2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – это совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
- таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин;
- таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- таможенные операции;
- единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза.
В условиях глобализации мировой экономики построение элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
- Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);
- Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
- другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле) .
С 1 января 2010 года, на единой таможенной территории Таможенного союза, вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, который утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 года № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 года № 130.
В соответствии с этими нормативными документами единый таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
В Таможенном союзе создана и действует единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, осуществлен перенос всех видов контроля на внешний контур таможенного союза, во взаимной торговле отменены ранее действовавшие правила определения страны происхождения товаров, таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляется с использованием единых форм документов .
С 1 сентября 2010 г. начато распределение и зачисление сумм ввозных таможенных пошлин в соответствии с договорной правовой базой Таможенного союза.
Таможенный союз предусматривает, в дополнение к беспошлинной торговле между государствами, применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в Таможенный союз.
Обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза координирует единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза - Евразийская экономическая комиссия.
Основными функциями Евразийской экономической комиссии являются:
- принятие решений об изменении ставок единого таможенного тарифа;
- утверждение перечня товаров, подлежащих нетарифному регулированию, например импортное лицензирование, запреты и ограничения на вывоз, квотирование импорта.
К актам, определяющим единые меры таможенно-тарифного регулирования, относятся уже вступившие в силу:
1) Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (вступило в силу с 1.01.2010 г.);
2) Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года (вступило в силу с 1.07.2010 г.);
3) Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года (вступило в силу с 1.07.2010 г.);
4) Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года (вступило в силу с 1.01.2010 г.).
В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. основными целями единого таможенного тарифа являются:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
4) защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.
Распространенным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.
Таможенный тариф выполняет две основные функции: протекционистская – защита национальных товаропроизводителей и фискальная – обеспечении поступления средств в доходную часть бюджета.
Несмотря на то, что таможенно-тарифное регулирование относят к протекционистским, административным методам регулирования, его применение обусловлено рядом объективных причин:
- тарифы призваны защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией, а также молодые отрасли национальной экономики от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм.
- тарифы позволяют стимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, а также это способствует улучшению состояния платёжного баланса страны по счёту текущих операций. В случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой оптимальный уровень ставки тарифа, который принесёт ей чистый выигрыш.
- тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга и решения отдельных проблем в области внешней торговли.
Противники применения протекционистских мер отмечают, что таможенные тарифы снижают уровень благосостояния в торгующих странах, а одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Увеличение тарифа зачастую приводит к увеличению налогового бремени на потребителей. Кроме того, импортный тариф приводит к повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.
Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Тариф может привести к сокращению общего уровня занятости, защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах.
В результате введения тарифа возникает несколько экономических эффектов, среди них следует отметить следующие.
1 Эффект доходов – объём увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор.
2 Эффект передела – перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Исчисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержкам на производство дополнительного количества товара.
3 Эффект защиты – экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами. По мере того как растёт защита внутреннего рынка с помощью тарифов, всё большее количество ресурсов, не предназначенных для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к наиболее высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика.
4 Эффект потребления – возникает в результате сокращения потребления товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.
Таможенный тариф строится таким образом, что уровень таможенных пошлин увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. В основе формирования таможенного тарифа лежат основные принципы: эскалация ставок таможенных пошлин; эффективного тарифа.
Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин предполагает повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической обработки продукции (таблица 3 ) [13].
Таблица 3 – Уровень таможенного обложения товаров зависимости от степени их обработки (тарифная эскалация)
Товары | До Уругвайского раунда | После Уругвайского раунда |
сырье | 2,1 | 0,8 |
полуфабрикаты | 5,4 | 2,8 |
готовая продукция | 9,1 | 6,2 |
Принцип эффективного тарифа - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости. На ввозимую в страну готовую продукцию (например, новые видов технологического оборудования) необходимую для развития национальной экономики могут ставки таможенных пошлин устанавливаться на нулевом или минимальном уровне.
Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров. В таможенном тарифе содержатся конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране.
Вместе с тем, члены Таможенного союза могут изменять ставки таможенных пошлин, если в стране наблюдается дефицит товаров. Для этого в рамках Таможенного союза Решением межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 утвержден Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссии таможенного союза принимается консенсусом.
Таможенный тариф составляет основу формирования таможенной пошлины.
Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Ставки таможенных пошлин оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков
Таможенные пошлины используются для достижения и стратегических целей и тактических задач, которые ставятся руководством страны на определенных этапах социально-экономического развития страны. Отсюда вытекает важнейший принцип формирования таможенных пошлин – принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.
Принцип научной обоснованности предполагает, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов. Это, прежде всего, закон стоимости, который предусматривает необходимость эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в экономике, в результате чего отдельные отрасли приходят в упадок.
Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.
Экономическая природа пошлины раскрывается в том, что с одной стороны она представляет форму косвенного налога и поступает в федеральный бюджет, с другой стороны - пошлина является формой цены и имеет стоимостную основу.
Основу таможенной пошлины составляет разница между национальными или интернациональными издержками производства и реализации каждого конкретного товара, между национальными и мировыми ценами, выражающими эти издержки. Уровень ввозных пошлин бывает тем выше, чем больше разница между национальными или интернациональными издержками и ценами. Соответственно, последствия введения импортных таможенных пошлин выражаются в повышении цен на импортируемый товар, реализуемый на внутреннем рынке; оказании влияния на доходы местных потребителей, производителей,.
Мировые цены формируются на базе низких издержек основных поставщиков соответствующих товаров. Для большинства производителей аналогичной продукции этот уровень издержек недостижим, и потому они нуждаются в защите государства. Соответственно, роль импортных таможенных пошлин можно представить в таблице 4 [91].
Таблица 4 – Экономическая и торгово-политическая роль импортных таможенных пошлин
Экономическая роль таможенных пошлин | Торгово-политическая роль таможенных пошлин |
Создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара
| Защита определенных отраслей экономики от конкуренции иностранных товаров
|
Целенаправленное применение пошлин, государственное стимулирование развития определенных отраслей | Использование в качестве рычага давления на конкурентов с целью предоставления определенных уступок. |
Другое значение имеют экспортные пошлины. Экспортные пошлины взимаются с энергоносителей и сырьевых товаров. Национальная стоимость таких товаров обычно ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен.
Пошлины как инструмент защиты национальной экономики или отдельных отраслей используются как развивающимися, так и развитыми странами. Таможенные пошлины направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Таможенные пошлины всегда являются объектом двусторонних и многосторонних переговоров.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции, которые аналогичны функциям таможенного тарифа и были рассмотрены выше. Таможенные пошлины классифицируются по ряду признаков (таблица 5 ) .
Таблица 5 - Классификация таможенных пошлин
Признак классификации
| Виды таможенных пошлин |
1. Движения внешнеторговых товарных потоков (Объект обложения)
| - ввозные; - вывозные; - транзитные |
2. Способ взимания
| -адвалорные; -специфические; - комбинированные; - альтернативные |
3 Страна происхождения товаров
| -минимальные; - максимальные; - преференциальные |
4. Характер условий внешней торговли
| - обычные; - особые (ввозные, вывозные) |
4 Особые пошлины
| - специальные; - антидемпинговые; - компенсационные |
В зависимости от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли.
В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.
Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров. В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.
Транзитные таможенные пошлины применяются к товарам, перевозимым транзитом через таможенную территорию. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется.
Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.
Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.
Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию Таможенного союза товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.
Антидемпинговая пошлина – рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом.
Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.
Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Обычно особые виды пошлин применяются страной в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению Правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством о мерах по защите экономических интересов конкретного государства и стран входящих в Таможенный союз при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством государства, в России - федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.
Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли национальной экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия "существенный ущерб" содержится в Антидемпинговом кодексе ГАТТ-ВТО 1994 г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.
Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпингового импорта и причиняющего ущерб национальной экономики, за исключением товара тех экспортеров, которые приняли обязательства.
Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортированного товара.
Различные виды таможенных пошлин являются инструментом реализации функций таможенной пошлины. Целесообразно выделить три основные функции таможенной пошлины: регулирующую, защитную и фискальную.
В регулирующей функции таможенная пошлина используется для поддержания на внутреннем рынке необходимого соотношения в рентабельности реализации импортных товаров и производства отечественных товаров и эффективности их потребления, а также в рентабельности поставки одних и тех же товаров на экспорт и внутренний рынок. Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров.
Фискальная функция таможенной пошлины при импорте товаров, аналоги которых производятся в данной стране, и при экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, является подчиненной ее регулирующей функции. Величина таможенной пошлины и, следовательно, платежи в бюджет будут зависеть от соотношения затрат и цен на импортную и отечественную продукцию.
Таможенные пошлины направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики государства по отношению к ее торговому партнеру. Практика тарифных переговоров в рамках ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин, так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большинство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируемые товары [13].
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников