logo
Экономика для Издательства исправл

5.3 Методы планирования и финансирования

Для реализации принципов планирования, необходимо использовать в совокупности весь инструментарий методов планирования. В экономике таможенного дела применяются следующие методы планирования и финансирования расходов:

1 Программно-целевой метод

Посредством применения данного метода разрабатываются целевые программы. Целевые программы предусматривают решение конкретных задач (экономических, социальных, экологических и др), содержат цели, подцели. Они имеют важное значение для развития таможенных органов. Целевые программы разрабатываются на определенный период, например, Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации» разработана на 2003 - 2010 годы.

Целевые программы финансируются адресно, согласно ведомственной классификации бюджетов Российской Федерации, и в рамках запланированного временного периода. Ежегодная сумма финансирования утверждается в составе расходов бюджета на очередной год. Финансирование программ в области таможенного дела, как правило, осуществляется из федерального бюджета. В тоже время следует отметить, что в финансировании определенных целевых программ на условиях субсидирования могут принимать участие и средства из других источников, например, средства бюджетов субъектов РФ.

2 Метод системного анализа

При формировании экономики таможенного дела посредством метода системного анализа явления, процессы рассматриваются в качестве системы, т.е. виде комплекса взаимосвязанных элементов, преследующих единую цель. Системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную и экономическую деятельность таможенных органов и систему управления экономикой таможенного дела. Это позволяет проанализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода при планировании позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления таможенными органами. Следует отметить, что метод системного анализа применяется в основном при планировании и составлении отчетов.

3 Балансовый метод

Один из основных методов планирования, который позволяет выбрать наиболее рациональные соотношения между запланированными на экономику таможенной деятельности и расходами на содержание таможенных органов и ведение таможенного дела. Например, следует соблюдать баланс при планировании потребности таможенных органов в кадрах и сопоставлении ее подготовкой кадров в учебных заведениях страны, планировании потребности в элементах основных фондов с учетом их наличия и износа и др. Балансы позволяют определить производственную мощность таможенного органа. Данный метод используется в основном при планировании и составлении отчетов.

4 Статистические методы

Основываясь на статистической отчетной информации, например, о количестве принятых таможенных деклараций, количестве ввезенных (вывезенных) товаров, валюты, валютных ценностей и др., таможенные органы могут планировать перспективы развития таможенной системы, формировать предложения для Правительства РФ в части изменения таможенной политики. Статистические методы, равно как и математические, позволяют обеспечивать систематизацию показателей, придать количественную характеристику факторам, влияющим на развитие таможенной системы и использовать полученные результаты при прогнозировании экономики таможенного дела на долгосрочную перспективу. Названный метод используется при планировании и прогнозировании и составлении отчетов.

5 Нормативный метод

Данный метод широко используется в экономике таможенного дела. Нормативное планирование расходов осуществляется посредством установления определенных расходов на основе разработанных оптимальных норм и расчетных величин в виде нормативов. Например, расходы таможенных органов на обмундирование планируются исходя из срока носки обмундирования.

Нормы используются обязательные и необязательные. Обязательными считаются нормы, которые не могут быть изменены (штаты, ставки заработной платы, расходы на командировки, питание и медикаменты и др.). Необязательные (или факультативные) нормы могут изменяться с учетом конкретных особенностей учреждений и подлежат обязательной корректировке. К таким нормам относятся все хозяйственные расходы (затраты на отопление, освещение, расходы на содержание зданий и др.). Существование необязательных норм обусловливается тем, что таможенные органы находятся и работают в различных условиях. Так, расходы на содержание Московской таможни отличаются от расходов Владивостокской таможни, поскольку они находятся в разных климатических условиях, различных зданиях, различен и количественный состав сотрудников и т.д.

6 Бюджетирование, ориентированное на результат

Этот метод применяется в планировании и финансировании относительно недавно, он характерен для учреждений бюджетной сферы. Бюджетирование, ориентированное на результат содержит в себе некоторые элементы нормативного метода планирования. Суть метода состоит в определении конкретных конечных показателей, исполнение которых финансируется. Элементы нормативного метода планирования используются также при сметном планировании.

7 Индексный метод

Суть метода заключается в определении взаимосвязей между планируемыми показателями, на основе анализа индексного соотношения конкретных значимых показателей за ряд лет и использовании результатов при планировании и прогнозировании в таможенных органах. Наибольшее применение названный метод находит в процессе аналитической работы таможенных органов. Например, анализ соотношения между совершением административных правонарушений и количеством въезжающих физических лиц в разрезе определенных государств позволяет выявить определенные тенденции, которые учитываются Правительством РФ при выработке таможенной политики.

8 Сметный метод

Бюджетные организации, таковыми являются и структуры таможенных органов Российской Федерации, в процессе осуществления своей деятельности используют финансовый документ – смета доходов и расходов, поэтому метод носит название сметный. Это наиболее часто используемый метод и планирования и финансирования расходов в таможенных органах, поэтому уделим ему, немного больше внимания.

Смета доходов и расходов составляется в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Формы смет для всех типов бюджетных организаций определяются Министерством финансов РФ. В смете устанавливается объем, целевое направление и поквартальное распределение средств.

Доходы могут быть запланированы в форме оказанных услуг, предусмотренных законодательством. Расходы по смете планируются на основе норм и нормативов, при расчете некоторых статей расходов может использоваться и метод прямого счёта. Как правило, расчеты по смете включают все затраты на осуществление таможенной деятельности: расходы на оплату труда, обязательные платежи и налоги в бюджет, расходы на содержание организации, и др. Органы федеральной таможенной службы Российской Федерации финансируются, согласно утвержденной главным распорядителем бюджетных средств смете, из федерального бюджета.

По кругу и типу охватываемых ими организаций различают сметы: индивидуальные, сводные и смету на централизованные мероприятия. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения, например, это смета Башкортстанской таможни или Оренбургской таможни. Индивидуальные сметы позволяют учитывать особенности данной организации, региона места нахождения таможенного органа, характер и масштабы деятельности организации.

Индивидуальные сметы организаций по определенным организационным признакам объединяются в сводные сметы, например, в сводную смету таможенных органов входящих в Приволжский федеральный округ. В процессе планирования происходит формирование укрупненной сводной сметы – сметы Федеральной таможенной службы, для представления его к рассмотрению в Правительство РФ. В дальнейшем Правительство РФ, утвердив расходы, предусмотренные в смете, включает их в проект федерального бюджета для дальнейшего рассмотрения и утверждения Государственной думой и Советом Федерации.

Смета на централизованные мероприятия составляется для финансирования капитальных расходов. Структурными подразделениями сметы являются статьи расходов, каждая из которых имеет предметно-целевое назначение. Расходы осуществляются строго постатейно в пределах финансирования.

Помимо этих методов используются и другие методы планирования, например, эвристические методы.

5.4 Формирование основных производственных показателей в таможенных органах

Важной составляющей при планировании экономической деятельности в системе таможенных органов является определение миссии, целей таможенных органов и способов их достижения. Этот этап включает составление программ развития таможенного дела, на основе расчета производственной мощности таможенного органа, определения производительности труда.

Основные производственные мощности таможенного органа отражают пропускную способность через таможенный пункт пропуска автомобилей, вагонов, человек в сутки и др.

Производственная мощность таможенной организации – это способность организации при помощи средств труда (технологического оборудования и производственных площадей) производить максимально возможный объем производства таможенных работ (услуг), в соответствии с установленным режимом работы, при соблюдении технических норм производительности оборудования и за определенный период времени.

Производственная мощность рассчитывается в натуральных и условно-натуральных единицах измерения. При расчете мощности учитываются следующие факторы:

- структура и величина основных производственных фондов;

- качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

- передовые технические нормы производительности оборудования, использования площадей;

- передовые технические нормы производительности оборудования, использования площадей;

- прогрессивность применяемых технологий (таможенного контроля, таможенного декларирования и т.п.);

- степень специализации таможенного органа;

- фонд времени работы оборудования.

Расчет производственных мощностей является важнейшей частью технико-экономического обеспечения плановых заданий таможенным организациям, позволяющий установить возможные объемы таможенных работ (услуг). Определение данного показателя способствует обеспечению сопряженности в развитии взаимосвязанных подразделений, правильному установлению пропорций между мощностями предприятий – участников ВЭД и мощностями таможен.

Результаты расчетов могут использоваться для разработки и составления плановых и отчетных балансов производственных мощностей на всех уровнях управления таможенным делом, для планирования действующих и вновь строящихся таможен, решения вопросов их специализации, разработки мероприятий по устранению внутри межотраслевых диспропорций, а также развития внутренних и внешних производственных связей.

Производственная мощность таможен и ее использование принимаются во внимание при планировании капитальных вложений в развитие таможенной инфраструктуры, капитального ремонта, принятии решений о ликвидации таможенного органа, а также установлении заданий таможенному органу на перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет.

Расчет производственной мощности производиться в следующей последовательности: группы технологического оборудования – таможенный пост – таможня – таможенный орган в целом.

Мощность таможенного органа включает в себя:

- производительность оборудования, мощность терминалов;

- нормативный коэффициент сменности работы оборудования;

- плановый фонд рабочего времени;

- время выполнения вспомогательных операций или нормы обслуживания.

Все факторы, влияющие на мощность таможенного органа взаимосвязаны.

Производственная мощность таможенного органа определяется двумя методами: по производительности оборудования, по трудоемкости выполнения таможенных услуг (работ).

Производственная мощность технологического оборудования (Ма) определяется как произведение годового планового фонда времени работы (Фн) и его производительности в единицу времени (Эа)

Ман х Эа, (24)

где Фн – годовой плановый фонд времени;

Эа – производительность в единицу времени.

Производственная мощность таможенного поста (Му), оснащенного однотипным оборудованием, определяется умножением нормативной годовой производительности одной машины, агрегата (Ма) с учетом среднего коэффициента перевыполнения нормы выработки (k) на среднегодовой парк вида оборудования (n):

Му = Ма х k х n, (25)

Производственная мощность таможенного поста, оснащенного не однотипным, а разнообразным оборудованием, определяется пропускной способностью парка ведущих групп оборудования. К ведущим группам относят оборудование, которое выполняет основной по сложности и трудоемкости объем работ при выполнении таможенных работ (услуг).

Производственная мощность по каждому виду таможенных работ (услуг), оказываемых таможенным органом, определяется в натуральных единицах измерения, например: количество товаров, перемещаемых через таможенную границу (в единицах объема, веса); количество вагонов, автомобилей, пассажиров, проследовавших через таможенную границу и другие натуральные показатели, а также в стоимостных единицах измерения.

Производственная мощность таможенного органа зависит от таких факторов, как:

- наличие основных производственных средств;

- производительность и сменность работы оборудования;

- численность кадрового потенциала и эффективность труда;

- режим работы таможенного органа.

Мощность таможни (поста) может меняться в результате: ввода в действие новых мощностей путем строительства объектов таможенной инфраструктуры; износа оборудования; передача основных фондов другим таможенным органам.

С учетом изменений условий внешнеэкономической деятельности, направлений таможенной политики, потенциальных возможностей таможенной системы специалисты ФТС России и ее подразделений, готовят проекты планов и доводят их до региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. В результате появляется сбалансированное решение – плановые показатели на предстоящий год. Специалисты на каждом их этих уровней применяют соответствующие плановые нормативы. Наиболее важными нормативами для планирования таможенных услуг являются производительность труда персонала таможенных организаций.

Труд может быть производительный и менее производительный. Показателем эффективности труда является его производительность. Существует много показателей эффективности производства, но производительность труда считается важнейшим из них. Повышение производительности труда имеет весомое экономическое и социальное значение.

Рост производительности труда в таможенных органах позволяет:

- существенно снизить затраты на выполнение таможенных работ (услуг) (если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы);

- повысить качество оказываемых услуг;

- проводить политику по увеличению средней заработной платы персоналу таможенных органов;

- эффективно сотрудничать на международном уровне;

- осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение таможен и таможенных постов.

Повышение производительности труда свидетельствует об улучшении влияния интенсивных факторов роста производства таможенных работ (услуг), о снижении издержек производства благодаря экономии материальных и трудовых ресурсов.

Производительность труда в таможенных органах в расчёте на одного работника за год можно определить по следующим показателям:

- увеличение пропускной способности товаров, транспортных средств через таможенную границу;

- количество оформленных деклараций на товары;

- снижение таможенных правонарушений в результате применения системы управления рисками;

- объем поступивших таможенных платежей без учёта влияния цены на объем перемещаемых товаров.