3.2 Размещение таможенных органов
Современная экономическая наука не ограничивается констатацией изучаемых явлений и факторов, а исследует их в развитии, причинных связях и взаимодействии друг с другом, оценивает с точки зрения хозяйственной практики общества и раскрывает объективные закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Вступление России на путь рыночных отношений внесло коррективы в сложившиеся методологические основы науки — одни теоретические положения утратили свое значение, другие сохраняются, и их роль усиливается, появились и новые подходы к размещению производительных сил.
Размещение таможенных органов основывается на принципах размещения производительных сил, поэтому, немного их раскроем. Закономерности размещения производственных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.
Они предполагают:
- рациональное и эффективное размещение производства;
- неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием территорий; субъектов РФ, федеральных округов;
- научно обоснованную специализацию конкретных территорий на основе территориального разделения труда;
- комплексное развитие хозяйства территорий экономических районов (субъектов РФ, федеральных округов).
Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются исполнительные органы власти в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий развития осуществляются преобразования в территориальной организации производства, формируются определенные кластеры. Размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием национальной экономики. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий [24].
Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.
Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.
К ней относят:
- принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
- принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;
- рациональную пространственную концентрацию в виде территориально-производственных комплексов, территориально-отраслевых комплексов, кластеров;
- кооперирование производства между различными предприятиями (таможнями), сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.
Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно учитываются такие принципы, как экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом регионе, кластере рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики регионов природным и экономическим условиям.
Третью группу принципов формируют положения, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны: специализация предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России для укрепления и развития экономического пространства страны.
Размещение таможенных организаций на территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешнеэкономической, финансовой, оборонной, экологической.
Проецируя вышеперечисленные принципы размещения производственных сил на деятельность таможенных органов, определяем, что принципами размещения таможенных организаций являются:
- размещение организации с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей таможенных услуг;
- комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов;
- рациональной пространственной концентрации в виде территориально-производственных комплексов;
- кооперирования производственных связей между различными предприятиями и организациями, структурами таможенных органов;
- учета международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции;
- комплексного развития хозяйства, обеспечивающиеся в каждом регионе, зоне таможенного контроля рациональное сочетание экономического и социального развития.
Размещение таможенных организаций с учетом вышеперечисленных принципов проанализировано на примере Оренбургской области.
Таможенные органы должны быть максимально близко размещены в тех местах, куда или откуда идут потоки грузов, например, в торговых центрах, где концентрируются предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Также, таможню или таможенный пост можно расположить на пути прохождения груза (товара) от границы до торгового центра и обратно. Товар до «торгового центра» может провозиться по различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т.д.). Поэтому их для прохождения всех таможенных формальностей направляют во внутренние таможни и таможенные посты. Внутренние таможни и таможенные посты имеют ряд преимуществ перед пограничными.
Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни и таможенные посты могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. Так, современный обмен оперативной информацией с правоохранительными органами и доведение ее до силовых подразделений региональных таможенных управлений и таможен существенно повышает эффективность оперативно-поисковых мероприятий.
Оренбургская таможня, с момента ее образования, была пограничной. Протяженность границы с Республикой Казахстан составляет 1670 км. Однако с 1 января 2010 года российские таможенные органы работают в новых экономических условиях. После объединения в рамках Таможенного союза, таможенная граница переместилась на внешние границы экономического содружества, в результате Оренбургская таможня поменяла статус с пограничной на внутреннюю. Это вызвало структурные преобразования, значительно сократилось количество совершаемых таможенных операций, и большинство функций по таможенному контролю стали осуществлять на границе Таможенного союза. В рамках своих полномочий по осуществлению контроля после выпуска товаров, таможня продолжает осуществлять наблюдение за их перемещением во взаимной торговле, администрирование таможенных платежей, сбор, обработку, анализ и обобщение информации о внешней торговле региона и др.
Показатели, отражающие качественную и количественную оценку деятельности Оренбургской таможни представлены оценку в таблице 10.
Таблица 10 - Показатели, характеризующие качественную и количественную оценку деятельности Оренбургской таможни в 2007-2011 гг.
Показатели | 2007г. | 2008 г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | |
Количество участников ВЭД, шт. | 5212 | 3712 | 2528 | 1673 | 701 | |
Количество оформленных деклараций на товары, шт., всего, в т.ч. | 10819 | 16855 | 17482 | 16019 | 10178 | |
- на импорт | 3307 | 4486 | 4398 | 5142 | 3736 | |
- на экспорт | 7512 | 12369 | 13084 | 10877 | 6442 | |
Таможенные платежи, перечисленные в федеральный бюджет, млн. руб. | 3280,261 |
7640,408
|
5045,721
|
9643,654
|
6957,97
| |
Внешнеторговый оборот, тыс. долл. США, всего, в т.ч. | 4877278,2 | 6309602,0 | 3639754,4 | 4105893,8 | 3264898,9 | |
- импорт | 1338132,8 | 1721840,2 | 990571,7 | 1114815,7 | 896258,2 | |
- экспорт | 3539145,4 | 4587761,8 | 2649182,7 | 2991078,1 | 2368640,7 | |
Количество выявленных таможенных правонарушений, шт., всего, в т.ч. |
1860 | 2260 | 1957 | 1776 | 1132 | |
-административные правонарушения |
1743 | 2126 | 1831 | 1676 | 1071 | |
- уголовные правонарушения | 117 | 134 | 126 | 100 | 61 |
Эти показатели отражают, на каком уровне находятся данные услуги, оказываемые Оренбургской таможней участникам ВЭД.
За последние годы количество участников ВЭД, зарегистрировавших декларации в зоне деятельности в Оренбургской таможни, сократилось. Данные изменения характеризуют структурные преобразования в экономике России.
За исследуемый период наблюдается значительные изменения общего количества оформленных ДТ, а также ДТ, подаваемых на экспортируемые товары. При чем, данные изменения можно охарактеризовать так: резкое увеличение общего количества оформленных ДТ к середине периода, сопровождается не менее резким снижением к концу периода, следует отметить, что это характерно как для общего количества оформленных ДТ, так и для ДТ, подаваемых на экспортируемые товары (рисунок 3).
Рисунок 3 – Количество ДТ, оформленных Оренбургской таможней за 2007-2011 гг.
Анализируя количество оформленных импортных ДТ, необходимо отметить относительную стабильность в их динамике за исследуемый период. Данная стабильность определена характером товарной структуры импорта региона: минеральные продукты, машиностроительная продукция, продовольственные товары и сырье. В сфере экспорта наблюдается положительная динамика количества оформленных ДТ до 2009 года, обусловленная своевременными административно-правовыми и информационно-техническими мерами Правительства РФ и ФТС России. Но уже после 2009 г. наблюдается снижение количества оформленных ДТ и в 2011 г. оно достигло уровня 2007 г. В первую очередь, это связано с образованием ТС, т.к. таможенная граница переместилась на внешние границы ТС и необходимость оформлять ДТ при продаже товаров на экспорт в Белоруссию и Казахстан отпала, помимо этого, в апреле 2011 г. из полномочий Оренбургской таможни практически было исключено таможенное декларирование энергоносителей, повлекшее за собой снижение количества оформленных экспортных ДТ.
Еще одним показателем, отражающим деятельность таможенных органов на территории России в целом и Оренбургской области в частности, является динамика внешнеторгового оборота и товарообменных операций участников ВЭД.
Этот показатель изменяется адекватно изменению количества участников ВЭД (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика внешнеторгового оборота в зависимости от количества участников ВЭД в Оренбургской области за 2007-2011 гг.
В 2011 году наблюдается значительное снижение объемов региональной внешней торговли товарами на 49,4 %, по сравнению с началом анализируемого периода, как по импортному, так и экспортному направлениям, по причине выпадения из показателей данных взаимной торговли с Республикой Казахстан, а также торговли со странами, не входящими в состав ТС, и выпустивших товары в свободное обращение на территории Белоруссии и Казахстана. Номенклатура товаров, ввозимых и вывозимых через таможенную границу, имеет постоянный характер. Это определяется, во-первых, ресурсным потенциалом региона и его производственно-хозяйственной базой, во-вторых, потребностями региона в том или ином товаре.
Таким образом, при создании и размещении таможенных органов на территории Оренбургской области использовались следующие принципы: принципы размещения, базирующиеся на законе экономии времени и законе стоимости, то есть таможенный пост или таможня должны как можно быстрее работать при наименьших финансовых и материальных затратах и потерях; принцип использования наиболее благоприятных природных и экономических условий особенностей различных зон и районов (например, где-нибудь в чистом поле нет необходимости размещать таможенный орган.
С учетом вышеизложенного необходимо систематизировать факторы, оказывающие влияние на размещение таможенных органов. Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, инфраструктурных (транспортный фактор; земельный фактор; энергетический фактор; здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов; околотаможенная инфраструктура), социально-исторических факторов.
К экономическим факторам относят:
- сложившуюся территориальную организацию производства;
- роль отдельных территорий с точки зрения перспектив экономики России и интересов сопредельных стран;
- состояние транспортных коммуникаций;
- общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет имеющихся таможенных органов;
- возможность использования в таможенном деле достижений научно-технического прогресса;
- имеющиеся финансовые ресурсы и затраты, необходимые для создания и развития таможенной инфраструктуры;
- наличие и квалификация трудовых ресурсов [100].
К природным факторам можно отнести - географическое положение территории, рельеф местности, ценность земель (рисунок 5).
Рисунок 5 – Размещение предприятий-участников внешнеэкономической деятельности на территории Оренбургской области
Очевидно, что таможенные органы расположены в местах функционирования крупных предприятий Оренбургской области.
Анализ агломерационной экономики способствовал формированию представления об инфраструктуре, которая рассматривается в качестве особого фактора размещения производства, хотя и связанного теснейшим образом с другими факторами.
Под инфраструктурой обычно понимается совокупность действующих сооружений, зданий, систем и служб, которые необходимы для нормального функционирования производства и жизни населения на определённой территории и в своей совокупности отражают степень её освоенности (обустроенности). Необходимость выделения инфраструктуры в качестве особого фактора размещения объясняется тем, что при прочих равных условиях различия в развитии инфраструктуры определяют предпочтительность размещения производства.
Инфраструктурный фактор включает в себя несколько частей:
1) транспортный фактор;
2) земельный фактор;
3) энергетический фактор;
4) здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов;
5) околотаможенную ифраструктуру.
Рассмотрим влияние каждой из частей инфраструктурного фактора на размещение таможен и таможенных постов. Первым «подфактором», влияющим на размещение таможен и таможенных постов является транспортный фактор.
В таможенном деле проводится еще одна классификация таможен - по виду транспорта, которым перевозятся товары к месту оформления отдельно следующего багажа и почтовых отправлений: 1) железнодорожные; 2) авиационные; 3) морские; 4) речные; 5) автомобильные; 6) почтово-багажные таможни; 7) другие.
Также таможни и таможенные посты можно классифицировать по специализации: 1) грузопассажирские; 2) железнодорожные; 3) автомобильные; 4) автогрузовые; 5) портовые морские; 6) речные; 7) почтово-багажные; 8) таможни в аэропортах (воздушные); 9) энергетическая (трубопроводные); 10) акцизные таможенные посты; 11) другие.
В области функционирует Оренбургская таможня, в подчинении которой находятся семь таможенных постов (приложение А)
Развитие транспортного комплекса Оренбуржья имеет стратегическое значение для экономики региона и перехода её на инновационный путь развития. На территории Оренбургской области транспортный комплекс представлен автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Общая протяженность автомобильных дорог области составляет 28452 км, в том числе:
- Федеральная сеть дорог общего пользования - 786 км;
- подъезд от автодороги «М-5 Урал» - 275 км;
- автодорога «Оренбург - Илек - граница Казахстана»- 126,8 км;
- автодорога «Казань – Оренбург» в пределах Оренбургской области - 313,7 км.
На территории Оренбургской области успешно функционируют два филиала ОАО «РЖД»: Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги и Самарское отделение Куйбышевской железной дороги. Эксплуатационная длина путей ЮУЖД составляет 1643 км, в том числе электрифицированных линий - 512 км и эксплуатационная длина путей Куйбышевской железной дороги составляет 115 км. Плотность железных дорог общего пользования в области равна 13,3км/1000 кв.км. , что соответствует среднему показателю в ПФО и в 3,4 раза выше, чем по России.
Воздушный транспорт Оренбургской области представлен ОАО «Оренбургские авиалинии», и муниципальным унитарным предприятием (МУП) - «Аэропорт Орск».
Таможенные посты соответственно расположены в местах железнодорожных, автомобильных и воздушных путей сообщения.
Следующим фактором, который необходимо учитывать при размещении таможен или таможенных постов является земельный фактор. В использовании земли существует множество различных альтернатив. Так земля может использоваться под какие-либо предприятия или жилищные строения, объекты для занятий спортом и отдыха, под заповедники флоры и фауны и др. Необходимо использовать землю как ресурс с наибольшей эффективностью.
Еще одним фактором, влияющим на размещение таможен и таможенных постов является энергетический фактор. Энергия всегда в истории человечества играла огромную роль. В мире происходили энергетические кризисы, энергетические войны. Особенно большую роль энергетические ресурсы начали играть в 20-м веке. Таможенная служба не является исключением, она так же остро нуждается в энергетических ресурсах в своей деятельности. Таможни и таможенные посты в своей деятельности используют компьютерную технику, технические средства таможенного контроля, оргтехнику, автомобили, вертолёты и др. Использование вышеперечисленной техники позволяет повысить продуктивность работы таможен и таможенных постов, улучшить её скорость и качество пропускной способности ее границ. Для работы этой техники необходима энергия. Поэтому при размещении таможен и таможенных постов необходимо учитывать энергетический фактор.
Таможни и таможенные посты следует размещать так, чтобы доставка топлива была как можно дешевле, быстрее и удобнее. При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие зданий и сооружений, необходимых для работы таможен и таможенных постов.
Здания, помещения и сооружения можно построить, либо приобрести, арендовать. Аренда часто бывает выгоднее строительства. Например, при вступлении России в Таможенный союз снижается потребность в дополнительных таможнях и таможенных постах.
При размещении таможен и таможенных постов учитывается наличие околотаможенной структуры и её развитость. Развитие таможенной системы повлекло за собой возникновение околотаможенной структуры и сфер деятельности, служит посредническим звеном между таможенными органами и участниками ВЭД и строится на договорной основе.
К околотаможенной инфраструктуре относятся: склады временного хранения, таможенные склады, таможенные представители, магазины беспошлинной торговли. Как правило, околотаможенная структура появляется уже после возникновения таможни или таможенного поста. Она является дополнением таможни или таможенного поста и помогает ему выполнять его функции.
Так, например, в таможенной службе Российской Федерации большинство складов не принадлежит ей, а относится к околотаможенной структуре. Таможенные представители осуществляют первичную подготовку документов к таможенному контролю, по сути, приводят основной ресурс таможенной службы (информацию) в упорядоченный вид. Это облегчает работу таможен и таможенных постов по сбору информации и оформления грузов. Работники околотаможенной структуры также оказывают услуги таможенным работникам, предоставляя участникам ВЭД, перевозчикам информационные услуги по таможенному оформлению. За счёт экономии времени повышается производительность таможен и таможенных постов (таблицы 11).
Таблица 11 - Сведения о деятельности таможенных представителей, расположенных в зоне деятельности Оренбургской таможни в 2010 году
Штук
Наименование таможенного представителя | Количество оформленных импортных ДТ | Количество оформленных экспортныхДТ | Общее количество оформленных ДТ |
ЗАО «РОСТЭК - Оренбург» | 2457 | 1146 | 3603 |
ООО «Потул» | 107 | 1 | 108 |
ООО«Евроазиатский логистический таможенный брокер» | 650 | 560 | 1210 |
ООО «ДАЛК» | 98 | 92 | 190 |
ООО «ДХЛ Логистика» | 14 | 0 | 14 |
ООО «С.В.Т.С. – Легион Северо -Запад» | 0 | 2 | 2 |
ООО «Газпромтранс» | 15 | 496 | 511 |
ООО «Скан глобал лоджистикс» | 170 | 0 | 170 |
ООО «Таможенно –брокерский центр» | 0 | 2 | 2 |
ЗАО «Электроспецсервис» | 0 | 1762 | 1762 |
ООО «Накутранс» | 108 | 0 | 108 |
ООО «Синтех» | 0 | 18 | 18 |
Всего | 3619 | 4079 | 7698 |
Таким образом, в регионе деятельности Оренбургской таможни в 2010 г. действовало 12 таможенных представителей, в 2009 г. их было 10, за период с 2008 -2010 гг. количество таможенных представителей увеличивалось.
