2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
В соответствии с Концепцией построения теории экономики таможенного дела, экономика таможенного дела представляет собой иерархическую систему, включающую несколько уровней:
- микроуровень (функционирование таможенных органов);
- мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности);
- макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов в области таможенного дела);
- мегауровень (международные конвенции в области таможенного дела и таможенной политики) [95].
В данном разделе остановимся подробнее на мезоуровне, где реализуется таможенное регулирование ВЭД посредством осуществления таможенных операций. Методами регулирования выступают:
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности начисления и своевременности уплаты таможенных платежей, принятие мер по их принудительному взысканию;
- таможенное декларирование и таможенный контроль;
- ведение товарных номенклатур ВЭД, принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ТС о происхождении товара из конкретной страны;
- обеспечение прав защиты объектов интеллектуальной собственности, ведение таможенного реестра объектов прав интеллектуальной собственности;
- ведение реестра лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, реестров банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
- аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному декларированию;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
- информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
- валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу ;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством страны об административных правонарушениях;
- осуществление дознания и производства неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством страны, проведения оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством страны.
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» можно разделить на следующие группы в зависимости от:
1 направленности действия на протекционистские и либеральные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации имеют целью снижение (снятие) ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. Применение этих мер производится в соответствии с избранным курсом внешнеторговой политики государства. Может применяется и смешанный вариант внешнеторговой политики.
2 характера воздействия на экономические и административные меры. Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта. Административный метод регулирования ВЭД представляет собой систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету, контролю над импортом или экспортом. Административные методы регулирования ВЭД включают в себя квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, административные барьеры. Экономические меры воздействуют через экономические интересы. К экономическим методам регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности относятся страхование экспортных кредитов, налоговые поощрения участников ВЭД, снижение косвенного налогообложения, предоставление государственных гарантий по экспортным и импортным кредитам.
3 видов применяемых приемов и инструментов регулирования на тарифные и нетарифные. Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов в качестве инструмента регулировании ВЭД. Нетарифные методы регулирования включают кроме указанных административных барьеров также импортные депозиты и налоги на экспортно-импортные операции
Границы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются, с одной стороны, потребностью расширения экспорта и углубления вовлеченности страны в международное разделение труда, с другой – необходимостью защиты национальной экономики и внутреннего рынка от неблагоприятного внешнего воздействия, предотвращением угрозы национальной безопасности, защитой национальных экономических интересов.
Обеспечение экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности на уровне страны в целом исходит из стратегии, нацеленной на экономический рост посредством повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики , который бы стимулировал подъем уровня и качества жизни населения. Уровень внешнеэкономической деятельности выступает характеристикой качества экономической системы.
Внешнеэкономическая деятельность тесно связана с экономической безопасностью, которая включена в систему национальной безопасности страны. Понятие «национальная безопасность» шире понятия «экономическая безопасность страны» и включает в себя военную, экологическую, информационную, социальную, энергетическую, экономическую и другие виды безопасности. Экономическая безопасность является основой национальной безопасности. Концепция национальной безопасности входит в систему экономической безопасности страны, определяя место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние внешние угрозы [81].
Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии экономической безопасности России заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении зависимости России от зарубежных стран в вопросах экономического сотрудничества.
Внешняя политика России по обеспечению внешнеэкономической безопасности должна быть направлена на:
1 Создание благоприятных условий для международной интеграции экономики и расширение рынка сбыта товаров и услуг.
Учитывая тот факт, что Россия находится в разных социально-экономических условиях по сравнению с центрами мирового хозяйства, актуальной и стратегически важной задачей становится адаптация национально-хозяйственных комплексов к мировой экономике. Адаптация означает необходимость повышения конкурентоспособности экономики. Быть конкурентным в мировом сообществе для каждой страны означает обеспечивать сравниваемые с мировым уровнем потребительские и ценовые характеристики товара и услуг независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего и внешнего. Следовательно, такая адаптация служит в целом укреплению экономической безопасности России, усилению ее позиции в мировом хозяйстве.
По оценкам международных экономических организаций Россия имеет сильные конкурентные позиции в черной, цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой промышленности. Отрасли обрабатывающей промышленности располагают научно-техническим потенциалом и способны производить конкурентную продукцию для мирового рынка: аэрокосмическая, атомная промышленность, тяжелое станкостроение, биотехнологии, оборонная промышленность [34].
Конкурентоспособны на некоторых рынках продукция российской электротехнической промышленности, энергетического машиностроения, электронные компоненты, оборудование для тепловых станций.
