logo
Экономика для Издательства исправл

5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета

Условием эффективного планирования в любом государстве является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющей планирование социально – экономического развития. Такая система в Российской Федерации включает в себя законодательные и исполнительные органы власти, где важное место как исполнительному органу власти отводится таможенным органам.

Таможенные органы, как исполнительный орган власти, принимают участие в трех стадиях бюджетного процесса:

1) планирования доходов бюджета (как администраторы) и расходов (как бюджетополучатели);

2) исполнения бюджета в части доходов (как администраторы) и расходов (как бюджетополучатели);

3) составления отчета об исполнении в части доходов (как администраторы) и расходов (как бюджетополучатели).

Рассмотрим более конкретно функции таможенных органов в бюджетном процессе.

Для определения сущности бюджетного процесса воспользуемся двумя определениями. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, «бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

В финансово-кредитном словаре под редакцией А.Г. Грязновой определено, что бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других ее участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением. Финансово-кредитный словарь (с. 152) (М."Финансы и статистика", 2002) Грязнова А.Г.

Бюджетный процесс осуществляют органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями.

Участники бюджетного процесса в Российской Федерации определены законодательно в статье 152 Бюджетного кодекса РФ, таковыми являются:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной (представительной) и власти;

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы ОМСУ, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов, другие уполномоченные органы;

Соответственно, согласно статье 152 Бюджетного кодекса РФ, таможенные органы Российской Федерации в процессе исполнения бюджета выступают «органами, осуществляющими сбор доходов» - администратором доходов федерального бюджета в части уплаты таможенных платежей, и «главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств» в части осуществления таможенного дела и функционирования таможенных органов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым законодательством РФ на соответствующий год. Расходы осуществляются в пределах сумм и направлений, установленных законами, решениями и распоряжениями о бюджете.

В процессе мобилизации в бюджет финансовых ресурсов и их использования возникают финансово – бюджетные отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии бюджетной политикой. Бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию. Бюджетное послание опубликовывается в центральных печатных изданиях, таких как «Российская газета», «Правительственная газета», в журнале «Финансы» и др.

Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим Постановлением поручает Министерству экономического развития и торговли организовать разработку плана прогноза социально-экономического развития РФ на предстоящий финансовый год и на перспективу. Министерство экономического развития и торговли совместно с Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по статистике, Центральным банком РФ, и другими министерствами разрабатывает основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год. Минэкономразвития также составляет план развития государственного и муниципального сектора экономики на очередной финансовый год, и эти документы представляет в Правительство.

Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе РФ и Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом рекомендуется составлять и направлять в Минфин России прогноз размеров администрируемых ими доходов, поступающих в доходы консолидированного и федерального бюджетов в планируемом году и на среднесрочную перспективу с соответствующими обоснованиями и расчетами, материалы с оценкой ожидаемых в планируемом году потерь федерального бюджета в связи с предоставленными налоговыми льготами.

Далее Министерство финансов составляет сводный финансовый баланс России, организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта федерального бюджета, формирует проект федерального бюджета и представляет его на рассмотрение и утверждение в Правительство РФ.

Утвержденный проект федерального бюджета Правительство РФ направляет в Государственную Думу на дальнейшее рассмотрение и утверждение в форме закона.

Планирование деятельности таможенных органов России осуществляется на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, нормативно- правовых актов Российской Федерации и Таможенного союза.

Планирование в системе таможенных органов осуществляется по существу на нескольких уровнях управления, при строго выдержанной иерархической подчиненности всех таможенных органов ФТС России:

  1. правительство РФ – ФТС России;

  2. ФТС России – для региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения;

  3. региональные таможенные управления – для таможен и таможенных лабораторий;

  4. таможни – для таможенных постов.

Планы - задания направленные на реализацию таможенными органами экономической (фискальной), правоохранительной функций. Планами таможенным органам устанавливаются суммы перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета, снижение таможенных правонарушений и рисков.

Цели и направления деятельности таможенной службы должны соответствовать нормативным и правовым актам, определяющим основные направления государственной политики в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества. Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, федеральный закон Российской Федерации № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другие законы Российской Федерации определяют экономические правомочия таможенных органов и направления их действий для достижения поставленных целей и задач.

В таможенных органах имеются факторы, определяющие специфику планирования и финансирования расходов:

- закрытость определенных сведений, содержащих государственную тайну в некоторых структурах;

- широкий номенклатурный перечень потребляемых ресурсов;

- особенность формирования контрактных цен на поставляемую продукцию правоохранительного и военного назначения, в части как перемещаемых через таможенную границу, так и используемых в деятельности некоторых структур таможенных органов;

- специфика установленного в правоохранительных подразделениях учёта производимых расходов материальных и денежных ресурсов.

Исполнение федерального бюджета начинается с 1 января. Бюджеты в России исполняются на основе принципа единства кассы (ст.216 Бюджетного кодекса РФ), который предусматривает зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление расходов с этого единого счета и подведомственности расходов. Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему и их целевое расходование в пределах утвержденных бюджетных сумм и запланированного периода.

Исполнение бюджета осуществляется исполнительными органами: Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством России, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Государственным комитетом по управлению государственным имуществом, исполнительными органами на местах, а также главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Непосредственное исполнение федерального бюджета проводится органами федерального казначейства совместно со структурными подразделениями Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой.

Формирование доходов осуществляется в 4 этапа:

1) зачисление доходов;

2) распределение доходов между уровнями бюджетной системы;

3)возврат излишне зачисленных доходов в бюджет;

4) учет доходов.

Доходы бюджета – это экономические отношения, выстроенные на юридических нормах между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу перераспределения части валового национального продукта в пользу государства.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации (в статье 6) определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».

Доходы бюджета формируются на налоговой и неналоговой основе. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, взимание отдельных санкций регламентируется Гражданским, Административным или Уголовным кодексами РФ, взимание таможенных пошлин Таможенным кодексом таможенного союза и федеральным законом № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них зачастую могут быть не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме. Так, за федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральным законом.

Доходы бюджетов в Российской Федерации на территории страны формируются, равно как и расходы на основе единой бюджетной классификации РФ, состав и действие которой закреплено в Бюджетном кодексе РФ и федеральном законе РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджеты всех уровней в России формируются на основе единой бюджетной классификации РФ. Это обеспечивает их сопоставимость при оценке и контроле за их исполнением и соответствием своему назначению. Единая для бюджетов всех уровней классификация обеспечивает также и межгосударственную сопоставимость бюджетных данных.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.

Классификация доходов бюджетов РФ это группировка доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 20 Бюджетного кодекса РФ, с 1 января 2005 года доходы бюджетов РФ состоят из двадцатизначных кодов, в структуре которых выделены четыре блока:

  1. Код администратора поступлений в бюджет (1-3 разряды);

  2. Код вида доходов (4-13 разряды);

  3. Код программ доходов бюджетов (14-17 разряды) ;

  4. Экономическая классификация доходов бюджетов (18-20 разряды).

Названные блоки имеют конкретную детализацию. Они представлены в таблице 18.

Код администратора (1-3 разряды классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета.

Это налоговые органы, таможенные органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Таблица 26 - Структура кода классификации доходов бюджетов

Администратор

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

Программа

Экономическая классификация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

При исчислении платежа орган субъекту, будь то государственный орган власти, юридическое, либо физическое лицо, осуществляющему начисление дохода, следует обязательно указать код администратора.

Доходы, администрируемые Федеральной таможенной службой, согласно бюджетной классификации Российской Федерации, имеют шифр 153.