За 2008 г. и 2009 г. удельный вес таможенных платежей уплаченных таможенными представителями от общей суммы уплаченных таможенных платежей составляет 71,34 % и 77,83 % соответственно, что свидетельствует об активной деятельности таможенных представителей в регионе деятельности Оренбургской таможни. В 2010 г. сумма уплаченных таможенными представителями таможенных платежей уменьшилась на 13% по сравнению с 2009 г. и составила 6253567,4 тыс. р.
В зоне деятельности Оренбургской таможни находится 1 таможенный перевозчик, лицензия на учреждение таможенного склада выдана ООО «Оренбурггазпром».
Такая ситуация с деятельностью таможенных перевозчиков складывается в связи с тем, что участники ВЭД в качестве экономии средств используют иностранных таможенных перевозчиков.
На сегодняшний день в регионе деятельности Оренбургской таможни функционирует 13 складов временного хранения: 11 складов временного хранения открытого типа и 2 – закрытого типа. Из них 8 СВХ, владельцами которых являются юридические лица, включенные в Реестр владельцев СВХ и 5 СВХ, учрежденных Оренбургской таможней.
Отмечено, что отсутствие СВХ в регионе деятельности какого-либо таможенного органа, как и удаленность складов от тех же таможенных постов, значительно влияет на скорость и качество проведения таможенных операций, и не в лучшую сторону. И как следствие встает вопрос об эффективности проведения фактического таможенного контроля.
Приближение постов к автомобильным и железнодорожным развязкам, с созданием там необходимой околотаможенной инфраструктуры приведет к значительному сокращению затрат участников ВЭД на транспортировку грузов.Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы, такие таможни, как Астраханская, Ростовская, Таганрогская, Владивостокская, Оренбургская и другие, находящиеся на исторически сложившихся торговых путях и пограничных российских территориях, насчитывают более сотни лет.
Из перечня таможенных постов в зоне деятельности Оренбургской таможни можно сделать вывод, о способах их размещения. Во-первых, таможни и таможенные посты могут быть размещены на границах. Во-вторых, таможни имеет смысл размещать в тех местах, куда или откуда идут потоки грузов, то есть в торговых центрах и местах наибольшей концентрации предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. В-третьих, таможню или таможенный пост можно расположить на пути прохождения груза (товара) от границы до торгового центра и обратно. Товар до «торгового центра» может везтись по различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т.д.). Поэтому их для прохождения всех формальностей направляют во внутренние таможни и таможенные посты.
Внутренние таможни и таможенные посты имеют ряд преимуществ перед пограничными. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни и таможенные посты могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. Так современный обмен оперативной информацией с правоохранительными органами и доведение ее до силовых подразделений региональных таможенных управлений и таможен существенно повысили эффективность оперативно-поисковых мероприятий. Объем задержанных контрабандных товаров и транспортных средств существенно вырос.
Таким образом, при создании и размещении таможенных органов на территории Оренбургской области использовались следующие принципы: принципы размещения, базирующиеся на законе экономии времени и законе стоимости, то есть таможенный пост или таможня должны как можно быстрее работать при наименьших финансовых и материальных затратах и потерях; принцип использования наиболее благоприятных природных и экономических условий особенностей различных зон и районов (например, где-нибудь в чистом поле нет необходимости размещать таможенный орган).
Из общей задачи повышения эффективности исходят также принципы:
1) рациональной пространственной концентрации таможенной службы;
2) специализации отдельных таможенных постов и таможен в экономически целесообразных пределах (в соответствии с товарным потоком и способом транспортировки товаров);
3) оптимальных размеров и внутренней структуры таможенных потов и таможен.
Все эти принципы, а также различные факторы размещения таможенной службы должны отражаться в конкретных показателях общей экономической эффективности, что будет нами рассмотрено далее в 7-ой главе.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников