logo
Экономика для Издательства исправл

2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования

В соответствии с Концепцией построения теории экономики таможенного дела, экономика таможенного дела представляет собой иерархическую систему, включающую несколько уровней:

- микроуровень (функционирование таможенных органов);

- мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности);

- макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов в области таможенного дела);

- мегауровень (международные конвенции в области таможенного дела и таможенной политики) [95].

В данном разделе остановимся подробнее на мезоуровне, где реализуется таможенное регулирование ВЭД посредством осуществления таможенных операций. Методами регулирования выступают:

- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности начисления и своевременности уплаты таможенных платежей, принятие мер по их принудительному взысканию;

- таможенное декларирование и таможенный контроль;

- ведение товарных номенклатур ВЭД, принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ТС о происхождении товара из конкретной страны;

- обеспечение прав защиты объектов интеллектуальной собственности, ведение таможенного реестра объектов прав интеллектуальной собственности;

- ведение реестра лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, реестров банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

- аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному декларированию;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

- информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

- валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу ;

- осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством страны об административных правонарушениях;

- осуществление дознания и производства неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством страны, проведения оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством страны.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» можно разделить на следующие группы в зависимости от:

1 направленности действия на протекционистские и либеральные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации имеют целью снижение (снятие) ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. Применение этих мер производится в соответствии с избранным курсом внешнеторговой политики государства. Может применяется и смешанный вариант внешнеторговой политики.

2 характера воздействия на экономические и административные меры. Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта. Административный метод регулирования ВЭД представляет собой систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету, контролю над импортом или экспортом. Административные методы регулирования ВЭД включают в себя квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, административные барьеры. Экономические меры воздействуют через экономические интересы. К экономическим методам регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности относятся страхование экспортных кредитов, налоговые поощрения участников ВЭД, снижение косвенного налогообложения, предоставление государственных гарантий по экспортным и импортным кредитам.

3 видов применяемых приемов и инструментов регулирования на тарифные и нетарифные. Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов в качестве инструмента регулировании ВЭД. Нетарифные методы регулирования включают кроме указанных административных барьеров также импортные депозиты и налоги на экспортно-импортные операции

Границы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются, с одной стороны, потребностью расширения экспорта и углубления вовлеченности страны в международное разделение труда, с другой – необходимостью защиты национальной экономики и внутреннего рынка от неблагоприятного внешнего воздействия, предотвращением угрозы национальной безопасности, защитой национальных экономических интересов.

Обеспечение экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности на уровне страны в целом исходит из стратегии, нацелен­ной на экономический рост посредством повыше­ния уровня конкурентоспособности национальной экономики , который бы стимулировал подъем уровня и качества жизни населения. Уровень внешнеэкономической деятельности выступает характеристикой качества экономической системы.

Внешнеэкономическая деятельность тесно связана с экономической безопасностью, которая включена в систему национальной безопасности страны. Понятие «национальная безопасность» шире понятия «экономическая безопасность страны» и включает в себя военную, экологическую, информационную, социальную, энергетическую, экономическую и другие виды безопасности. Экономическая безопасность является основой национальной безопасности. Концепция национальной безопасности входит в систему экономической безопасности страны, определяя место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние внешние угрозы [81].

Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии экономической безопасности России заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении зависимости России от зарубежных стран в вопросах экономического сотрудничества.

Внешняя политика России по обеспечению внешнеэкономической безопасности должна быть направлена на:

1 Создание благоприятных условий для международной интеграции экономики и расширение рынка сбыта товаров и услуг.

Учитывая тот факт, что Россия находится в разных социально-экономических условиях по сравнению с центрами мирового хозяйства, актуальной и стратегически важной задачей становится адаптация национально-хозяйственных комплексов к мировой экономике. Адаптация означает необходимость повышения конкурентоспособности экономики. Быть конкурентным в мировом сообществе для каждой страны означает обеспечивать сравниваемые с мировым уровнем потребительские и ценовые характеристики товара и услуг независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего и внешнего. Следовательно, такая адаптация служит в целом укреплению экономической безопасности России, усилению ее позиции в мировом хозяйстве.

По оценкам международных экономических организаций Россия имеет сильные конкурентные позиции в черной, цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой промышленности. Отрасли обрабатывающей промышленности располагают научно-техническим потенциалом и способны производить конкурентную продукцию для мирового рынка: аэрокосмическая, атомная промышленность, тяжелое станкостроение, биотехнологии, оборонная промышленность [34].

Конкурентоспособны на некоторых рынках продукция российской электротехнической промышленности, энергетического машиностроения, электронные компоненты, оборудование для тепловых станций.

В основном, неконкурентоспособны, в настоящее время, российские автомобили, станки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия электронной промышленности.

Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считается:

1) индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию);

2) диверсификация экспортных рынков;

3)положительное сальдо платежного баланса;

4) низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях;

5) высокий образовательный уровень населения;

6) значительная часть научных работников.

К слабым сторонам относятся:

1) невысокий уровень расходов на душу населения на научно-исследовательские работы;

2) низкий темп прироста иностранных инвестиций;

3) недостаточные стимулы для инвестирования в наукоемкое производство;

4) нехватка финансовых средств для поддержания экспорта изделий с высокой добавленной стоимостью;

5) низкий уровень защиты инвестиций, авторских прав и патентов [74].

Возможности стабильного экономического роста и изменения существующего положения России на мировых рынках во многом зависят от того, как будет повышаться конкурентоспособность отечественной промышленности. Для этого требуется решительный поворот страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий и соответственно глубокой перестройки структуры производства и внешнеэкономических связей. Основной технологической стратегией России не может быть производство нынешнего поколения наукоемких потребительских товаров, так как эта ниша уже занята. Вместе с тем, Россия конкурентоспособна не только в производстве вооружения, но и высокотехнологичных инвестиционных товаров, таких как реакторов для мирного использования, морских буровых платформ. Для перехода российской экономики на инновационный путь нужна целенаправленная промышленная политика, способная расставить приоритеты развития новых технологий и производств. Необходимо стимулировать частный бизнес к финансированию научных исследований и разработок.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) должно способствовать расширению рынков сбыта товаров и услуг. Помимо этого, число иностранных поставщиков на российском рынке услуг может увеличиться, поскольку Россия взяла на себя обязательства, закрепленные в Генеральном соглашении по торговле услугами. Этот документ обеспечивает режим гарантированного доступа иностранных товаров, услуг и их поставщиков на рынок России, что создает благоприятную атмосферу защищенности и правовой стабильности.

Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию. Этим соглашением вводится запрет на нарушение национального режима и применение количественных ограничений в отношении иностранных инвестиций. Создание стабильного правового режима приведет к повышению инвестиционной привлекательности нашей страны [74].

2 Развитие Таможенного союза. Взаимодействие в рамках Таможенного союза обладает спецификой вследствие того, что страны, входящие в Таможенный союз, ранее составляли единое государство, имели единое политическое, экономическое, научно-техническое, социальное и культурное пространство, которое снова вливаются в единый комплекс на основе экономического сотрудничества в области таможенного дела.

Государственное регулирование внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства. Государства в условиях единого таможенного пространства имеют комплекс инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и безопасного перемещения товаров.

Природе рыночных отношений наиболее полно соответствуют экономические методы регулирования, поэтому им отводится ведущая роль в этом процессе. Особую роль в системе данных методов играет система ввозных и вывозных пошлин. Методы административного регулирования выполняют роль вспомогательных рычагов, дополняющих и усиливающих механизм экономического воздействия на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов [81].

Рыночной системе хозяйства соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги, таможенные формальности, преференции и т. д. Основными становятся импортные пошлины, с помощью которых государство стремится рационализировать структуру импорта.

Россия взяла курс на формирование открытой экономики, которая в стратегическом плане призвана способствовать росту эффективности производства. Однако в условиях открытой экономики могут возникать угрозы экономической безопасности.

Основные угрозы и направления обеспечения экономической безопасности России во внешнеторговой сфере представлены в таблице 2 [34].

Таблица 2 - Основные угрозы и направления обеспечения экономической безопасности России во внешнеторговой сфере

Основные угрозы

Направления обеспечения безопасности

Рост сырьевой ориентации экспорта

Повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке; поддержка отечественного товаропроизводителя

Дискриминация России во внешнеторговых отношениях

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития

Технологическая и техническая зависимость России от развитых стран

Обновление технологической структуры экономики

Зависимость от импорта машин, оборудования, транспортных средств и продовольствия

Развитие российской обрабатывающей промышленности

Угроза ослабления роли государства во внешней торговле

Усиление роли государства в экономической сфере; активизация внешнеэкономической политики государства

Рассматривая ключевые вопросы обеспечения экономической безопасности России, необходимо отметить, что исключительная роль в обеспечении интересов государства, предотвращении угроз безопасности, особенно, во внешнеэкономической деятельности обеспечивается посредством реализации таможенной политики.

Государства в едином экономическом пространстве активно регулируют внешнеэкономические связи с учетом национальных интересов.