Введение в экономику таможенного дела
Таможенная служба Российской Федерации строится и функционирует как единая система таможенных органов Российской Федерации (РФ) и Таможенного союза.
Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого механизма тарифного и нетарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики. Взятые в целом, они конкретизируют содержание одного из основополагающих принципов конституционного устройства Российской Федерации – единого экономического пространства, закрепленного в части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации.
Таможенная служба, как разновидность государственной службы имеет как принципы и черты характерные для органов государственной власти, так принципы присущие только ей. По своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и таможенной службы во многом совпадают.
Федеральный закон № 311 от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Эффективная деятельность любой системы, включающая человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. «Отдельный скрипач, - писал К. Маркс, - сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [43].
Таможенное дело в Российской Федерации – это особая область деятельности, часть национальной экономики, ее государственного сектора, в которой таможенные органы и подведомственные Федеральной таможенной службе (ФТС) России предприятия и организации осуществляют на основе единой технологии и законодательства таможенные работы и услуги, обеспечивающие реализацию регулятивных, контрольных, экономических и информационно-аналитических функций [55].
С целью определения отраслевой принадлежности таможенного дела к конкретной отрасли национальной экономики важно уяснить сущность и содержание деятельности таможенных органов и особенности реализации экономических механизмов в таможенной сфере.
Таможенное дело включает таможенную политику, а также средства ее реализации. Механизм таможенной политики представляет собой совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования.
Основными инструментами реализации таможенной политики являются тарифное и нетарифное регулирование. Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институциональной предпосылкой ее реализации. Таможенное дело следует отнести к деятельности государства по таможенному управлению, включая контроль провоза грузов через границу, взимание платежей, установление квот и таможенных тарифов для взимания пошлин на провозимые группы товаров и т.д.
При рассмотрении экономики таможенного дела на макроэкономическом уровне основополагающим является определение состояния таможенной системы, ее соответствия задачам экономической политики государства, анализ инструментов реализации таможенной политики, их эффективности, оценка экономического эффекта таможенной деятельности.
Роль и место таможенного дела в системе отраслей национальной экономики проявляется посредством функций, реализуемых в процессе осуществления таможенных операций, в числе которых формирование доходов бюджета посредством взимания таможенных платежей, снижение таможенных правонарушений, обеспечение экономической и национальной безопасности. Экономика таможенного дела, таким образом, выступает составной частью экономической системы государства.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников