logo
Экономика для Издательства исправл

5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции

В целях эффективного управления государственными финансами в России действует система контроля за использованием бюджетных средств. Она включает внешний (государственный) и внутренний (ведомственный) контроль.

Необходимым условием функционирования контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности, а именно:

Федеральная таможенная служба осуществляет внутренний контроль за соблюдением таможенными органами и подведомственными организациями требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов, финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности.

Специально созданные подразделения таможенной службы проводят инспектирование:

- административно-хозяйственной деятельности, материально-технического оснащения таможенных органов;

- исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза, международных договоров и нормативных актов ФТС России;

- реализации эффективной кадровой политики в таможенных органах;

- эффективности функционирования системы управления таможенного органа;

- качества оказываемых таможенных услуг;

- использования финансовых средств на предмет законности и эффективности;

- кадровой и социальной политики и др.

Инспекторская проверка позволяет определить соответствие деятельности таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, нормативными и организационно-распорядительными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению председателя ФТС России, начальника РТУ.

Особое место в системе ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов занимает деятельность отделов контроля за соблюдением законодательства по делам о нарушении таможенных правил . На них возложена функция проверки правильности расследования и рассмотрения дел по жалобам лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Результаты внутреннего контроля должны быть обобщены в отчете и сгруппированы по видам финансовых нарушений: нецелевое, неэффективное, неправомерное или иное финансовое нарушение с указанием мер, принятых по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Правом осуществлять внешний финансовый (бюджетный) контроль за использованием федеральных средств, согласно Бюджетному кодексу РФ, имеют право Министерство финансов РФ, Органы Федерального казначейства, Счетная палата Российской Федерации.

Счетная палата является постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Проводит Счетная палата все виды контроля, но основной упор делается на последующий контроль. Она подотчетна Федеральному Собранию.

Основными задачами Счетной палаты являются:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального по объемам, структуре и целевому назначению;

  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  3. оценка обоснованности видов доходов и расходов федерального бюджета;

  4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

  5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

  6. контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в финансово-кредитных учреждениях.

Решая перечисленные задачи, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную виды деятельности:

Особое место в системе общегосударственного финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно осуществляет контрольную деятельность в процессе формирования бюджетов Российской Федерации (при рассмотрении проектов финансовых планов и смет, росписи доходов и расходов), финансировании расходов бюджета, проведении проверок и ревизий, составлении отчета об исполнении бюджета, проводит финансовый контроль. В случае выявления нарушений должностные лица финансовых органов предлагают руководителем проверяемой или вышестоящей организации отстранить от работы виновных лиц и передают материалы ревизии следственным органам. Сами они не вправе самостоятельно наказывать и привлекать виновных лиц к ответственности.

В целях усиления контроля за поступлением доходов, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ в составе Министерства финансов создана единая централизованная система - органы федерального казначейства России. Федеральное казначейство России включает в себя Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и управления федерального казначейства в субъектах РФ и отделения казначейства, которые могут находиться в муниципальных образованиях. В России осуществляется казначейская система исполнения бюджетов. Казначейские органы осуществляют предварительный и текущий финансовый контроль.

Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов. Представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления отчетность о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ.

В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство наделено следующими правами:

проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и другие документы, характеризующие состояние федерального бюджета;

получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, организаций, учреждений, в том числе и таможенных органов, использующих средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов;

требовать от руководителей и должностных лиц устранения выявленных нарушений;

взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центробанка РФ и т.д.

Казначейские ревизии могут проводиться в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях, организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях.

Контроль за полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет всеми юридическими и физическими лицами осуществляет Федеральная налоговая служба, которая является администратором доходов бюджетов РФ. Федеральная налоговая служба России осуществляет налоговый контроль. Как и все федеральные органы исполнительной власти, имеют иерархическую строго выстроенную систему управления.

Основными задачами Федеральной налоговой службы являются контроль:

Результаты проверок налоговые органы оформляют актами, где отражаются факты нарушения и даются указания об их устранении и внесении причитающихся сумм в бюджеты.

Общегосударственный финансово-бюджетный контроль осуществляют финансово-кредитные учреждения. Они проводят банковский и валютный контроль. Особое место в системе банковского контроля занимает Центробанк РФ. При проведении международных расчетов они осуществляют и валютный контроль. Кроме Центробанка РФ валютный контроль осуществляют также Правительство РФ, Федеральная таможенная служба. Таможенные органы, органы Центробанка России при осуществлении валютного контроля руководствуются федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Следует немного сделать акцент на валютном контроле, поскольку в последние годы наблюдается усиленный вывоз капитала за границу и увеличение правонарушений связанных с перемещением валюты и валютных ценностей.

Функциями валютного контроля являются:

Виды правонарушений в части валютных операций (незаконного вывоза капитала) проявляются в следующих операциях:

Основные выводы по 5-му разделу

1 Прогнозирование и планирование – это функции управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные правила предстоящей деятельности. С помощью прогнозирования и планирования определяются цели и направления развития таможенной системы, определяются методы и способы достижения поставленных целей и задач в области осуществления таможенной деятельности и удовлетворения потребностей потребителей в таможенных услугах.

2 К основным принципам планирования в таможенных органах относятся: непрерывность планирования, научность, нацеленность планов на рациональное использование ресурсов, взаимная увязка и координация планов. Для реализации перечисленных принципов планирования, используются методы планирования: программно-целевой, системного анализа, балансовый, статистические и др.

3 Деятельность, связанную с планированием в системе таможенных органов следует разделить на несколько этапов:

- процесс составления планов, т.е. принятия решений о миссии и целях таможенных органов и способах достижения целей и задач. Этот этап включает в себя составление программ развития таможенного дела и расчет производственной мощности таможенного органа;

- деятельность по реализации плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности таможенных органов;

- анализ и контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для будущего планирования и прогнозирования.

4 Важное место отводиться в развитии экономики таможенного дела целевым программам. Содержание целевых программ регламентируется необходимостью решения конкретных задач в области таможенного дела, интересами экономической и национальной безопасности страны. Программная деятельность ФТС России направлена на достижение стратегических целей, решение тактических задач таможенных органов.

5 Согласно статье 152 Бюджетного кодекса РФ, таможенные органы Российской Федерации в процессе исполнения бюджета выступают органами, формирующими сбор доходов, т.е администратором доходов федерального бюджета в части уплаты таможенных платежей, и главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств в части осуществления таможенного дела и функционирования таможенных органов.

6 В целях эффективного управления государственными финансами в России действует система контроля за использованием бюджетных средств. Она включает внешний (государственный) и внутренний (ведомственный) контроль. Федеральная таможенная служба осуществляет внутренний контроль за соблюдением таможенными органами и подведомственными организациями требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов, финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности.

Правом осуществлять внешний финансовый (бюджетный) контроль за использованием федеральных средств, согласно Бюджетному кодексу РФ, имеют право Министерство финансов РФ, Органы Федерального казначейства, Счетная палата Российской Федерации, Центробанк РФ, органы Федерального казначейства.

Вопросы для обсуждения

1Отразите роль планирования и прогнозирования в развитии экономики таможенного дела?

2 Каковы отличительные особенности стратегических, тактических и оперативных планов?

3 Какие задачи решаются посредством целевых программ в таможенной службе России?

4 Какие натуральные и стоимостные показатели деятельности таможенных органов являются предметом планирования?

5 Как разрабатываются плановые задания и параметры развития известного вам таможенного поста (таможни)?

6 Какие методы планирования используются в таможенных органах?

7 Укажите принципы финансирования расходов бюджета.

8 Укажите роль бюджетной классификации РФ в формировании доходов и расходов бюджетов таможенной организации.

9 Какие функции выполняют таможенные органы в бюджетном процессе?

10 Укажите роль Бюджетной классификации РФ в финансировании расходов бюджета.

11 Укажите принципы финансирования расходов бюджета.

Тесты для самоконтроля

1 Система планов в таможенных органах включает:

а) организационные планы;

б) организационные планы и планы задания по перечислению таможенных платежей;

в) целевые программы развития таможенной службы, планы задания по перечислению таможенных платежей, организационные планы, планы капитальных вложений.

2 Отметьте факторы внешней среды, учитываемые при разработке планов развития таможенной службы:

а) состояние таможенной инфраструктуры;

б) перспективы развития внешнеторгового оборота;

в) образование экономических и таможенных союзов;

г) уровень технического оснащения таможенных органов;

д) финансовые обязательства бюджета.

3 В каких случаях при планировании применяется метод нормативного планирования:

а) когда не установлены нормы расхода материалов;

б) при составлении расходов таможенных органов с финансовыми обязательствами бюджета;

в) при проведении научно-исследовательских работ, при разработке программ развития системы;

г) при моделировании худших и наиболее благоприятных показателей развития таможенной службы.

4 Первая стадия план6ирования в таможенном деле включает:

а) предплановые разработки;

б) разработка и доведение планов до исполнителей;

в) контроль исполнения планов;

г) таможенный контроль.

5 Под производственной мощностью таможенной организации понимается:

а) способность средств труда к производству объема таможенных работ и услуг за определенный период, в соответствии с установленным режимом работы;

б) отношение фактического производства услуг к среднегодовой производственной мощности данного года;

в) пропускания способность звеньев основного производства;

г) отношение фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности

6 Для расчета производственной мощности используются следующие исходные данные:

а) количество, состав и техническое состояние оборудования, данные о производственных площадях;

б) наличием в таможни «узких мест»;

в) технические нормы производительности оборудования;

г)количество оформленных товаров, документов, пассажиров.

7 Бюджетное финансирование – это:

- предоставление на безвозмездной основе средств из бюджетов РФ предприятиям, учреждениям, организациям для покрытия расходов;

- совокупность действий исполнительных органов власти по осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой;

- форма образования и расходования фонда денежных средств, для финансового обеспечения задач и функций государства;

- образование фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий.