logo
Экономика для Издательства исправл

Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации

Таможенная политика Российской Федерации – составная часть внутренней и внешней политики государства, система мер воздействия на поведение участников внешнеэкономической деятельности, направленная на развитие национальной экономики, регулирование товарообмена, решение торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, обеспечение экономической и национальной безопасности государства.

Таможенная политика, конкретного государства и государств, входящих в Таможенный союз строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений.

К субъектам таможенной политики, разрабатывающим, формирующим механизм осуществления таможенной политики и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государств, входящих в Таможенный союз и институты управления Таможенным союзом, союзы предпринимателей, коммерческие банки, неправительственные и негосударственные международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники ВЭД, другие социальные группы, интересы которых затрагивает таможенная политика.

Содержание таможенной политики определяется политическими, экономическими, социальными факторами, оказывающими на нее прямое и косвенное воздействие.

К политическим факторам, оказывающим влияние на таможенную политику, относятся:

- государственная политика и деятельность органов государственной власти и управления, определяемая интересами и целями развития государства;

- внутренняя политика, представляющая собой систему принципов, направлений и форм деятельности государства и его институтов, обеспечивающих сохранение и развитие сложившегося социально-политического и экономического строя (в том числе политика обеспечения национальной безопасности);

- экономическая политика – система мер, действий в области экономики, задающая определенную направленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства, в том числе ее составляющие – структурно-инвестиционная политика, инновационная политика, политика ценообразования, кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, политика занятости, политика обеспечения экономической безопасности;

- внешнеэкономическая политика – система мер, действий в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами, в том числе ее составляющие – внешнеторговая политика, политика международного движения капитала, валютная политика;

- социальная политика – взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих ее слоев.

Важнейшими экономическими факторами, определяющими содержание таможенной политики государства, являются:

- темпы роста внутреннего валового продукта страны;

- динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала;

- уровень инфляции;

- состояние финансовой системы;

- состояние кредитно-банковской системы;

- размеры и динамика теневого сектора экономики;

- размеры внутреннего и внешнего государственного долга;

- размеры и структура экспорта и импорта и др.

Основными социальными факторами, воздействующими на содержание таможенной политики, выступают:

- социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку;

- приоритеты социального развития;

- уровень жизни населения;

- уровень безработицы и др.

При разработке и реализации таможенной политики учитываются и внешние факторы, к которым относятся:

- состояние и тенденции развития международной торговли и туризма;

- участие страны в международных и региональных экономических организациях;

- присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности др.[2]

Основными направлениями таможенной политики на современном этапе развития Российской Федерации являются следующие составляющие ее виды политик:

- таможенно-тарифная политика;

- политика в области нетарифного регулирования ВЭД;

- политика совершенствования таможенного контроля;

- политика стимулирования ВЭД посредством применения таможенных процедур;

- политика развития научно-технического прогресса;

- эффективная кадровая политика таможенной службы;

- политика противодействия распространения коррупции в таможенных структурах;

- политика прозрачности таможенного регулирования и др.

Таможенная политика реализуется таможенно-тарифными методами регулирования ВЭД посредством применения различных видов тарифов и пошлин, методологии исчисления таможенных платежей, условий предоставления льгот и тарифных преференций для товаров из наименее развитых и развивающихся стран.

Развитие таможенной политики за несколько столетий отражает её связь с политикой и другими сферами жизни общества. В разные периоды российской истории государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоречивые задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась.

Например, вовремя правления Екатерины II почти полностью отказались от фритредерских устремлений предыдущих лет и перешли к политике протекционизма, которая с различными модификациями проводилась всеми последующими правителями. В таможенной политике того времени тенденции протекционизма сводились к следующему:

- повышение таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров с целью сокращения или прекращения их ввоза, что позволяло поднять цены на аналогичные товары внутреннего производства;

- запрещение или ограничение ввоза определенных видов товаров;

- понижение вывозных пошлин, выдача вывозных премий государством в целях поощрения вывоза товаров собственного производства;

- получение дешевого сырья в результате эксплуатации ресурсов колоний и зависимых стран;

- выдача государством денежных субсидий крупным предпринимателям России;

- поощрение морской торговли льготными пошлинами.

Также, были периоды, когда таможенные методы становились орудием в решении внешнеполитических и военных проблем. В другое время, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения, и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства.

Например, в период с 1790 по 1822 гг. на таможенную систему оказали сильное воздействие политические отношения России с европейскими державами. Возникла потребность в изменении своей таможенной политики сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно. Кроме этого, необходимо было стимулировать традиционные и выгодные виды российского производства, активизировать в целом внешнеэкономическую деятельность. В связи с началом во Франции буржуазной революции Россия договорилась с Англией, Австралией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырьё и не ввозить французскую мануфактуру. В 1793 г. Екатерина II издала манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и запрещавший привоз в Россию всех французских товаров.

Организация Таможенного союза, а также вступление России во Всемирную торговую организацию требуют изменения таможенной политики страны, эффективной интеграции в области экономической деятельности и решения политических задач.