В основном, неконкурентоспособны, в настоящее время, российские автомобили, станки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия электронной промышленности.
Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считается:
1) индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию);
2) диверсификация экспортных рынков;
3)положительное сальдо платежного баланса;
4) низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях;
5) высокий образовательный уровень населения;
6) значительная часть научных работников.
К слабым сторонам относятся:
1) невысокий уровень расходов на душу населения на научно-исследовательские работы;
2) низкий темп прироста иностранных инвестиций;
3) недостаточные стимулы для инвестирования в наукоемкое производство;
4) нехватка финансовых средств для поддержания экспорта изделий с высокой добавленной стоимостью;
5) низкий уровень защиты инвестиций, авторских прав и патентов [74].
Возможности стабильного экономического роста и изменения существующего положения России на мировых рынках во многом зависят от того, как будет повышаться конкурентоспособность отечественной промышленности. Для этого требуется решительный поворот страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий и соответственно глубокой перестройки структуры производства и внешнеэкономических связей. Основной технологической стратегией России не может быть производство нынешнего поколения наукоемких потребительских товаров, так как эта ниша уже занята. Вместе с тем, Россия конкурентоспособна не только в производстве вооружения, но и высокотехнологичных инвестиционных товаров, таких как реакторов для мирного использования, морских буровых платформ. Для перехода российской экономики на инновационный путь нужна целенаправленная промышленная политика, способная расставить приоритеты развития новых технологий и производств. Необходимо стимулировать частный бизнес к финансированию научных исследований и разработок.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) должно способствовать расширению рынков сбыта товаров и услуг. Помимо этого, число иностранных поставщиков на российском рынке услуг может увеличиться, поскольку Россия взяла на себя обязательства, закрепленные в Генеральном соглашении по торговле услугами. Этот документ обеспечивает режим гарантированного доступа иностранных товаров, услуг и их поставщиков на рынок России, что создает благоприятную атмосферу защищенности и правовой стабильности.
Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию. Этим соглашением вводится запрет на нарушение национального режима и применение количественных ограничений в отношении иностранных инвестиций. Создание стабильного правового режима приведет к повышению инвестиционной привлекательности нашей страны [74].
2 Развитие Таможенного союза. Взаимодействие в рамках Таможенного союза обладает спецификой вследствие того, что страны, входящие в Таможенный союз, ранее составляли единое государство, имели единое политическое, экономическое, научно-техническое, социальное и культурное пространство, которое снова вливаются в единый комплекс на основе экономического сотрудничества в области таможенного дела.
Государственное регулирование внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства. Государства в условиях единого таможенного пространства имеют комплекс инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и безопасного перемещения товаров.
Природе рыночных отношений наиболее полно соответствуют экономические методы регулирования, поэтому им отводится ведущая роль в этом процессе. Особую роль в системе данных методов играет система ввозных и вывозных пошлин. Методы административного регулирования выполняют роль вспомогательных рычагов, дополняющих и усиливающих механизм экономического воздействия на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов [81].
Рыночной системе хозяйства соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги, таможенные формальности, преференции и т. д. Основными становятся импортные пошлины, с помощью которых государство стремится рационализировать структуру импорта.
Россия взяла курс на формирование открытой экономики, которая в стратегическом плане призвана способствовать росту эффективности производства. Однако в условиях открытой экономики могут возникать угрозы экономической безопасности.
Основные угрозы и направления обеспечения экономической безопасности России во внешнеторговой сфере представлены в таблице 2 [34].
Таблица 2 - Основные угрозы и направления обеспечения экономической безопасности России во внешнеторговой сфере
Основные угрозы | Направления обеспечения безопасности |
Рост сырьевой ориентации экспорта | Повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке; поддержка отечественного товаропроизводителя |
Дискриминация России во внешнеторговых отношениях | Обеспечение устойчивого социально-экономического развития |
Технологическая и техническая зависимость России от развитых стран | Обновление технологической структуры экономики |
Зависимость от импорта машин, оборудования, транспортных средств и продовольствия | Развитие российской обрабатывающей промышленности
|
Угроза ослабления роли государства во внешней торговле | Усиление роли государства в экономической сфере; активизация внешнеэкономической политики государства |
Рассматривая ключевые вопросы обеспечения экономической безопасности России, необходимо отметить, что исключительная роль в обеспечении интересов государства, предотвращении угроз безопасности, особенно, во внешнеэкономической деятельности обеспечивается посредством реализации таможенной политики.
Государства в едином экономическом пространстве активно регулируют внешнеэкономические связи с учетом национальных интересов.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников