) режим контроля за торговлей вооружением и военной техникой;
2) ограничения внешнеэкономических сделок с товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании вооружения, оружие массового уничтожения (ОМУ) или средств его доставки в целях предотвращения нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности;
3) введение внешнеторговых квот и лицензирование для решения определенных экономических задач;
4) контроль за экспортом и импортом специфических товаров (драгоценные камни, металлы, вещества с наркотическим содержанием и т.п.). Каждый из разновидностей товаров имеет свою правовую базу. Основой разновидностей товаров являются списки лицензируемых товаров (работ, услуг). Механизм утверждения лицензий для разных списков имеет свою специфику. Контроль за внешней торговлей чисто ядерными предметами, а также за товарами и технологиями двойного применения вводится государством, прежде всего, как компонент политики нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности.
В Таможенном союзе и России действуют 6 списков контроля:
- список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники;
- список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю:
- список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль:
- список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль;
- список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль;
- список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях.
Списки в Таможенном союзе устанавливаются Комиссией Таможенного союза (КТС). По каждому списку решениями КТС принимается Положение о порядке осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, попавшей в список (таблица 8 ).
Таблица 8 – Количество выданных лицензий Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю РФ за 2010 год
В штуках
Выдано лицензий | ФСВТС России | ФСТЭК России |
На ввоз товаров | 431 | 214 |
На вывоз товаров | 1190 | 1469 |
Всего | 1621 | 1638 |
Из данной таблицы видно, что количество выданных лицензий Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации сопоставимо. При этом видно, что наибольшую часть составляют лицензии на вывоз, как у Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации, так и у Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. Это связано с хорошо развитым оборонно-промышленным комплексом страны.
Товарная структура экспорта товаров подлежащих экспортному контролю приведена в таблице 9 .
Таблица 9 - Товарная структура экспорта товаров, подлежащих экспортному контролю
Наименование позиции | Коды ЕТН ВЭД ТС |
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части | 84 |
Электрические машины и оборудование, их части | 85 |
Летательные аппараты, космические аппараты | 87 |
Суда, лодки и другие плавучие средства | 88 |
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические | 89 |
Товарам, подлежащим экспортному контролю соответствуют коды по ЕТН ВЭД ТС с 84 по 90 группы. Эти группы включаются в раздел машиностроения.
Система экспортного контроля является одним из инструментов, позволяющих Правительствам государств:
- обеспечивать национальную безопасность путем ограничения доступа к наиболее стратегическим технологиям и вооружениям;
- поддерживать региональную стабильность;
- учитывать факторы, связанные с защитой прав человека;
- предотвращать попадание оружия и технологий, включая оружие массового поражения, к пособникам международного терроризма;
- обеспечивать выполнение своих международных обязательств, в том числе режима нераспространения, санкций Совета Безопасности ООН, а также Резолюции № 1540 СБ ООН.
Для выработки единых мер регулирования в отношении внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, включая продукцию военного назначения, Решением Комиссии Таможенного союза от 26 февраля 2010 г. № 181 создана экспертная группа «По вопросам экспортного контроля», в состав которой входят представители ФТС России. В рамках работы экспертной группы разрабатываются Соглашение о едином порядке экспортного контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами – членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников