logo
Экономика для Издательства исправл

3.3.2 Специализация в таможенном деле

Специализация – это сосредоточение (концентрация) однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным [99].

Преимуществами специализированных организаций являются:

- специализация является основой для механизации и автоматизации производства;

- как правило, более высокое качество предоставляемых услуг;

- расширение возможностей для применения производи­тельной техники и технологий;

- специализация позволяет снизить издержки на производство таможенных услуг за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования квалифицированной рабочей силы и, концентрации;

- развитие специализации обусловливает необходимость объ­ективного развития стандартизации и унификации таможенных документов, технологий.

Существуют и недостатки специализированных организаций:

- монотонность в работе, что обуславливает необходимость в мероприятиях по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника;

- большая зависимость от потребителей данного вида услуг.

Таким образом, специализация - это сосредоточение основной деятельности таможенного органа на выполнении узкого круга работ и услуг. Она является следствием разделения труда и формой организации таможенного дела.

Специализация в таможенном деле осуществляется в трех формах:

  1. пред­метная (товарная, транспортная);

2) подетальная;

3) технологическая [2].

Предметная специализация означает, что в таможенном органе оказывают услуги конечного потребления, то есть технологически процесс та­моженного декларирования окончен, и пакет документов дает право участнику ВЭД на дальнейшее движение его товара от продавца к покупателю.

Предметная специализация может быть реализована по нескольким признакам. Например, по группе оформляемого товара: Центральная энер­гетическая таможня (нефть, газ, нефтепродукты), таможенные посты «Аэ­ропорт Магадан» (Магаданская таможня), «Малахит» (Екатеринбургская таможня), «Космодемьянский» (Калининградская таможня) - это таможен­ные посты по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.

Центральная акцизная и Северо-Западная акцизная таможня являются специализированными таможенными органами, осуществляющими мето­дическое руководство таможнями соответственно Центрального и Северо ­Западного таможенных управлений по вопросам таможенного оформления подакцизных товаров. Таможенные посты, подчиненные Центральной акцизной таможне и Северо-Западной акцизной таможне, являются специализиро­ванными таможенными органами, обладающими правомочиями совершения таможенных операций в отношении определенных групп подакцизных това­ров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Товарную специализацию таможен, то есть преобладание какой-либо товарной группы в оформлении, определяют по данным Главный научно - информационный вычислительный центр (ГНИВЦ), а с 1 августа 2011 г. Центральное информационно-техническое таможенное управление. Специализация определяется на основе электронных копий деклараций на товары. По отобранным для анализа группам товаров в разрезе таможен и постов опреде­ляются физические величины импортируемого (или экспортируемого) то­вара за определенный период. Затем рассчитывают удельный вес каждой таможни в импорте или экспорте данного товара:

(1)

где – удельный вес j - й таможни в импорте (экспорте) i – го товара за соответствующий промежуток времени;

- количество импортируемого (экспортируемого) i – го товара через j – ю таможню за соответствующий промежуток времени (тыс.тонн);

– общее количество импортируемого (экспортируемого) i – го товара (тыс.тонн).

Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу. Этим определен универсальный характер их работы. Большинство таможен осуществляют таможенное декларирование всех групп товаров, доставляемых различными видами транспорта. Однако территориальный принцип не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.

По виду транспорта, на котором товар доставляется к таможенному декларированию, различают авиационные, морские, речные, железнодорожные таможни и посты. Для определения транспортной специализации таможен выделяют преимущественный вид транспортных средств, оформленных при пересечении границы на каждой таможне. Транспортная специализация характеризуется удельным весом таможен в оформленных при пересечении таможенной границы транспортных средствах за определенный промежуток времени (автомашин грузовых, легковых, судов морских, речных и воздушных и железнодорожного транспорта):

(2)

где – удельный вес j – й таможни в оформленных при пересечении границы транспортных средствах i - го вида;

– количество i – х транспортных средств, оформленных j – таможней при пересечении ими границы;

– общее количество i – транспортных средств, пересекших таможенную границу за соответствующий период времени [2].

В транспортном комплексе России из всех видов транспорта доля железнодорожных дорог в системе транспорта общего пользования по грузообороту составляет 40 %. С учетом того, что цены на продукцию других отраслей стали свободными, железнодорожные тарифы превратились в важнейший макроэкономический регулятор в руках государства. Из общего объема пассажирооборота доля железнодорожного транспорта оценивается в 42 %.

Использование воздушного транспорта для перевозок имеет достаточно высокую стоимость, поэтому этот вид транспорт используется гораздо реже.

В результате увеличиваются международный грузооборот и пассажиропоток на железнодорожном транспорте и все более интенсивным становится автомобильное сообщение.

Одной из форм специализации является предметная специализация. Предметная специализация может быть реализована по группе оформляемого товара. Следует выделить Центральную энергетическую таможню .

Центральная энергетическая таможня – это специализированный таможенный орган, непосредственно подчиненный ФТС России с единым центром управления в Москве, способный осуществлять таможенные операции и таможенный контроль за энергоносителями от момента подачи декларации и сдачи энергоносителя первому перевозчику до его вывоза с таможенной территории.

На протяжении последнего времени руководство ФТС России занимается реформированием структуры таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и контроль в отношении энергоносителей. Подготовка к необходимым мероприятиям преобразования была начата еще в 2005 году. Итогом этой работы стало издание приказа ФТС России № 800 от 24.08.2006 года, в соответствии с которым местами декларирования нефти и нефтепродуктов, вывозимых трубопроводным транспортом, была определена Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) и подчиненные ей таможенные посты, а морским транспортом - таможенные органы, расположенные в морских портах, а также ЦЭТ и подчиненные ей таможенные посты.

Выбор в пользу Центральной энергетической таможни не является случайным, так как ЦЭТ - специализированный таможенный орган, в компетенцию которого входит совершение таможенных операций и осуществление таможенного контроля в отношении сырой нефти, газового конденсата, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу. Следующим шагом на пути совершенствования организации контроля энергоносителей является дальнейшая концентрация таможенных операций и таможенного контроля энергоносителей в ЦЭТ. Как следствие, 2 апреля 2007 года в ФТС России был подписан приказ № 388 "О совершенствовании структуры таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении сырой нефти, газового конденсата, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии». Он предусматривает создание Московского энергетического, Северо-Западного энергетического (со статусом юридического лица) и Южного энергетического (со статусом юридического лица) таможенных постов, подчиненных Центральной энергетической таможне. Планируется, что принятое решение позволит обеспечить единообразное применение законодательства при производстве таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей и повышение достоверности заявляемых при декларировании сведений. Одновременно с этим приказ создает необходимые условия для качественного улучшения администрирования доходов федерального бюджета и формирования статистики внешней торговли.

В соответствии с приказом ФТС России от 01.06.2007 г. № 683 Центральная энергетическая таможня является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенные операции и таможенный контроль товаров 27 группы ЕТН ВЭД (сырой нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки, угля каменного, лигнита (бурый уголь), торфа, кокса, горючих сланцев, электроэнергии).

В целях оперативного управления процессом таможенного декларирования энергоносителей, усиления таможенного контроля за экспортными объемами энергоносителей, перемещаемыми через таможенную границу, ФТС России последовательно осуществляются многоэтапные мероприятия по централизации таможенного администрирования энергоносителей на базе ЦЭТ.

После проведенных в 2008 году организационно-структурных изменений в структуре центрального аппарата ЦЭТ созданы две службы: организации таможенного контроля и информационно-технической. Главной задачей службы организации таможенного контроля выдвинут в 2008 году непрерывный мониторинг всей поступающей информации за перемещением энергоносителей через таможенную границу, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы нарушений таможенного законодательства.

Информационно-технической службой таможни проводится активная работа по внедрению электронного обмена информацией между функциональными подразделениями и таможенными постами, обезличенного таможенного оформления, а также контроль документов и сведений, предоставление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Проведенные мероприятия позволили улучшить качество таможенного оформления энергоносителей, создать предпосылки для централизации финансовых потоков, связанных с экспортом энергоносителей, обеспечена возможность более широкого применения электронного декларирования при экспорте нефти и нефтепродуктов. Принимая во внимание ускоренное развитие транспортных систем, возникает необходимость обеспечения их эффективного функционирования, в связи, с чем главным в деятельности энергетических таможенных постов должна стать работа, направленная на принятие мер по оптимизации, повышения прозрачности и сокращению времени производства таможенного декларирования и осуществления таможенного контроля, увеличения пропускной способности пунктов пропуска.

В основу развития энергетических таможенных постов положено использование современных информационных технологий, базирующихся на принципах деятельности таможенных органов ведущих стран мира, создание правовой и организационной базы деятельности поста для последующего применения четких и понятных правил таможенного администрирования энергоносителей.

Для реализации вышеозначенных подходов в приоритетном порядке используется предварительное информирование и электронное декларирование, обеспечивающие сбор и контроль информации об энергоносителях, перемещаемых через таможенную границу в необходимом и достаточном объеме, принцип выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками.

Указанные направления развития энергетических таможенных постов предполагают переход в будущем на электронный документооборот, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеэкономической деятельности.

Следующий вид специализации – это подетальная специализация, т.е. сосредоточение определенных операций и документов, а также выполнение отдельных технологических процессов для реализации таможенными органами их функций. По технологическому признаку в таможенных органах формируются службы и подразделения [2].

Например, подразделения, выполняющие правоохранительные функции (таблица 13).

Таблица 13 – Подразделения Оренбургской таможни, выполняющие правоохранительные функции

Наименование службы, отдела, отделения

Сокращенное название

Оперативно-розыскной отдел

ОРО

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков

ОБКН

Отдел административных расследований

ОДР

Отдел дознания

ОД

Учётно - регистрационный отдел

УРО

Отдельные должности по криминалистической работе

-

Оперативно – аналитическое отделение

ОАО

Кинологический отдел

КО

Отдел таможенной охраны и оператив-

но-дежурной службы

ОТОиОДС

Отделение таможенной охраны

ОТО

Оперативно-дежурное отделение

ОДО

Специальный отряд

быстрого реагирования

СОБР

Следующий вид специализации – это технологическая специализация, т.е. превращение отдельных работ, связанных с таможенным декларированием, контролем или обеспечением, в самостоятельные производства. Например, для обеспечения таможенных органов материально-техническими ресурсами созданы Тыловые таможни и таможенные посты, которые осуществляют обеспечение таможенных органов материально-техническими ресурсами [2].

Отдельные виды работ являются предметом деятельности специализированных региональных управлений: РТУ оперативно-поисковое, PТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, РТУ организации силового обеспечения. Специально обособленные виды деятельности и подразделения характеризуются:

- единым назначением услуг или выполняемых работ;

- однородностью используемых ресурсов (материальных, информационных и др.);

- общностью технологических процессов;

- однородным профессиональным составом кадров и общностью организации управления.

Специализация позволяет упростить производственную структуру таможен, создает возможность для полного использования оборудования и инструментов на основе унификации, стандартизации работ, технологий и документов, быстрого накопления опыта и, в конечном итоге, роста производительности труда. Все вопросы специализации, размещения и концентрации в таможенном деле должны решаться комплексно.

Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных видов. На основе увеличения объемов каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров специализации обеспечивает массовое повторение операций и концентрацию однородного производства. Таким образом, специализация, с одной стороны является следствием общественного разделения труда, с другой – результатом концентрации однородного производства.

Таким образом, специализация позволяет упростить производственную структуру таможен. Чем меньшее количество видов товаров или документов обрабатывается таможней, тем глубже специализировано производство, и меньше число структурных подразделений входит в ее состав.