logo
Экономика для Издательства исправл

Тыловое обеспечение таможенных органов

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловых служб. Материальные ресурсы — это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ.

Материальные ресурсы — это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью оказания услуг выполнения работ.

Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) занимается формированием и совершенствованием в системе таможенных органов Российской Федерации службы тыла в целях обеспечения деятельности таможенных органов по вопросам развития таможенной инфраструктуры, материально – технического обеспечения, капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации таможенных объектов, социально – бытового обеспечения и социальной защиты сотрудников таможенных органов, членов их семей и пенсионеров.

ГУТО ФТС России осуществляет свою деятельность через тыловые таможни и посты, тыловые службы РТУ и отделы тылового обеспечения таможен. Типовая структура тыловой таможни представлена в приложении В.

В рамках единой хозяйственной политики ФТС России в вопросах развития таможенной инфраструктуры и социально – бытовой базы таможенной системы Российской Федерации, ГУТО ФТС России на основе Приказа ФТС РФ от 19 марта 2012 года N 489 «Положение о главном управлении тылового обеспечения», разработанного на основании «Положения» о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 осуществляет деятельность, связанную с:

- реализацией единой хозяйственной политики ФТС России в части тылового обеспечения таможенных органов Российской Федерации ;

- развитием и укреплением материально-технической и социальной базы таможенных органов;

- развитием и совершенствованием деятельности авиационных и морских (речных) подразделений таможенных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;

- регулированием имущественно-земельных отношений таможенных органов;

- проектированием и строительством объектов таможенной инфраструктуры;

- вовлечением в хозяйственный оборот объектов недвижимости путем привлечения инвестиций;

- высвобождением и реализацией движимого имущества, находящегося в оперативном управлении таможенных органов;

- эксплуатацией и капитальным ремонтом объектов таможенной инфраструктуры;

- жилищным обеспечением должностных лиц, работников и пенсионеров таможенных органов;

- материально-техническим обеспечением таможенных органов, включая обеспечением вещевым имуществом, продовольствием, печатной продукцией, удостоверениями личности, ведомственными наградами и удостоверениями к ним, средствами таможенной идентификации (личными номерными печатями, комплектами штампов, сменными штемпельными подушками с защищенной мастикой), автотранспортом и специальной автотехникой, морской и авиационной техникой и запасными частями к ней, оружием, патронами к нему, боеприпасами, пиротехническими средствами, средствами индивидуальной бронезащиты, снаряжением и экипировкой, специальными средствами, специальным оборудованием, учебно-тренировочными средствами, расходными материалами для технического обслуживания оружия, устройствами и расходными материалами для пломбирования, сейф-пакетами;

- размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов;

- оборотом оружия, патронов к нему и боеприпасов в таможенных органах;

- медицинским и социальным обеспечением должностных лиц, работников пенсионеров таможенных органов, а также членов семей указанных лиц;

- медицинским освидетельствованием авиационных специалистов (летный состав) таможенных органов;

- охраной труда и гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- обязательным государственным личным страхованием должностных лиц таможенных органов и обязательным страхованием гражданской ответственности таможенных органов - владельцев транспортных средств.

Если ГУТО ФТС России осуществляет свою деятельность по всем структурным подразделениям таможенных органов, то на нижних уровнях для этого существуют отделы тылового обеспечения.

Рассмотрим работу таких отделов на примере службы тылового обеспечения Оренбургской таможни, которая включает в себя: отдел тылового обеспечения (10 чел., из них 5 работников склада), отдел капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры (9 чел.), автотранспортный отдел (34 чел., из них 27 водителей и 1 диспетчер), которые базируются в г. Оренбурге и г. Орске, две отдельные должности по вопросам охраны труда (ОТ) и чрезвычайных ситуациях (ЧС), отдельную должность по социальному развитию и здравпункт (3 чел.).

Отдел тылового обеспечения является структурным подразделением таможни, в компетенцию которого входят вопросы тылового обеспечения таможни. Общее руководство Отделом осуществляет начальник таможни и (или) заместитель начальника таможни по тыловому обеспечению.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Таможенного союза, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС России и Приволжского таможенного управления.

Деятельность Отдела осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. Должностные обязанности и другие вопросы деятельности должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями (регламентами), утвержденными в соответствии с установленным порядком.

Основными задачами данного отдела выступают:

- укрепление материально-технической базы и оснащение таможни материально-техническими ресурсами;

- организация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд таможни;

- определение потребности таможни в материально-технических средствах в соответствии с установленными табелями положенности с учетом фактической оснащенности таможни и приоритетных направлений развития её деятельности;

- подготовка служебных записок, указаний структурным подразделениям таможни по вопросам, касающимся компетенции отдела;

- обеспечение взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

- составление и представление руководству таможни необходимой отчетной информации по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Основными функциями отдела являются:

- планирование и текущий оперативный учет материально-технического оснащения таможни, подготовка данных статистического наблюдения по направлениям тылового обеспечения и представление их в вышестоящий таможенный орган;

- определение потребности таможни в материально-технических средствах в соответствии с установленными табелями положенности с учетом фактической оснащенности таможни и приоритетных направлений развития её деятельности;

- осуществление мер по сокращению расходов на приобретение материально-технических ресурсов, на оплату других работ и услуг, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;

- обеспечение выполнения программ, планов и показателей деятельности таможни в части, относящейся к компетенции Отдела;

- организация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и обеспечение работы единой комиссии по размещению заказов;

- оформление реестра закупок малого объема;

- осуществление мер при передаче сведений при помощи электронного документооборота (СЭД) в Федеральное казначейство по Оренбургской области для присвоения номера реестровой записи по заключенным государственным контрактам;

- обеспечение взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

- составление и представление руководству таможни необходимой отчетной информации по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

- представление необходимой информации и отчетности вышестоящему таможенном органу по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

- выполнение иных функций, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, правовыми актами ФТС России.

Для нормального функционирования таможенных органов отдел тылового обеспечения проводит закупки необходимых материалов путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, посредством проведения конкурсных торгов, аукционов и запроса котировок.

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от спроса на таможенные услуги и работы, от используемых технологий таможенного производства, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Именно для этих целей и существует институт государственных закупок в таможенных органах находящийся во введенье тыловой службы.

Потребности таможенной службы в материальных ресурсах – это государственные нужды. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, для исполнения международных обязательств Российской Федерации.

В основу понятия «государственные закупки» заложен принцип «источника средств», то есть государственными закупками считаются любые закупки за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных нужд. Размещение заказов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса (открытый или закрытый); без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика). Случаи, когда продукция может закупаться без проведения торгов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (рисунок 8).

Рисунок 8 - Формы размещения государственных заказов

Рассмотрим процесс государственных закупок подробнее и на примере отдела тылового обеспечения Оренбургской таможни.

За 2010 год было проведено торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на общую сумму 132 120 тыс. рублей (таблица 18).

Таблица 18 - Количество и суммы торгов за 2010 год

Количество,

сумма торгов

Способы размещения заказа

Открытый аукцион

Открытый конкурс

Запрос котировок

У единственного

поставщика

Закупки

малого объема

Количество

29

5

111

45

1099

Сумма

тыс. р.

69038

4209

30489

16631

11753

Оренбургская таможня размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для себя, таможенных постов и подведомственных учреждений, то есть является государственным заказчиком.

Государственные заказчики – это органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Нормативно-правовой базой регулирования системы закупок для государственных нужд являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иные нормативно- правовые акты Российской Федерации.

Государственные закупки осуществляются в соответствии со следующими принципами:

- эффективность – средства бюджетов должны расходоваться на закупку эффективной с точки зрения общества продукции (то есть продукции с оптимальным соотношением цена/качество с учетом долгосрочных перспектив и политики государства);

- экономность – затраты на проведение процедур закупок должны быть минимальны и соответствовать получаемым выгодам;

- равное и справедливое отношение к поставщикам независимо от организационно – правовой формы собственности и выполняемых видов деятельности, все требования и критерии равным образом применяются ко всем поставщикам;

- открытость – информация о проводимых закупках и их результатах общедоступна, участники процедур закупок имеют право на получение дополнительной информации о ходе и результатах процедур закупок;

- подотчетность – деятельность государственных заказчиков и организаторов конкурса тщательным образом документируется и предоставляется по требованию заинтересованных лиц в пределах их полномочий;

- ответственность – государственные заказчики несут ответственность за правильную организацию закупочной деятельности и принятые в ходе закупки решения и результаты выполнения заключенных контрактов.

При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.

Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочной комиссией осуществляются предварительный отбор участников размещения заказа, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, а также рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок, и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Заказчик, вправе создать единую комиссию. На указанную комиссию и ее членов распространяются те же функции что и в конкурсной, аукционной и котировочной комиссиях и членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.

Комиссия правомочна осуществлять функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников размещения заказов. На основании результатов сравнения каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается №1. Этот участник признается победителем конкурса.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Предусматривается ведение реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов и реестра недобросовестных поставщиков.

В реестрах контрактов должны содержаться следующие сведения:

1) наименование заказчика;

2) источник финансирования;

3) способ размещения заказа;

4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок;

5) дата заключения контракта;

6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;

7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);

8) сведения об исполнении контракта.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов, и по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из него.

Рассмотрим более подробно формы размещения государственных заказов. Первая форма – конкурс.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым. Открытый конкурс начинается с извещения о проведении открытого конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения:

1) форма торгов;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

3) предмет государственного контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);

8) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;

10) преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом.

Заказчик, вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается.

Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. При получении заявки на участие в конкурсе, поданной в форме электронного документа, заказчик обязаны подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки. Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота).

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа установленным требованиям. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Завершающим этапом является заключение государственного контракта по результатам проведения конкурса. Государственный контракт – договор, заключенный заказчиком в целях обеспечения государственных нужд. Государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Заказчик (например, Оренбургская таможня) вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну (обеспечение собственной безопасности, сохранности и передачи сведений, составляющих государственную тайну и т.п.).

Следующая форма размещения государственного заказа – размещение заказа путем проведения аукциона. Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта.

Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

При проведении аукциона в таком же порядке, как и при проведении конкурса, может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Аукцион проводиться путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, заказчик, уполномоченный орган вправе снизить «шаг аукциона» на 0,5 % начальной цены контракта. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией и утверждается заказчиком или уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком или уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Документация об аукционе может также содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Закрытый аукцион проводиться по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов (Федеральная антимонопольная служба). При этом срок такого согласования не должен составлять более десяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого аукциона.

Развивающейся формой аукциона является открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный контракт.

Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.

Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов

Заказчиком, должно быть установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Размер обеспечения заявки не может быть менее чем 0,5 % и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Государственный контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона контракта в электронной форме. Преимущества электронного аукциона на основе ФЗ № 94 представлены на рисунке 9.

Рисунок 9- Преимущества использования электронного аукциона

Следующая форма размещения государственных заказов – запрос котировок. Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных организаций сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложившей наиболее низкую цену контракта. Таможенный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок, и в случаях, если цена государственного контракта не превышает 500 тысяч рублей.

Заказчик, обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, указанные выше, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Заказчик, одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, заказчик также обязан направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных запросом котировок, исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц, запрос котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме.

Любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Таможенные органы могут размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) как завершающая форма государственного заказа.

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Таким образом, можно сказать, что существует несколько способов размещения государственного заказа, использование некоторых необходимо для более эффективного и экономически выгодного в плане экономности использования бюджетных средств. Также использование нескольких способов размещения государственного заказа позволяет более гибко и на более выгодных условиях совершать государственные закупки и минимизировать риски закупки некачественных материалов и неисполнения поставщиком своих обязательств перед таможенными органами.

Решение подразделения, инициирующее размещение заказа (в нашем случае отдел капитального строительства (далее - ОКС)) о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг принимается таможней (Заказчиком) в соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основанием для размещения заказов для нужд таможни, является подготовленный, согласованный и утвержденный в установленном порядке план – график размещения заказов на очередной календарный год с ежеквартальным уточнением. Способ размещения заказа указывается в плане – графике размещения заказа.

Порядок формирования плана приобретения товаров, работ, услуг осуществляется следующим образом:

1) отдел капитального строительства:

а) осуществляет формирование планов приобретения товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – планы закупок), по установленной форме ;

б) согласовывают планы закупок с отделом бухгалтерского учета (ОБУ) и финансовой экспертизы (ФЭ), которые впоследствии утверждаются начальником таможни либо лицом его замещающим;

в) направляют планы закупок в отдел тылового обеспечения (ОТО) не позднее 25 декабря текущего года, предшествующего планируемому периоду. Планируемый период составляет 1 финансовый год;

г) представляют ежеквартально уточнение планов закупок в отдел тылового обеспечения не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2) отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы:

а) согласовывает планы закупок на предмет оценки финансовой обеспеченности закупок в пределах лимитов бюджетных обязательств;

б) согласовывает сроки исполнения плана закупок с целью обеспечения равномерности расходования бюджетных средств;

в) проставляет код экономической классификации расходов.

Порядок формирования плана – графика размещения заказов отделом тылового обеспечения:

- объединяет предоставленные отделом капитального строительства планы закупок в план – график размещения заказов (далее – план – график) по установленной форме;

- проставляет способ и статус размещения заказов в плане – графике;

- согласовывает план – график с отделом бухгалтерского учета и финансовой экспертизы, и передает на утверждение начальнику таможни либо лицу его замещающему;

- размещает план – график в сети Интернет на официальном сайте таможни до 20 января текущего года;

- размещает ежеквартальные уточнения плана – графика до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в сети Интернет на официальном сайте таможни;

- рассылает утвержденный план – график и ежеквартальные уточнения к нему по каналам электронной почты структурным подразделениям таможни.

Планирование размещения заказа осуществляется с учетом равномерного расходования средств федерального бюджета в течение финансового года.

В случае необходимости внепланового размещения заказа, либо размещения заказа до утверждения плана - графика (ежеквартальных уточнений к нему) такое размещение осуществляется на основании служебной записки по решению начальника таможни либо лица его замещающего в пределах отведенных лимитов бюджетных обязательств, с последующим включением в планы закупок подразделений, инициирующих размещения таких заказов и в план – график таможни подразделением, организующим размещение заказа.

Предложение по внеплановому размещению заказа готовится отдел капитального строительства согласовывает с отделом бухгалтерского учета и финансовой экспертизы и отделом тылового обеспечения.

Важным вопросом является подготовка и оформление конкурса на выбор подрядной организации выигравший тендер и оформление имущественных отношений с организацией, выигравшим конкурс на эксплуатацию. После выбора подрядной организации возникает проблема оформления имущественных договорных отношений.

Подразделение, инициирующее размещение заказа (в нашем случае отдел капитального строительства (далее - ОКС)) не менее чем за 10 календарных дней до подготовки обращения о размещении заказов разрабатывает проект государственного контракта.

Государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отдел капитального строительства определяет на этапе разработки проекта государственного контракта необходимость наличия лицензий (разрешений), сертификатов на тот или иной вид деятельности, осуществляемой поставщиком (исполнителем, подрядчиком) при поставках, товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Подготовленный проект извещения о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок цен, проект конкурсной, аукционной документации вместе с проверенным правовым отделом таможни проектом государственного контракта, передается на согласование в отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы (далее – ОБУ и ФЭ) и правовой отдел, где осуществляется проверка и согласование данных проектов в течение 5 дней. Одновременно отдел капитального строительства формирует контрольный лист процедуры размещения заказа, который передается вместе с документами указанными выше для согласования, и используется при наличии замечаний к форме и содержанию проекта извещения, с указанием даты.

Отдел капитального строительства обязан своевременно представлять в отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы необходимые документы для оплаты в установленные договором, государственным контрактом сроки.

Таким образом, отмечаем, что служба тылового обеспечения жизненно важна в системе таможенных органов, так как занимается материально-техническим обеспечением таможенных органов и создает благоприятные условия для работы персонала.